Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Организации производства в объединении

Характерной особенностью организации производства в объединении, типичной для всей системы автосервиса СССР, является переход к преимущественно интенсивному развитию. Это, конечно, не означает, что прекращается ввод в действие новых СТОА. В центре всей экономико-организационной деятельности находятся такие важные показатели, как:
ритмичность оказания услуг и выравнивание загрузки; повышение коэффициента сменности работы СТОА; сокращение сроков выполнения заказов; объем услуг с одного рабочего поста. Важным, с точки зрения оценки резервов дальнейшего развития, является показатель загрузки СТОА и объединения в целом.
За истекшие годы одиннадцатой пятилетки существенных изменений в сезонной ритмичности по кварталам внутри года в объединении не произошло. А усредненные внутри месячные колебания ритмичности по трем декадам в 1981 —1982 гг. представлены в табл. 24. Как видим, по-прежнему, остается высоким удельный вес выпуска продукции в третьей декаде месяца.
С неритмичностью работы СТОА объединения связаны все еще значительные сроки ожидания исполнения заказов на наиболее трудоемкие (кузовные) работы, которые в 1983 г. характеризовались следующими данными:
по автомобилям «Запорожец» — для инвалидов войны (на СТОА-3) лимитируется только наличием запасных частей, а для других автомобилей 2,5—3 мес.;
по автомобилям «Москвич» — льготная очередь 15—20 дней, общая 2—3 мес.;
по автомобилям «Волга» — льготная очередь 1 мес., общая до 2 лет;
по автомобилям «Жигули» — льготная очередь 10—15 дней, общая 1,5—8 мес. в зависимости от вида ремонта.
Опыт объединения показывает, что преодоление неритмичности в работе, продолжительных сроков ремонта следует искать в развитии таких прогрессивных форм организации производства, как его концентрация, специализация и кооперирование.
Путем преодоления колебаний спроса населения на услуги автосервиса можно обеспечить более ритмичную работу СТОА. Сделать это можно за счет оказания организационных услуг предприятиям и снижения цен на услуги в период спада заказов от населения, а также за счет организации соответствующей рекламы, абонементного обслуживания, развития самообслуживания и т. д.
Примером борьбы объединения за повышение ритмичности работы является организация осенней бесплатной диагностики автомобилей «Мерседес», осуществляемой СТОА-7 совместно с фирмой «Даймлер-Бенц» (ФРГ).
Для характеристики деятельности предприятий объединения по использованию производственных мощностей рассмотрим такой качественный показатель, как объем услуг и продукции по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей, получаемый с одного рабочего поста (табл. 25). В целом по объединению в 1982 г. он составил 17,0 тыс. руб. при среднегодовом коэффициенте сменности 1,3 и увеличился по сравнению с 1979 г. на 15,6%. Такое увеличение объема услуг и продукции с одного рабочего поста наблюдается по всем предприятиям объединения за исключением СТОА-1, где указанный показатель снизился на 1,2%. Наиболее высоким он оказался в цехе 14 (82,6 тыс. руб.), что объясняется его специализацией на услугах по капитальному ремонту, а также большим удельным весом запасных частей и основных материалов в общем объеме. А самым низким он был в цехе И (9,6 тыс. руб.), что значительно ниже, чем по объединению в целом.
Качественный показатель — объем услуг по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, получаемый с одного' рабочего поста (в тыс. руб.) по всем СТОА системы Автотехобслуживание СССР в 1980—1982 гг. представлен в табл. 26.
Максимальный объем услуг с одного рабочего поста в 1980 г. при коэффициенте сменности Ксм=1,3 был 19,6 тыс. руб. в Азербайджанской системе Автотехобслуживание, а в 1981 г. (при Ксм=1,4) 17,4 тыс. руб. в объединении Мосавтотехобслуживание.
СТОА объединения Мосавтотехобслуживание в 1980—1982 гг. изучала опыт производственного объединения «Москвич» (/Ссы=1,6), системы автотехобслуживания Латвийской ССР (Кем=2,2) и др.
В росте Кен, особенно на СТОА, где выполняются трудоемкие и пользующиеся повышенным спросом услуги по ремонту кузовов, заинтересованы все московские организации автосервиса, которые в последние годы работали в среднем, а в 1982 г. он достиг даже уровня 1,4. Однако и этот рубеж является промежуточным — планами одиннадцатой пятилетки намечен его дальнейший рост. По расчетам, если Кс» в объединении довести до 1,5, то это позволит дополнительно оказывать ежегодно свыше 15% услуг и повысить среднегодовое число машинозаездов на 18%.
Система планирования и управления объединения постоянно нацелена на анализ, поиск резервов в повышении Кси и вовлечение их в хозяйственный оборот. Это и понятно, если учесть, что общая среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась по объединению с 17,4 млн. руб. в 1975 г. до 22,0 млн. руб. в 1980 г., т. е. в 1,3 раза, а абсолютный прирост основных производственных фондов за 1975—1980 гг. составил 4,6 млн. руб. Улучшение использования этих основных фондов — цель экономистов объединения, стремящихся планировать не только рост объемов реализации бытовых услуг, но и расширение количества и номенклатуры услуг автосервиса.
В связи с этими задачами в объединении и на СТОА широко использовали Временную методику планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих населению. Содержащиеся в ней нормы и нормативы деятельности служб автосервиса сыграли большую организующую роль, а опыт применения данных методических рекомендаций показал их исключительно высокую эффективность. Руководствуясь этой методикой, а также руководя щимн методическими указаниями ВПО Союзавтотехобслу! живание и методическими рекомендациями филиала НАМИ, в объединении определяют, анализируют и планируют структуру видов услуг в общем объеме реализации бытовых услуг. Речь идет о выборе прогрессивных пропорций в плане объема реализации бытовых услуг между услугами по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей, гарантийному ремонту, хранению транспортных средств, предпродажной подготовке автомобилей к реализации и прочими услугами.
При общем объеме реализации бытовых услуг СТОА объединения в 1980 г. 7,9 млн. руб., в 1981 г. — 8,5; в 1982 г. — 9,0 и в 1983 г. свыше 9,7 млн. руб. дополнительный объем бытовых услуг сверх плана ежегодно составлял 300—500 тыс. руб. Правда, отдельные СТОА московского автосервиса имели иногда замедление темпов роста.
В результате анализа установлено, что различные виды услуг в общем объеме распределяются следующим образом:
услуги по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей — 87,3%, в том числе гарантийный ремонт — 4,1 %;
услуги по хранению — 2,1%;
предпродажная подготовка — 2,3%;
прочие услуги — 7,9%.
В связи с интенсивным развитием торговли в объединении в 1980 г. фактический объем розничного товарооборота, в который включаются выручка за ремонт и ТО легковых автомобилей и других транспортных средств, а также стоимость проданных населению легковых автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и материалов, составил 184 млн. руб. в 1982 г. — 185,3 и в 1983 г.— 185 млн. руб. А за все годы десятой пятилетки он равнялся 812,2 млн. руб. План по продаже легковых автомобилей населению Москвы объединением в 1982 г. вы пол нен на 101,4%, было реализовано 20428 легковых автомобилей на общую сумму 154 млн. руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70