Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Определение спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Повышение уровня организации ремонта и технического обслуживания автомобилей все в большей мере базируется на использовании достижений науки и передового опыта. Так, в определении главного экономического показателя системы автосервис — перспективная потребность населения Москвы в услугах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, принадлежащих гражданам, — используются различные методы научного прогнозирования.
В работе по прогнозированию спроса населения на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гражданам [15], спрос определяется особенностями потребления данного вида услуг. Установлено, что если приобретение транспортных средств в первую очередь определяется уровнем доходов населения, то спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту не зависит от этого фактора, так как цены на техническое обслуживание и ремонт по сравнению со стоимостью автомобилей и мототехники значительно ниже и вероятность возникновения потребностей в услугах разных групп населения с различными уровнями дохода одинакова.
Поэтому при прогнозировании спроса населения на услуги следует исходить из общего парка автомобилей и уровня обеспеченности транспортными средствами в прогнозируемом периоде с учетом основных объективных факторов, влияющих на спрос, и тенденции его развития.
К числу объективных относятся факторы, с помощью которых можно определить общий по Москве и дифференцированный спрос населения на услуги, влияние которых устойчиво в прогнозируемом периоде. Они включают: численность населения, обеспеченность его транспортными средствами, цены на них, услуги по техническому обслуживанию и ремонту, трудоемкость, среднегодовые пробеги и т. д.
Факторы, носящие субъективный характер или влияющие незначительно, во внимание не принимаются. К ним можно отнести: потребительские привычки, развитие общественного транспорта, моду, культуру обслуживания, ожидание в очереди, обеспеченность местами хранения и стоянок автомобилей, обеспеченность дорожной сетью, организацию торговли.
Расчет обеспеченности населения легковыми автомобилями и мототехникой производится на основе учета срока их службы и других факторов.
Информация о потребительском спросе на автотехобслуживание с учетом динамики во времени — необходимое условие принятия экономически и технически обоснованных решений по проблемам темпов и пропорций развития соответствующих СТОА, их территориальному размещению, определению оптимальных размеров по количеству рабочих постов, технической оснащенности, потребности в кадрах, специализации, кооперации и т. д.
Вопросам прогнозирования спроса населения на автотехобслуживание при разработке проектов планов до последнего времени уделялось недостаточное внимание. Основным источником сведений была информация, получаемая непосредственно на станциях технического обслуживания легковых автомобилей.
В настоящее время определены основные группы факторов, влияющих на прогнозируемую потребность в регионе в услугах автосервиса:
парк автомобилей, находящихся в личном владении граждан. Общая численность автомобилей, его структурное описание — распределение по классам и маркам, величина пробега с начала эксплуатации, год выпуска, оценка общего технического состояния;
система автотехобслуживания — количество СТОА и других предприятий, их размещение, производственные возможности, включая номенклатуру производимых работ и пропускную способность по каждому виду ремонта, фонды запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи), средний уровень качества производимых ремонтных работ, а также ряд экономических показателей — цены на услуги и запасные части, обеспеченность ресурсами и т. п.;
дорожная сеть, протяженности автомобильных дорог, насыщенность ими территории (протяженность на 1 км2 обжитой территории), качество и состояние, размещение мест приложения труда, культурных, спортивных и прочих объектов относительно жилых массивов и друг друга, интенсивность дорожного движения, уровень развития наземного общественного транспорта;
комплекс социальных условий — демографическая характеристика населения, структура занятости с дифференциацией по уровням доходов; квалификация владельцев автомобилей как водителей, общий уровень технического образования и навыков, склонность к самообслуживанию. Подвижность населения.
Указанные группы расположены в порядке возрастания устойчивости их факторов во времени.
Расчет прогнозируемого объема услуг целесообразно вести раздельно по видам транспортных средств с учетом технического обслуживания и ремонта: легковых автомобилей; мототехники; в гаражах и на открытых стоянках. Объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту' легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется с учетом: объема услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей; парка легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в прогнозируемом периоде; коэффициента обращаемости, учитывающего количество легковых автомобилей, обслуживаемых предприятиями системы Автотехобслуживание, нормативной стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту одного автомобиля в год. 196
Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется на основе среднегодовой численности населения (тыс. чел.) в прогнозируемом периоде, средней обеспеченности населения легковыми автомобилями (шт. на 1000 жителей). Средняя обеспеченность населения легковыми автомобилями, в свою очередь, определяется на основе учета уровня доходов населения в прогнозируемом периоде, производства и продажи легковых автомобилей, срока их службы и других факторов.
Коэффициент обращаемости владельцев легковых автомобилей на предприятия системы Автотехобслуживанис принимался в: 1980 г. равным 0,8, а в 1985 г. равен 0,85.
Нормативная стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту одного автомобиля в год определяется исходя из: удельной средневзвешенной трудоемкости технического обслуживания и ремонта одного автомобиля на 1000 км пробега (по методике филиала НАМИ расчет пропускной способности рабочего поста СТОА легковых автомобилей, принадлежащих гражданам на 1976— 1990 гг.); среднегодового пробега одного автомобиля в год в прогнозируемом периоде (по рекомендациям Госплана СССР и ЦСУ СССР); средней стоимости 1 нормо-ч ТО и ремонта легковых автомобилей по действующим прейскурантам (для всех прогнозируемых периодов С=1,5 руб.).
Объем услуг по ТО и ремонту мототехники производится аналогично расчету объема услуг по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
Исключение составляет определение нормативной стоимости услуг по ТО и ремонту, которое производится по приведенным единицам мототехники. Коэффициенты приведения для: мотоциклов с коляской — 1,0; мотоциклов— 0,8; мотоколясок — 1,2; мопедов и мотороллеров — 0,15.
Коэффициент обращаемости для мототехники в 1980 г. рекомендовался равным 0,15, а в дальнейшем будет 0,25.
Нормативная стоимость услуг по ТО и ремонту приведенной единицы мототехники принимается в размере 33 руб.
Объем услуг по хранению легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках определяется исходя из количества машино-мест на них в прогнозируемом периоде и среднегодовой платы за 1 машместо хранения.
Общий объем бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гражданам, в прогнозируемом периоде определяется путем суммирования всех величин, а их норматив на одного жителя определяется расчетом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70