Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Дизельные электростанции (ДЭС)

Помимо требований определенного расположения оборудования станции, позволяющего вести эксплуатацию при наличии минимального числа обслуживающего персонала, характер компоновки ДЭС определяется также устройствами для подготовки жидкого топлива.
По противопожарным нормам непосредственно в машинном помещении допускается размещение емкостей с топливом и маслом не белее 5 т. Обычно устройства для подготовки топлива (включая расходные баки) и установки для регенерации масел должны быть расположены в отдельном помещении, изолированном от машинного зала огнестойкой стеной без проемов. Так как один торец здания, как указывалось выше, должен быть свободным, то это помещение располагают в противоположном, постоянном торце здания электростанции. Здесь же размещаются устройства водоснабжения (водяные баки, насосы и пр.), а также служебные и вспомогательные помещения.
На рисунке представлена принципиальная схема топливоснабжения, водоснабжения и использования тепла газов на ДЭС, работающей на тяжелом моторном топливе.
Топливо в цистернах 10 разогревается паром до температуры 30—50° С * и по лоткам сливается в хранилища 11, где происходит первоначальный отстой воды и механических примесей. Отсюда топливо насосом подается в отстойники 5, где в течение 10—14 час. оно отстаивается. Из отстойников топливо обычно самотеком подается в суконные фильтры 7 и далее в расходные баки 5, откуда топливо направляется к двигателям L В течение всего пути топливо держится подогретым — при температуре 30—70° в зависимости от сорта топлива. Подогрев осуществляется паром от утилизационного котла, работающего на отходящих газах двигателя. Число отстойников, фильтров и расходных баков должно быть не менее двух (каждого наименования).
Схема предусматривает также установку хранилища 9 и расходного бака 6 для легкого топлива, которое используется для пуска двигателя. Перед остановкой двигателей также желателен их перевод на легкое топливо.
У всех резервуаров с топливом должны быть предусмотрены трубопроводы для слива отстоя. Кроме того, должен быть аварийный бак, обеспечивающий быстрый слив топлива и масла в случае пожара. Бак располагается вне станции, на расстоянии не менее 5 м от стен зданий под землей и имеет емкость, равную суммарной емкости топливных и масляных резервуаров, соединенных с баком трубопроводами,. Часто аварийный бак разделен на два отсека — для топлива и для масла. Резервуары, имеющие емкость менее 250 л, можно не соединять с аварийным баком.
При работе бес компрессорных дизелей со струйным распыливанием на тяжелом топливе желательно в рассмотренную схему включать между отстойниками и расходными баками центробежные сепараторы, производящие более совершенную очистку топлива, чем его фильтрация.
На той же фиг. 173 показана схема водоснабжения и охлаждения. Охлажденная в градирне 12 вода направляется в бак охлажденной воды 14. Предусмотрена подпитка водой по трубе 13. Из бака 14 вода насосом прокачивается через двигатель /, откуда горячая вода идет в бак 15. Часть горячей воды направляется из бака для охлаждения в градирню 12, другая часть направляется в котел-утилизатор 2, работающий на отходящих газах двигателя. Получающийся пар идет для обогрева топливных устройств. Если котел-утилизатор не работает, пар поступает по трубам 3 из котельной. В схеме предусмотрен бак аварийного запаса охлаждающей воды 4, который должен располагаться на высоте 8—12 м от пола машинного помещения.
Чтобы обеспечить самотечную подачу топлива к двигателям от расходных баков, последние должны располагаться на высоте 4—5 м от пола машинного зала. Соответственно выше должны быть расположены отстойники и фильтры. Поэтому помещение, примыкающее к постоянному торцу машинного зала, обычно представляет собой башню в 2—4 этажа (не считая подвала), высота которой определяется условием самотечной подачи топлива и необходимостью размещения бака аварийного запаса воды.
На ДЭС, пользующихся легким жидким топливом, топливная аппаратура может располагаться внутри машинного зала. Это объясняется тем, что в этом случае не требуется сложной подготовки топлива, и поэтому его количество не выходит обычно за пределы емкости, допустимой к размещению в машинном зале. Внутри машинного зала расходные баки для топлива и масла, а также другая аппаратура размещаются на кронштейнах по продольной стене со стороны управления двигателями или по стене постоянного торца машинного зала.
Все трубопроводы станции должны иметь присвоенную им окраску (сплошную, или в виде колец, нанесенных на основную окраску), показывающую назначение трубопровода. Согласно ГОСТ 5648-51 для судовых систем трубопроводы жидкого топлива должны иметь коричневый цвет, масла — желтый, сжатого воздуха — голубой, охлаждающей воды — зеленый.
На рисунке показан план и разрез ДЭС с двигателями мощностью 3 X 360 = 1080 л. е., работающими на тяжелом топливе. Двигатели расположены параллельно друг другу, и их оси перпендикулярны оси машинного зала. Электрическое распределительное устройство располагается со стороны электрогенераторов, чем достигается наименьшая длина кабелей.
Котлы-утилизаторы типа НИДИ XI размешены в машинном зале. Машинный зал обслуживается однобалочным ручным краном грузоподъемностью 5 т.
Трехэтажная башня топливно-масляного хозяйства расположена со стороны постоянного торца здания. Первый этаж ее занят под механическую мастерскую, кладовую и частично под устройство для регенерации масла (по схеме контактной очистки отбеливающей землей). Устройства топливоподготовки размещаются на втором и третьем этажах. Кроме того, на третьем этаже расположен бак аварийного запаса воды.
К башне примыкает одноэтажное здание для двух вертикальных паровых котлов Шухова. В этой же пристройке размещается санузел. Вертикальные котлы Шухова поверхностью нагрева по 19,5 м2 с давлением пара 6am служат резервом, а также используются для получения пара, идущего на подогрев топлива при сливе из железнодорожных цистерн. Питание котлов-утилизаторов и котлов Шухова производится конденсатом, собираемым в бак емкостью 1 ж3.
В качестве добавки к конденсату служит охлаждающая вода от двигателей. Подача воды в котлы осуществляется одним центробежным насосом и одним ручным насосом. Кроме того, котел Шухова можно питать с помощью парового насоса.