Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Работа над дипломным проектом

Разработка тем и выдача заданий
Темы дипломных проектов ежегодно разрабатывают и утверждают предметные комиссии техникумов с учетом утвержденного для данной специальности типажа дипломных проектов, а также заявок автотранспортных и других предприятий на разработку тех или иных тем.
Темы дипломных проектов для учащихся специальности 1601 «Эксплуатация автомобильного транспорта» конкретизируют в процессе прохождения учащимися производственно-технологической практики завершающей третий курс их обучения в техникуме.
Окончательно темы дипломных проектов определяют руководители технологической практики от автотранспортного предприятия и техникума и утверждает руководитель автотранспортного предприятия или его заместитель по эксплуатации (коммерческой работе).
Заявки предприятий на разработку тем дипломных проектов по организации перевозок грузов или пассажиров рассматриваются в течение сентября нового учебного года предметной комиссией дипломного проектирования техникумов и утверждаются, если они соответствуют целям, задачам, утвержденному типажу, содержанию и объему дипломного проекта.
Общее число утверждаемых на текущий учебный год тем дипломных проектов должно соответствовать числу учащихся данной специальности, планируемых к выпуску. Число тем по каждому предприятию в отдельности должно соответствовать числу учащихся, направляемых на это предприятие для прохождения преддипломной практики.
Утвержденная предметной комиссией тематика дипломных проектов доводится до сведения учащихся, которым предоставляется при этом право свободного выбора темы проекта и в соответствии с этим — места прохождения преддипломной практики.
Предметная комиссия дипломного проектирования при участии руководителей дипломных проектов закрепляет за учащимися темы дипломных проектов с учетом опыта предыдущей работы учащегося, его подготовленности, личных склонностей и оформляет это приказом по техникуму. Этим же приказом назначают руководителей дипломного проектирования, которые разрабатывают для каждого учащегося индивидуальное задание на проектирование, подписываемое председателем предметной комиссии и утверждаемое заместителем директора техникума по учебной работе.
В задании указывают:
тему дипломного проекта и предприятие, на базе которого будет разрабатываться проект;
исходные данные для проектирования (если это необходимо);
перечень вопросов, подлежащих разработке по каждому разделу проекта;
содержание и объем графической части проекта; календарный график работы над проектом, срок сдачи законченного проекта и его защиты.
Задание на дипломное проектирование является официальным документом, на основании которого разрабатывается дипломный проект и оценивается полнота этой разработки при предоставлении законченного проекта в государственную квалификационную комиссию (ГКК). Задания на дипломное проектирование выдают учащимся не позднее чем за 2 недели до начала преддипломной практики.
Сбор материалов
Преддипломная практика на предприятиях долж-на быть использована учащимися для сбора исходных данных и материалов, необходимых для работы над дипломным проектом. Основные вопросы организации перевозок грузов или пассажиров должны быть при этом согласованы с руководством автотранспортного предприятия и руководителем дипломного проекта.
Перечень вопросов, связанных с организацией проектируемых перевозок, которые должны быть изучены в ходе преддипломной практики, и исходных данных, необходимых для разработки дипломного проекта, должны быть разработаны и вручены учащемуся до начала практики.
При сборе исходных данных для проекта главным должна быть не только детальная регистрация всех элементов структуры, технологии и организации перевозок, но и их анализ с выявлением имеющихся недостатков и неиспользованных резервов. Основные направления, по которым должно вестись исследование существующей организации перевозок по теме проекта, изложены в настоящем пособии в разд. II, пп. 2.2; 4.2; 6.2.
Материалы, полученные учащимися в процессе изучения и оценки существующей организации перевозок или условий, в которых должны быть спроектированы новые перевозки, а также сведения, полученные учащимся при изучении передового опыта организации проектируемых перевозок,— та реальная основа, на которой должен базироваться дипломный проект.
План работы
Успех работы дипломника над дипломным проектом в значительной степени определяется уровнем организации этой работы, наличием и соблюдением четко и детально разработанного индивидуального плана работы над проектом. Такой план учащийся составляет накануне преддипломной практики в соответствии с заданием на дипломный проект и утверждает у руководителя проекта.
План должен соответствовать также общему плану-графику дипломного проектирования для данной специальности.
Этим планом следует предусмотреть не только детальное исследование существующей организации перевозок или условий для проектирования новых перевозок по теме проекта, но также изучение литературных источников, пропагандирующих передовой опыт организации проектируемых перевозок.
Может быть рекомендована следующая схема индивидуального плана работы учащегося над дипломным проектом.
1. Систематизация, обобщение и обработка материалов по каждому разделу задания на дипломный проект с разработкой направлений и основного содержания проектных решений. При этом устанавливаются также перечень необходимой для работы над проектом литературы и план ее изучения.
2. Окончательное формирование и разработка всех вопросов, составляющих исследовательскую часть проекта. На основе всестороннего и глубокого анализа существующей организации перевозок или условий для проектирования новых перевозок окончательно формируются проектные решения и организационнотехнические мероприятия проекта.
3. Разработка технологической части проекта и расчет всех показателей, характеризующих степень эффективности использования подвижного состава на перевозках грузов или пассажиров, рассматриваемых в проекте. В результате сопоставления достигаемого в результате внедрения проекта уровня интенсивности использования подвижного состава с соответствующими показателями при существующей организации перевозок делаются предварительные выводы об эффективности предлагаемых проектных решений и ожидаемом экономическом эффекте от внедрения мероприятий проекта.
4. Разработка с учетом требований научной организации труда и управления вопросов организации перевозок и диспетчерского руководства ими с конкретными предложениями по повышению уровня организации перевозок и эффективности управления транспортным процессом. Здесь же делаются выводы о возможном влиянии предлагаемых в этой части проекта решений на уровень показателей эффективности проекта.
5. Разработка в черновом варианте графической части проекта, относящаяся к технологии и организации проектируемых перевозок.
6. Разработка основных мероприятий проекта по охране труда, безопасности движения и охране окружающей среды.
7. Выполнение всех расчетов экономической части проекта, характеризующих его экономическую эффективность и позволяющих сделать окончательный вывод не только о практической, но и о экономической целесообразности внедрения мероприятий проекта.
8. Выполнение чернового варианта графической части проекта, относящегося к экономической части.
9. Разработка конструкторской части проекта, выполнение необходимых конструкторских расчетов, разработка чертежей, описание конструкции и ее технико-экономическая оценка с расчетом экономического эффекта от ее внедрения.
10. Окончательное уточнение принятых проектных решений по всем разделам пояснительной записки, проверка правильности выполненных расчетов и выводов по проекту и окончательное оформление пояснительной записки и графической части проекта.