Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Область эксплуатации кранов и организация их работы

Кранами на специальных шасси выполняют монтажные и погрузочно-разгрузочные работы.
В строительстве в зависимости от последовательности монтажа различают раздельный и комплексный способы.
Раздельный способ заключается в последовательном монтаже однотипных элементов, например фундаментных блоков, подпятников, колонн, балок перекрытий, элементов ферм, кровли. При таком способе монтажа кран может перемещаться вдоль, поперек или вне возводимого объекта. Путь движения выбирают в зависимости от грузоподъемности, вылета и высоты подъема крана, схемы организации работ и массы монтажных элементов. При передвижении крана по середине пролета он может устанавливать с одного места несколько элементов, что сокращает число его. перемещений.
При больших пролетах технические возможности крана могут быть недостаточными для установки элементов. В этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете, что увеличивает число его перестановок. При движении крана поперек пролета путь крана меньше, чем при перемещении вдоль пролета, но увеличивается время на перестановки крана из одного пролета в другой.
Комплексный способ характеризуется тем, что одновременно монтируют разные строительные конструкции в пределах возводимого объекта. Этот способ применяют при возведении сборных зданий, когда кран монтирует фундаментные блоки, устанавливает стеновые панели, затем укладывает плиты перекрытий.
Монтажные работы выполняет комплексная бригада в составе монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов кранов.
Краны на шасси автомобильного типа широко используют при монтаже укрупненными блоками, краны на коротко-базовых шасси — в основном на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах в строительстве и стесненных условиях, когда другие типы кранов не могут быть использованы.
Работа кранов на объектах эксплуатации входит в технологический процесс и протекает в соответствии с графиком организации труда в строительстве. При этом соблюдают требования, изложенные в инструкции по эксплуатации кранов и проекте организации работ в строительстве. Краны могут быть допущены к подъему и перемещению груза, масса которого не превышает их грузоподъемности.
Машинист крана и стропальщик перед началом работ получают список перемещаемых краном грузов с указанием их массы.
Перемещаемые кранами грузы подразделяются на группы: строительные материалы и конструкции, санитарно-техническое и технологическое оборудование.
Строительные материалы бывают сыпучие, пластичные и штучные.
Сыпучие (например, песок, щебень, гравий) и пластичные материалы (в частности, раствор, бетонная смесь) транспортируют кранами в таре.
Штучные материалы и строительные конструкции (кирпич, рубероид, прокат металла, балки, колонны) перемещают кранами поштучно или пакетами.
Для разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применяют оттяжки соответствующей длины. Стропальщику запрещается выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз руками.
Установка крана относительно транспортных средств и мест укладки грузов на складах или площадках должна обеспечивать наиболее полное использование его грузоподъемности при минимальном угле вращения поворотной части.
На строительном объекте грузы размещают в зависимости от размеров при объектного склада, способа хранения на нем материалов и строительных конструкций, а также от технологии возведения зданий и сооружений. Между штабелями материалов на при объектном складе оставляют проезды и проходы шириной 3,5 и 1,5 м. Маркировка грузов должна легко читаться со стороны прохода или проезда, а монтажные петли быть обращены кверху. Каждый элемент груза опирается на две инвентарные подкладки, которые располагают поперек элемента. Верхние элементы не должны опираться на монтажные петли нижележащих элементов. Между штабелями складируемых грузов оставляют просвет не менее 200 мм. Площадка под складированные строительные, материалы и конструкции должна быть спланирована, утрамбована и иметь уклон не более 3...5°. При перемещении грузов стропальщик тщательно проверяет строповку груза и его массу. Убедившись в надежности строповки и устойчивости крана, строповщик подает сигнал машинисту на перемещение груза. Рекомендуемая знаковая сигнализация флажком приведена на рис. 116.
Если в процессе перемещения груза стропальщик замечает неисправность, то он подает сигнал машинисту и останавливает кран.
На грузозахватных приспособлениях и таре должны быть обозначения регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами. Стропальщик должен использовать грузозахватные приспособления соответствующей грузоподъемности.
Во время подъема и перемещения грузов рабочую площадку хорошо освещают. При отсутствии достаточного освещения, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист крана плохо различает сигналы стропальщика или плохо видит перемещаемый груз, работу прекращают.
Над перекрытиями и подземными сооружениями строительного объекта кран может перемещаться только с разрешения администрации после проверки этих сооружений на прочность от действия нагрузок крана.
При силе давления ветра, превышающей предельно допускаемую, приведенную в паспорте крана, работу крана прекращают. Телескопическую стрелу, удлинитель или гусек опускают в крайнее нижнее положение и направляют вдоль действия ветра.
Во время работы крана никто не должен входить на кран и выходить из него.
В случаях работы крана без выносных опор включают стабилизатор рессор.
При работе крана запрещается пользоваться концевыми выключателями для остановки механизмов; блокировать приборы безопасности (концевые выключатели, ограничитель грузоподъемности); поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, либо засыпанный или примерзший к земле; подтаскивать крюком крана груз по земле, полу или рельсам; перемещать краном железнодорожные вагоны, платформы или вагонетки; освобождать краном защемленные грузом чалочные канаты и цепи; оттягивать груз во время его подъема и опускания; поднимать грузы, масса которых неизвестна.
По окончании работы или перерыве груз опускают на площадку, стрелу опускают и устанавливают в нерабочее положение, все рукоятки управления ставят в нейтральное положение, ходовую часть крана затормаживают стояночным тормозом.