Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Система охлаждения ДВС

ГРМ

Устройство и работа систем охлаждения
Широкое распространение на современных автомобильных ДВС получили жидкостные системы охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости применяют мягкую воду или антифризы — смесь воды и этиленгликоля с антикоррозионными присадками, обладающие низкой температурой замерзания, — марок 40,65, Тосол и др.
Воздушные системы охлаждения применяют на автомобилях ЗАЗ, ЛИАЗ, а также на дизелях (автомобиль ГАЗ-4509).
Рассмотрим общее устройство системы охлаждения (рис. 9) на примере двигателя ЯМЗ-238, установленного на автомобиле КрАЗ-250. При работе ДВС насос со сливным краном 17 перекачивает жидкость из нижнего бачка радиатора 1 с пароотводящей трубкой 15 и подает ее через патрубок 18 в водораспределительные каналы блока цилиндров, откуда она поступает в рубашки охлаждения и охлаждает гильзы и поршни с кольцами, которые передают часть теплоты стенкам цилиндров. Затем по направляющим отверстиям жидкость поступает в рубашки охлаждения головки цилиндров (в первую очередь к наиболее нагретым зонам — втулкам выпускных клапанов и стаканам форсунок), охлаждает головки и поступает в водосборные трубопроводы к коробкам 6 термостатов. Если двигатель не прогрет, термостат находится в закрытом состоянии; жидкость направляется не к радиатору, а к насосу по перепускной трубке, что исключает ее охлаждение и ускоряет прогрев.
После прогрева ДВС по мере открытия термостата жидкость вначале частично, а затем полностью через шланг 7 и патрубок 9 поступает к радиатору и, проходя через него, охлаждается. При этом вентилятор 8 с направляющим кожухом 16 создает интенсивный воздушный поток, который проходит через сердцевину радиатора и повышает теплоотдачу, а с по мощью шторки 14 изменяется открытие его фронтальной поверхности Барабан 12 с направляющими роликами 13, на которой наматывается полотно шторки, приводится тросом 3, огибающим ролики 10 и 11 и цепочкой 5. Пробка 2 закрывает горловину, через которую заливают жидкость
ГРМ Жидкость системы охлаждения также используется для обогрева кабины (салона) автомобиля при циркуляции в радиаторах отопителя и для охлаждения компрессора 20.
Особенности устройств систем охлаждения определяются различными факторами. На дизелях жидкостные насосы расположены внизу и имеют автономный от вентилятора привод. У карбюраторных ДВС крыльчатки вентилятора и водяного насоса установлены на одном валу в верхней части ДВС и имеет общий привод. На V-образных двигателях могут быть установлены два термостата в отдельных корпусах (двигатель ЯМЗ-2Э8), в общем корпусе (двигатель КамАЗ-740) или один термостат (двигатель ЗИЛ-130). Большинство систем охлаждения имеют радиаторы.
бачками. Жалюзи выполняют створчатыми вертикальными (двигатель ЗИЛ-130) или шторковыми (двигатели КрЛЗ-250,УРДЛ-4320). На ряде легковых автомобилей жалюзи не устанавливают ("Москвич-! 140", ВАЗ-2105).
Учащимся необходимо изучить устройство системы охлаждения ДВС базовой модели (следует выделить элементы системы и установить особенности их конструкции).
Жидкостные насосы. Применяется насосы центробежного типа. Корпус насоса выполнен из чугуна или алюминиевого сплава, в корпусе па шарикоподшипниках установлен валик с крыльчаткой и шкивом привода. Валик в корпусе уплотнен с помощью самоподжимного торцового уплотнительного устройства, состоящего из обоймы, резинового манжета и упорного текстолитового кольца, поджимаемою пружиной к шлифованному торцу корпуса или к запрессованному в пего графитовому кольцу.
Полость корпуса подшипников может быть заполнена смазочным материалом на весь период эксплуатации; по мере необходимости она пополняется смазочным материалом через пресс-масленку (двигатель ЯМЗ-238). Шарикоподшипники уплотнены сальниками. Для контроля неисправности торцового уплотнения вала, обнаружения утечки жидкости на нижней части корпусов обычно имеется контрольное отверстие. Крыльчатки могут быть изготовлены из пластмасс или бронзы; шкивы выполняют цельными или разборными (двигатель ЯМЗ-238).

ГРМ

Термостаты
Для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры жидкости в системе предназначены термостаты. Основными элементами термостата (рис. 10) являются баллон выполненный из термочувствительного материала, в также корпус и связанные с баллоном один или два клапана - основной (радиаторный) и перепускной.
Баллоны заполнены легкокипящей жидкостью (смесь этилового спирта и воды) или твердым наполнителем (нефтяным кристаллическим воском—церезином в смеси с медным или алюминиевым порошком). Баллоны жидкостных термостатов гофрированные (сильфоны) выполнены из латуни; баллоны с твердым наполнителем — толстостенные медные или латунные цилиндры, закрытые резиновой мембраной. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70-78° С основной клапан закрыт, вся жидкость поступает через перепускной клапан к насосу, минуя радиатор.
С повышением температуры в интервале 70-85 С происходят нагрев и расширение наполнителя, обусловливающие деформацию мембраны (сильфона) и перемещение штока с клапаном; в этом случае в зависимости от степени открытия клапанов к радиатору (или минуя его) может поступать различное количество жидкости, что обеспечивает поддержание оптимального температурного режима в системе охлаждения. При температуре жидкости 85-90° С основной клапан полностью открыт, а перепускной закрыт; вся жидкость, выходящая из двигателя, направляется в радиатор.
Вентиляторы. Они предназначены для повышения скорости воздуха, охлаждающего радиатор. Применяют вентиляторы осевого типа с двух- и восьми лопастными крыльчатками, изготовленными из стали или пластмасс. Для уменьшения инерционных Нагрузок при резких изменениях частоты вращения крыльчатках валом соединяют упругими резинометаллическими муфтами (двигатель ЯМЗ-238).
Для повышения топливной экономичности и оптимизаций теплового режима ДВС в приводе вентиляторов применяют различные устройства, позволяющие автоматизировав их работу: для включения и выключения — электромагнитные муфты (автомобиль ГАЗ-02) индивидуальные приводы (автомобиль ВАЗ-2106) от электродвигателей, гидромуфты (двигатель КамАЗ-740) (рис. IP). Муфта включается автоматически включателем золотникового типа с термосиловым датчиком, работающем по принципу термостатах твердым наполнителем. При гашении температуры жидкости свыше 80° С объём наполнителя в баллов датчика увеличиваемся и перемещает с золотником, открывая доступ моторного масла в гидромуфту.
В зависимости от температуры в системе Охлаждения и положения золотника в гидромуфту может поступать различное количество моторного масла, что обусловливает изменение частоты вращения вентилятора и стабильную температуру (80—95° С).
Включатель имеет устройство для регулировки периода включения.