Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Система смазки автомобиля

ГРМ

Устройство и работа смазочной системы
На автомобильных ДВС применяются циркуляционные смазочные системы. Под давлением смазываются особо нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники коленчатых валов, подшипники распределительных валов, втулки коромысел и т. п.). К остальным деталям моторное масло (ГОСТ 17479—72) поступает разбрызгиванием и самотеком.
Рассмотрим общее устройство и работу смазочной системы на примере двигателя КамАЗ-740. Из поддона через маслоприемник моторное масло засасывается секциями смазочного насоса. Из нагнетательной секции насоса по каналу в правой стенке блока цилиндров масло поступает в корпус сдвоенного полнопоточного фильтра тонкой очистки. Из фильтра очищенное моторное масло направляется в главную смазочную магистраль. По каналам в перегородках блока цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем — к шатунным подшипникам и к подшипникам распределительного вала; по наклонным каналам масло поступает к втулкам коромысел.
По каналам в коротких плечах коромысел моторное масло направляется к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекая по внутренним отверстиям штанг, моторное масло смазывает их нижние наконечники, толкатели и кулачки распределительного вала. Снимаемое со стенок цилиндров маслосъемными кольцами, моторное масло через отверстия в Канавка колец отводится внутрь поршня и смазывает поршневой палец в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из каналов в стенках блока цилиндров моторное масло поступает для смазывания подшипников компрессора, топливного насоса высокого давления и через клапан к преобразователю гидромуфты привода вентилятора. Остальные детали и узлы ДВС смазываются разбрызгиванием и самотеком.
Радиаторная секция смазочного насоса по маслопроводу через кран подает моторное масло к центрифуге. Очищенное моторное масло постоянно сливается в поддон через сливной смазочный клапан 4 (если кран включения смазочного радиатора закрыт) или проходит через радиатор при открытом клапане. Перепускной смазочный клапан ограничивает давление моторного масла, проходящего через центрифугу, до 0,6— 0,64 МПа. Дифференциальный смазочный клапан S, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление моторного масла в главной магистрали и открывается при давлении 0,4—0,45 МПа. Предохранительные смазочные клапаны 11 к 13 насосных секций открываются и перепускают моторное масло при повышении давления в полости нагнетания до 0,8—0,85 МПа. Давление масла в системе определяется по манометру 22. При засорении фильтра 7 или повышении вязкости моторного масла открывается перепускной клапан 5 и моторное масло (неочищенное) поступает в главную смазочную магистраль 6. При этом на щитке приборов загорается сигнальная лампочка. Система вентиляции картера открытая, через сапун. Количество масла в поддоне контролируется посредством указателя уровня.
Смазочные системы других двигателей имеют различные особенности. В смазочных системах двигателей легковых автомобилей применяется один полнопоточный фильтр поверхностного типа, в карбюраторных ДВС грузовых автомобилей — полнопоточный фильтр центробежной очистки моторного масла (центрифуга), а в дизелях — два фильтра: полнопоточный фильтр грубой очистки моторного масла и неполнопоточная центрифуга.

ГРМ

Смазочные насосы
При вращении вала и зубчатых колес насоса моторное масло, попадая во впадины между зубьями колес, переносится из полости всасывания в полость нагнетания, а затем в смазочную систему. Редукционный плунжерный клапан и перепускной клапан соответственно ограничивают давление масла на выходе из нагнетательной и радиаторной секций.

Центрифуга
Устройство центрифуг с реактивным приводом (двигатели ЗИЛ-130, ЯМЗ-2Э8 и т. п.) показано на рис. 14. По пустотелой оси моторное масло поступает в колпак ротора и выходит из него через два сопла, образуя разнонаправленные струи. Под действием реактивных сил ротор с моторным маслом вращается с частотой 5000—6000 об/мин. При этом частицы механических примесей отбрасываются силами инерции от оси вращения и "прилипают" к стенкам колпака ротора, образуя плотный осадок. Особенность центрифуги с активным приводом (двигатель КамАЗ-740) заключается в том, что вращение ротора осуществляется от турбины, на которую действует струя моторного масла, выходящая из сопла. На двигателях автомобиля МеМЗ центрифуга имеет механический привод: корпус центрифуги выполнен как одно целое со шкивом коленчатого вала.

Основные сборочно-регулировочные операции

Перед сборкой приборов и системы все каналы прочищают, промывают и продувают сжатым воздухом. После затяжки соединений при работе прогретого двигателя утечек моторного масла не должно быть.
В карбюраторных ДВС от смазочного насоса приводится в работу прерыватель-распределитель системы зажигания. Поэтому перед установкой насоса поршень первого цилиндра выставляют в ВМТ на такте сжатия
(по меткам на шкиве, маховике коленчатого вала и блок-картере), а затем устанавливают насос так, чтобы паз на его валике совпадал с метками на корпусе привода прерывателя-распределителя. Количество масла в двигателе проверяют с помощью указателя уровня и при необходимости производят доливку. Сливают моторное масло на нагретом двигателе через пробку поддона при снятой крышке маслоналивной горловины.
Выполняемая практическая работа
По указанию преподавателя осуществить замену масла в двигателе.
           
Порядок выполнения работы по замене масла в двигателе
1.         Пустить двигатель и прогреть его.
2.         Остановить двигатель. Дать стечь маслу из смазочной системы в поддон.
3.         Вывинтить сливную пробку поддона (пробки фильтров) и слить масло в сосуд.
4.         При сильном загрязнении масла промыть смазочную систему. Залить в систему чистое малой вязкости масло и пустить двигатель на 2— 3 мин. Остановить двигатель и слить масло.
5.         Разобрать и промыть в керосине или дизельном топливе фильтры. Сменить бумажные фильтрующие элементы. Собрать фильтры, завернуть сливную пробку поддона.
6.         Залить в двигатель чистое масло и проверить его уровень по меткам маслоизмерительного стержня.
7.         Пустить двигатель, проверить давление масла при номинальной частоте вращения прогретого двигателя. Давление масла должно составлять 0,2-0,4 МПа (двигатели ЗАЗ-53, ЗИЛ-130) и 0,45-0,55 МПа (двигатели КамАЗ-740). Не допускается утечка масла в местах соединений элементов системы.
Отчет о практической работе
По результатам практического занятия составить отчет о работе в соответствии с указаниями, данными во ''Введении", и ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.         Каковы основные элементы смазочной системы двигателя?
2.         Каковы основные принципы работы центрифуги?
3.         Как устроен и работает смазочный насос?
4.         Какие моторные масла применяют для смазывания двигателей?
5.         Дайте краткую характеристику смазочной системы двигателя (автомобиля) базовой модели.