Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Форд-тимкен

Первый авто-сборочный завод

Машина «Форд-Тимкен» хорошо известна среди интересующихся историей автомобилестроения и бронетехники. В предвоенные годы она оказала большое влияние на отечественную школу конструирования колёсных вездеходов. Тем не менее, история её сложна, запутана и изобилует многочисленными легендами. В этом повествовании мы постараемся, используя архивные документы, разобраться в истории этой интересной машины.
Собственно история этой машины самым тесным образом связана с началом моторизации Красной Армии и созданием отечественной автомобильной промышленности. Практически сразу стало ясно, что армейский автомобиль должен отличаться от народнохозяйственного. В первую очередь это касалось более высоких требований к проходимости машины. К концу 20-х — нач. 30-х гг XX в. уже были известны основные пути повышения проходимости: замена задних ведущих колёс гусеничным движителем (полугусеничный движитель), привод на все колёса, установка дополнительного заднего ведущего моста. Каждый способ имел свои преимущества и недостатки.
Уже тогда было ясно, что наиболее эффективным оказался привод на все колёса, однако для его широкого применения требовалась разработка шарниров равных угловых скоростей, в СССР в то время ещё далёкая от завершения.

Форд-тимкен
Существенный рост проходимости обещало применение полугусеничного движителя, опыт конструирования и производства которой в СССР был. Однако этот тип движителя имел и свои существенные недостатки: сложность конструкции, резкий рост расхода топлива, особенно при движении по пересечённой местности.
Наибольшие выгоды в такой ситуации сулило создание трёхосного шасси на базе двухосного путём установки дополнительного ведущего моста. Проходимость при этом возрастала, хотя и не настолько сильно, как при применении полугусеничного или полно-приводного шасси. В то же время машина, за счёт высокой степени унификации с двухосной, получалась проще в обслуживании и ремонте. Её можно было быстрее разработать и запустить в серию.
В1929 г при заключении контракта с Фордом на строительство автомобильного завода в Нижнем Новгороде были закуплены сто тысяч машино-комплектов автомобилей Ford А и Ford АА для сборки в СССР Их должны были собирать автосборочные заводы в Нижнем Новгороде (№ 1) и Москве (№ 2). Это должно было подготовить кадры сборщиков к началу производства своих аналогов этих машин. Практически одновременно возникла идея разработать трёхосную машину на базе Ford АА, для сборки параллельно с базовой машиной. Это позволяло накопить опыт сборки и эксплуатации трёхосных машин, отработать их конструкцию для последующего производства на ГАЗе. Разработка такой машины велась одновременно институтом НАТИ в СССР и на фирмах «Форд» и «Тимкен» в США. В результате сравнительных испытаний была выбрана последняя.
Комплекты задних мостов этой фирмы были заказаны в США и отправлены в СССР в 1931 г Поставка производилась двумя партиями по 500 комплектов, незначительно отличающимися друг от друга. Первая партия была отправлена из США 11 июня 1931 г1 Вторая партия была отправлена в СССР двумя пароходами по 250 комплектов на каждом и прибыла в Ленинград 29 сентября (первый пароход) и 27 октября того же года2. Между собой машины первой и второй партий отличались только задними кронштейнами ограничителей перекоса мостов3.
В комплект задних мостов, поставляемый фирмой «Тимкен» входили: 2-осные задние мосты (два дифференциала), демультипликатор, кардан, рессорная подвеска с двойными рессорами и мелкие детали. Дополнительные колёса (5 шт. на машину, из них одно запасное) заказывались Управлением Моторизации и Механизации РККА отдельно.

Форд-тимкен

Легенда первая: «Гудок Октября»
Итак, легенда: машины собирались в Нижнем Новгороде на заводе «Гудок Октября». Происхождение этой легенды неизвестно. Тем не менее, в наиболее известной работе по истории отечественного автомобиля — «Автомобили России и СССР» Л.М. Шугурова в качестве сборщика «Форд Тимкен» называется именно «Гудок Октября»4. В той же работе содержится фотография грузовика Ford АА странс-парантом «Выполним пятилетку. Первый советский Форд!», выезжающего из ворот Первого автосборочного завода5. Единственным материалом по сборке фордовских машин на этом заводе, который удалось найти в архивном фонде «Гудка Октября» (ЦАНО Ф.Р —2063), являются гневные ответы на просьбы о приобретении автомобилей Ford и запчастей к ним. Смысл этих ответов один: «Завод «Гудок Октября» к сборке Фордов никакого отношения не имеет». Несмотря на то, что автосборочный завод № 1 располагался на территории завода «Гудок Октября» в Канавино, юридически он являлся самостоятельным предприятием. В Центральном Архиве Нижегородской области сохранился фонд этого завода (ЦАНО Ф. 2844), содержащий подробную переписку по сборке машин «Форд-Тимкен».
Вывод: автомобили вообще и «Форд-Тимкен», в частности, завод «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде не собирал никогда. Сборку производил автосборочный завод № 1, располагавшийся на территории «Гудка Октября», но организационно с ним никак не связанный.

Легенда вторая: «Форд-Тимкен»
Не всё так просто и с названием машины. «Форд» и «Тимкен» — всего лишь названия фирм, не более того. Фирма «Форд» широко известна в мире как производитель автомобилей, менее известная фирма «Тимкен» до сих пор занимается производством узлов и агрегатов ходовой части автомобилей, например мостов, коробок передач и многого другого. В Советском Союзе названия иностранных машин нередко перевирались даже в официальной переписке. В той же официальной переписке эта машина нередко называется «Форд-АА-Тимкен».
В то же время автомобиль марки «Форд-Тимкен» исследователям из США не известен. Косвенным подтверждением этого служит введение, на время сборки трёхосок «Форд-Тимкен», на автосборочном заводе № 1 режима секретности6.
Как уже говорилось выше, конструкция задней тележки трёхосного шасси разрабатывалась по заказу СССР Поэтому комплекты задних мостов приобретались отдельно от автомобилей, что подтверждается официальной перепиской завода с Всесоюзным Автотракторным объединением (ВАТО). Естественно, их покупателем в США была компания «Амторг», представлявшая торговые интересы СССР в США. В СССР эту сделку контролировало УММ РККА. Оно передавало комплекты мостов ВАТО, которое, в свою очередь передавало их на сборку автосборочному заводу № 1. На заводе они устанавливались на стандартное шасси Ford АА, взамен заднего моста. Штатные задние мосты этих Ford АА впоследствии были переданы ГАЗу и установлены на ГАЗ-АА7.
Несмотря на то, что конструкция «Форд-Тимкен» разрабатывалась в США, основным заказчиком был СССР и производилась она именно для СССР В США фирмой «Тимкен» был построен только один опытный автомобиль. Все остальные машины были собраны в СССР В СССР машина первоначально называлась «Форд-АА-Тимкен», впоследствии буквы «АА» перестали употреблять для краткости. Это обозначение применялось в СССР для отличия трёхосной машины от стандартного Ford АА. Неизвестность этой машины в США вполне объяснима, на рынке вполне хватало трёхосных машин других марок.

Легенда третья: выпуск
Как уже говорилось выше, было закуплено 1000 комплектов задних мостов «Тимкен». Но по месту сборки и числу собранных машин существуют разночтения8. Письмом ВАТО № 81 от 11.06.1931 автосборочный завод № 1 был уведомлен о том, что ему предстоит собирать все заказанные машины9. Письмом № 6с от 10.01.193210 Автосборочный завод № 1 уведомлял ВАТО, что им было собрано из полученных комплектов 999 трёхосных машин, один комплект задних мостов был УММ РККА как обычный грузовой автомобиль. По всей видимости, речь идёт об эталонной машине, собранной на Автосборочном заводе № 2 в Москве.
Вывод: Автосборочным заводом № 1 в Нижнем Новгороде в 1931 г было собрано 999 автомобилей «Форц-Тимкен». Ещё одна, эталонная, машина была собрана на автосборочном заводе № 2 в Москве.
Все машины передавались УММ РККА комплектными, то есть с кабиной и кузовом. Кузова, такие же, как и у Ford АА, выпускал деревообделочный цех строящегося ГАЗа11. Машины окрашивались в защитный цвет12. Заметим, что, несмотря на то, что большая часть шасси «Форд-Тимкен» использовалась для производства бронеавтомобилей следов освободившихся при этом кабин и кузовов в архивах обнаружить не удалось.

Не легенда, но всё же очень важно
Автомобиль «Форд-Тимкен» имел целый ряд отличий от созданного впоследствии ГАЗ-ААА. В отличие от ГАЗ-ААА, рама которого отличалась по конструкции от базового ГАЗ-АА, для «Форд-Тимкен» использовалась рама базового автомобиля без существенных изменений.
Серьёзно отличалась компоновка машин. Так демультипликатор у «Форд-Тимкен» устанавливался на дополнительной поперечине рамы ближе к задним мостам, а у ГАЗ-ААА—сразу за двигателем. Совершенно иной была тормозная система, привод задних тормозов «Форд-Тимкен» был гидравлическим. Это стало причиной трудностей при сборке. Завод не имел опыта работы с гидравликой, не был известен состав гидравлической жидкости, его пришлось выяснять13. Что бы не допустить задержек при сборке трёхосок компоненты гидравлической жидкости привода тормозов—ацетон и касторовое масло приходилось буквально выпрашивать взаймы у Нижегородского областного Аптекоуправления14. На ГАЗ-ААА от применения гидравлики в тормозах отказались. Очень сильно отличались и задние мосты.
Машины «Форд-Тимкен» не были первыми отечественными трёхосками. Но они позволили накопить определённый конструкторский опыт и оказали влияние на дальнейшее развитие отечественных трёхосок. Шасси активно использовалось при создании отечественных бронеавтомобилей, благодаря чему к моменту начала производства отечественной трёхоски ГАЗ-ААА уже имелся готовый к установке на его шасси бронекорпус.