Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Варгашинский автомобильный завод

ПМЗ-7

Предприятие, пожарная техника которого хорошо известна как в сельской глубинке, так и в небольших районных городках и посёлках скоро отметит свой шестидесятидевятилетний юбилей. В августе 1941 г в связи с началом войны в небольшой пос. Варгаши Курганской области был эвакуирован Новоторжокский завод противопожарного оборудования. В суровые годы войны предприятие выпускало противопожарную технику. После войны завод получил статус самостоятельного предприятия и специализировался на выпуске мелкого противопожарного оборудования и инвентаря. Заводу было поручено наладить выпуск машин предназначавшихся для небольших населённых пунктов, а также для специальных пожарных частей мелких предприятий.
В те времена молодое предприятие Варгашинский завод противопожарного оборудования (ВЗППО) не имел своих конструкторов, и поэтому документацию на производство пожарной техники присылали из Особого конструкторского бюро, которое находилось на Украине в г. Прилуки.

ПМЗ-8
В1945 г. из ворот Варгашинского предприятия вышла первая пожарная машина — автоцистерна пожарная упрощённая марки ПМЗ-7 на шасси Урал-ЗИС. Послевоенные годы были для завода временем становлением, роста объёмов производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, совершенствования технологий. Примером тому может служить одна из первых серийных автоцистерн закрытого типа ПМЗ-11, которую собирал на шасси грузовиков уральского автозавода.
Страна приходила в себя от последствий войны, постепенно стал обновляться и парк грузовых автомобилей. Для молодого предприятия было определено новое направление. ВЗППО стал специализироваться на производстве разнообразной пожарной техники на шасси автомобилей Горьковского автозавода. Новым шагом завода в производстве «пожарок» стал выпуск с начала 1950-х гг. автоцистерны ПМГ-19 на шасси вездехода ГАЗ-6З. Кабина боевого расчёта и кузов автоцистерны закрытые, имели деревянный каркас, облицованный листовой сталью. В заднем отсеке кузова установлен одноступенчатый центробежный насос ПН-20. Впоследствии, для повышения надёжности и долговечности техники, выпускаемой в Варгашах перешли на использование цельнометаллических кузовов. Примером первой такой машины может служить ПМЗ-19М, выпускавшаяся с 1963 г и внешне мало чем отличающаяся от своего предшественника.
Необычным пожарным автомобилем, выпускавшимся в Варгашах стал автонасос ПМГ-20 (АНП-20). Его производство было начато с 1954 г на шасси ГАЗ-69. Автонасос ПМГ-20 стремя бойцами в кабине развивал достаточно большую скорость — 90 км/ч. Кроме оборудования, находящегося в машине, автонасос комплектовался цистерно-рукавным прицепом ЦРП-20 для доставки к месту пожара воды и напорных рукавов.

ПМЗ-11
Ознакомимся ещё с одним пожарным автомобилей, который служил для доставки к месту пожара в сельской местности минимального количества противопожарного оборудования и достаточно большого объёма воды. В 1962 г из ворот предприятия впервые выходят автоцистерны упрощенной конструкции АЦУ-20(51А)-60А и АЦУП-20(63)-60. Исходя из целевого назначения автоцистерны имеют кузов упрощённой конструкции и стандартную кабину на два человека. Недостающее количество боевого расчёта автоцистерны пополняется из добровольных пожарных дружин населённого пункта или объекта, где они применяются. За счёт исключения кабины боевого расчета, а также уменьшения количества противопожарного оборудования, появилась возможность увеличить количество вывозимой воды до 1550 л. Насосный отсек цельнометаллический, сварной, располагался за цистерной и обогревало! теплом выхлопных газов двигателя, проходящих через специальную батарею, расположенную под насосом. На задней торцевой стенке бака имелось два фланца крепления трубопроводов насоса для наполнения бака водой и забора из него воды. В насосном отделении устанавливался насос ПН-20Л. За кабиной с левой и с правой сторон автоцистерны на кронштейнах устанавливали два цельнометаллических ящика, каждый из которых был разделён на два отсека для размещения пожарно-технического вооружения. Оба ящика снабжались замками и ограничительными упорами.

ПМГ-19
Автоцистерна ПМГ-36 так же выпускалась на предприятии. Как и на многих машинах того времени, цистерна ёмкостью 1100 л была расположена в средней части шасси, а пенобак (50 л), как и положено, над насосом. Через заднюю дверцу, снабжённую смотровым окном, можно было контролировать работу насоса ПН-20. Автомобиль, рассчитанный на 5 чел. боевого расчёта, оборудован фарой прожектором, мигающей фарой, а также фарой для освещения места остановки автоцистерны у источника воды. Двух-тумбовый кузов имел пять отсеков. Каждый отсек оборудован поднимающиеся кверху дверкой с замками и упорами.

ПМГ-19

ПМГ-36 выпускалась до 1968 г.
Интересной моделью, несколько опытных образцов которой было построено в Варгашах, явился передвижной пожарный лафетный ствол АС-65. Изначально конструкторская документация предусматривала его создание на шасси УАЗ-451Д. Первая опытная машина и появилась на этом шасси. Немного позднее появилась новая разработка ульяновцев УАЗ-452Д, поэтому второй опытный образец был изготовлен на шасси УАЗ-452Д. На машине установлен лафетный ствол ПЛС-60, обеспечивающий подачу воды или воздушно-механической пены для чего имеется специальные насадки. Серийное производство АС-65(452Д) -111 должно было начаться с 1967 г. Но в связи с его узкой специализацией была выпущена незначительная партия, после чего производство было свернуто.

ПМГ-19М
Пожалуй, самой распространённой моделью предприятия стала пожарная машина на шасси автомобиля ГАЗ-53А грузоподъемностью 4000 кг; которая имела классическое расположение центробежного насоса ПН-ЗОКФ в заднем отсеке. Для повышения проходимости по грунтовым дорогам на автомобиль устанавливали шины со специальным рисунком протектора. До внедрения этой машины в серийное производство проходит не мало времени. На вооружении пожарных частей новая машина появилась уже слегка модернизированной по сравнению с первым образцом. И сегодня модификации этой автоцистерны с вариантами исполнения 106А и 106В можно встретить в пожарной охране.

ПМГ-20
Появление ГАЗ-66 расширило гамму выпускаемых на ВЗППО автомашин. Для сельской местности была разработана автоцистерна АЦ-20(66) -104, которая была способна доставлять к месту пожара 1600 л воды. Её количества было достаточно для работы одним стволом в течение 5—6 минут. Высокая средняя скорость движения (65 км/ч.), возможность преодоления труднопроходимых участков дороги делали эту машину незаменимой в сельской местности. На автоцистерне в насосном отсеке был установлен центробежный пожарный насос ПН-20К. Выпуск машины был налажен с 1968 по 1971 гг. Позднее её сменяет автоцистерна АЦ-30(66) -146.
На шасси ГАЗ-66 так же появляются и специальные машины, такие как автомобиль связи и освещения, лесная пожарная автоцистерна и др.

ПМГ-36
Вместо устаревшей модели АСОП-5(63) -97, в 1967 г. заводом предложен автомобиль АСО-5(66) -90 с кабиной для 3-х человек боевого расчета, которая была выполнена единым целым с кузовом. Двери кабины имели опускающиеся стёкла и были оборудованы замками. В кабине боевого расчёта во всю её ширину был установлен стол, где размещались: радиостанции, телефон, микрофон громкоговорящей установки. В переднем отсеке кузова с правой стороны устанавливался генератор, мощностью 5 кВт с приводом от двигателя автомобиля. Здесь же располагался щит управления генератором. В боковых отсеках машины были расположены прожектора и соединительные кабели.
Выпускаемые на заводе автомобили дымоудаления в то время не имели аналогов во многих странах мира.

AЦУ-20(51А)-60А
Лесная автоцистерна АЦЛ(66) -147 предназначалась для локализации лесных пожаров заградительными минерализованными полосами, прокладываемыми перед фронтом горения при помощи дискового плуга. Запаса воды 980 л. достаточно для работы в течение 5—6 мин. За кабиной водителя на раме смонтирована кабина боевого расчёта, где под сиденьями был установлен пожарный насос ПНА-3/80. За кабиной боевого расчёта был находился цельнометаллический кузов. В задней части машины на специальной подвеске установлен дисковый плуг; управляемый водителем из кабины с помощью гидросистемы. Разработанный в 1973 г этот автомобиль так и не был запущен в серию из-за достаточно сложной конструкции кузова, а так же необходимости установки дорогой гидросистемы управления плугом.

AЦУ-20(63)-60
Выпущенной в 1980-е гг. автоцистерне АЦ-30(66) -184 был присвоен Государственный знак качества.
Год за годом пожарная техника, выпускаемая в Варгашах, модернизировалась, машины комплектовались новыми насосами и другим пожарно-техническим вооружением.
Со временем небольшое предприятие стало одним из ведущих заводов этой отрасли. В номенклатуре предлагаемой продукции значились десятки единиц техники, которая поставлялась не только в Советский Союз. Машины Варгашинского завода хорошо зарекомендовали себя и за рубежом. Предприятие принимало участие в международных выставках в ГДР Японии, Сирии, Турции. Техника из Варгашей экспортировалась в 18 стран мира.
Тяжёлые времена, пришедшие с распадом некогда могучего CCCR сказались и на предприятии. Из года в год стали снижаться объёмы и темпы производства, сокращался коллектив завода. Но предприятие сумело выстоять в те трудные времена и сегодня федеральное государственное унитарное предприятие «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования» предлагает десятки пожарных автомобилей различного предназначения на шасси автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, Урал и др.

AСОП-5(63)-97
Модели под торговой маркой «RAMI» впервые появились в магазинах в 1958 г Первой стала модель «Марнское такси» — Renault Taxi de la Marne type AG 1905Д916 (Rami 1).
Изготовление миниатюр «RAMI» связано стремя людьми — MJarry, Henri Malartre и M. Koch, которые организовали фабрику J.M.K. (название образовано из инициалов участников) и придумали торговую марку R.A.M.I. (les Retrospectives Automobiles Miniatures).
В 1967 г, после смерти М. Koch и ухода на пенсию М. Jarry, фирма начинает терпеть убытки и после выпуска в 1969 г модели Мерседес SSK (1927) прекращает своё существование.

Ц-30(53A)-106ВAЦ-30(53-12)-106ГAЦ-30(66)-184AЦ-30(66)-146АД-90(66)-183.AKT-0,5-0,5(66)-207AСO-12(66)-90A