МЗКТ-80201 «Океаник»
Минский
завод колёсных тягачей удивил специалистов новой машиной с колёсной
формулой 4х4, которая пока получила заводское обозначение МЗКТ-80201.
Возможно, в дальнейшем ей будет присвоено имя собственное -
«Океаник». Новый автомобиль, представляющий собой колёсное
шасси, на котором будет смонтировано оборудование для поддержания в
порядке взлётно-посадочных полос аэродромов (ВПП), проходит сейчас
заводские испытания. Генеральным заказчиком машины является белорусское
предприятие «Амкодор», известное своей снегоуборочной и
дорожно-строительной техникой.
В качестве главного рабочего инструмента на машину предполагается
установить прежде всего щётку диаметром 900 мм и длиной 4,5 м. Для неё
и предназначено «почётное» место под рамой в пределах базы,
где «местный» клиренс достигает 1610 мм. Рабочие обороты
щётки регулируются от 0 до 900 об/мин. В транспортном положении щётка
разворачивается вдоль рамы и поджимается к ней.
Для скоростной уборки ВПП от свежевыпавшего снега предназначается
управляемый отвал шириной 6 м, который будет монтироваться к переднему
бамперу. Отвал, состоящий из двух частей, соединённых вертикальным
шарниром, сможет работать в виде прямой или косой «лопаты»,
а также, как «клин» либо «совок».
Расположенное над задней осью машины седельно-сцепное устройство
позволит буксировать полуприцеп с огромным «пылесосом».
Рабочая часть этого агрегата -центробежный компрессор от авиадвигателя
ВК-1. Его приведёт во вращение гидромотор, который затратит часть
мощности основного двигателя машины. Раструб с регулируемой шириной от
4 до 8 м будет засасывать или сдувать пыль. Для уборки слежавшегося
снега, когда отвал и «пылесос»
Очень малый радиус разворота, равный 7,5 м обеспечивают машине все
управляемые колёса. Масса снаряженного шасси - 13 т, полная - 26 т.
Развесовка по осям: 13 + 13 т. Двигатель ЯМЗ-7513 (309 кВт/420л.с.),
механическая КПП ЯМЗ202.11 с раздаточной односкоростной коробкой,
имеющей несимметричный блокируемый дифференциал. Ведущие мосты - также
с системой блокируемых дифференциалов. Такая механика обеспечивает
диапазон рабочих скоростей от 2 до 55 км/ч. Разгон от 0 до 40 км/ ч
осуществляется не более чем за 15 сек. Подвеска колёс зависимая,
рессорная с реактивными штангами и гидроамортизаторами двухстороннего
действия. Шины 16.00.К20 Х2ЬТЬ фирмы «Мишлен». Возможна
установка 8-цилиндрового дизеля с ТНД «Дойтц» ВР 8М1015С
(360 кВт/400 л.с.) с однодисковым «сухим» сцеплением СМР2
430Ы и 16-ступенчатой КПП 2ТР 165 221 (8С ЫМУ221) с механическим
управлением. Топливных баков два - по 350 л каждый.
Создание универсальной аэродромно-уборочной машины
«Океаник» - первый шаг к обновлению огромного количества
узкоспециализированной устаревшей техники, которая дослуживает
«вторые» сроки на лётных полях СНГ.