Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

ЛуАЗ-1901 «Геолог»

ЛуАЗ-1901 «Геолог»Внимательно изучая один из лучших на сегодняшний день в СНГ трудов в области создания, конструирования и истории автомобилей Льва Михайловича Шугурова на стр. 155 наткнулся на любопытную фотографию. Как подпись к фотографии, как и текст (всего две строчки) на стр. 112 (второй абзац снизу в левой колонке), посвящённый этому же автомобилю, мне показалось не совсем полными. Вспомнил также, что в журнале «За рулем» видел фотографию из экспозиции музея Рязанского военного автомобильного училища (теперь РВАИ), точно такого же транспортного средства. Всё это меня очень заинтересовало. Дело в том, что меня не покидает мысль о создании подробной «Энциклопедии автомобильного транспорта России, СССР, СНГ». И то, что в нашем журнале «Автомобильный моделизм» собираются прекрасные материалы Андрея Колеватова, Александра Говорухи, Валерия Дмитриева, Рустэма Исмагилова, Евгения Прочко, Люциюса Суславичюса и других авторов, вселяет оптимизм и веру в то, что со временем по материалам журнала будет издан такой труд. После долгих поисков в разных источниках удалось собрать кое-какие сведения об автомобиле-амфибии повышенной проходимости ЛуАЗ-1901, чем я и хочу поделиться с вами.
Журнал уже рассказывал о семействе ЛуАЗ. Теперь же более подробно рассмотрим отдельную модель. Ещё в советское время был создан транспортёр переднего края ЛуАЗ-967М (ТПК). Дальнейшим развитием этой модели явился новый плавающий автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ-1901. Он создавался по заказу военных, строился для выполнения военных задач, поэтому должен был быть технологичным при постройке, простым в эксплуатации, ремонтопригодным в тяжёлых полевых условиях. Дизайн данной модели сведен к минимуму, так как внешний вид - это мода, а она военным ни к чему.
ЛуАЗ-1901 «Геолог» Кузов автомобиля цельнометаллический с подштамповками для большей жёсткости. В связи с тем, что конструкция плавающая, да и борта не высоки, двери у автомобиля отсутствуют. Днище ровное и плоское, что в значительной мере облегчает сползание по илистым берегам во время преодоления водных преград. Естественно, что кузов герметичен. Такое транспортное средство предназначено для движения по сильно пересечённой местности и должно свободно преодолевать рвы, овраги, окопы, а значит будет испытывать большие нагрузки корпуса на изгиб и кручение кузова. Поэтому в конструкции шасси используется мощная рама. В передней части кузова сооружен обтекатель-волнорез на котором в специальных блоках устанавливаются световые приборы: фара со специальной, общепринятой в армии светомаскировкой, габаритный фонарь передний, указатель поворотов. Лобовое стекло с одним стеклоочистителем заключено в откидную раму, которую можно опустить вперёд, значительно уменьшив высоту автомобиля. Это очень существенно при маскировке в канонирах, низкорослом кустарнике или высокой траве. Здесь же предусмотрено размещение якоря, спасательного круга, а внутри кузова лебедки с тросом на барабане. В салоне, если его можно таковым назвать, размещены органы управления, сидения для механика-водителя и бойцов, а в задней части, под коробчатым капотом - двигатель. Глушитель размещён горизонтально по заднему борту снаружи, а выхлоп направлен вверх. Двигатель, в те далёкие 1980-е годы, использовали тот же что и на «гражданских» ЛуАЗиках - 40-сильный МеМЗ-969А воздушного охлаждения. Отчасти из-за того, что использовался именно такой, откровенно слабый двигатель, отчасти из-за того, что распался Советский Союз, а в армиях вновь образовавшихся государств не нашлось денег на эту машину, она потихоньку сошла с арены боевых действий. ЛуАЗ-1901 некоторое время служил в инженерных войсках, принимал участие в наведении понтонных переправ, был задействован в разведке. Его очень любили военные медики. В связи с тем, что значительную часть внутреннего пространства салона занимают колёсные ниши, а также беря во внимание то, что при движении по воде очень важна ровка, посадочные места разместили очень своеобразно, как ни на одном транспортном средстве в мире. Посадочных мест было предусмотрено 6-8. Для большей безопасности, чтобы можно было максимально быстро покинуть машину, ЛуАЗ-1901 использовался в открытом виде, хотя предусматривалась установка брезентового тента на дугах. Приборный щиток ставили от ЛуАЗ-969. Все органы управления размещались посредине, водитель так же занимал место посредине. Ведь на бездорожье нет правостороннего движения, а на воде, когда водитель остаётся в машине один -это очень даже существенно. Справа от водителя рычаги переключения передач, включения пониженной передачи и переднего моста.

Моргун Николай НиколаевичМоргун Николай Николаевич
Родился 4 ноября 1951 г. в г. Полтаве в семье военного лётчика. Автомобильным моделизмом занимался во дворце пионеров родного города и в СЮТ г Кременчуг. Окончил Кременчугское лётное училище, пилот вертолета 1-го класса. Работал в Вологде, Мурманске, Нарьян-Маре, Ханты Мансийском округе, с бортов ледоколов Мурманского морского пароходства, участник экспедиции на Северный полюс под руководством А.Н. Чилингарова. Женат, имеет двух дочерей: старшая учитель труда в школе, младшая студентка. Коллекционирует модели с 1977 г, но больше увлекается историей отечественных автозаводов и автомобилей.

ЛуАЗ-1901 «Геолог» Но вот прошли годы, улеглась неразбериха после раздела государства, и мы начали понимать, что и как необходимо делать для того, чтобы выжить, нормально жить и развиваться. В Луцке, на автомобильном заводе, который чуть было не «развалился», началась сборка российских автомобилей, улучшившая его финансовое положение. Теперь заводские конструкторы могут работать на перспективу, и на ряду с новыми, вспоминают свои лучшие давнишние разработки. Вот и достали со своего заветного конструкторского стола, прежнюю, но очень перспективную разработку - ЛуАЗ-1901, пересмотрели всё необходимое в самой конструкции, но концепцию, заложенную ещё в начале 80-х гг. прошлого века, оставили. Теперь машина была рассчитана не только на военных заказчиков, но и на геологов, спасателей, ею заинтересовались представители водного хозяйства, министерства электрификации, лесники. Поэтому ЛуАЗ-1901 получил имя собственное - «Геолог». Начали с того, что установили новый двигатель, причём не искали его на стороне, а взяли свой, украинский, трёхцилиндровый дизель, созданный Харьковским научно-технологическим бюро двигателестроения им. Малышева (ХЛБД). Работы над этим двигателем ведутся с 1994 г. и уже создано девять его модификаций. Конечно же это ещё не окончательный вариант, так как в нём есть некоторые недоработки: подтверждая свое танковое происхождение, он довольно «громкоголосый», не сбалансированный в полной мере, аппетит его тоже оставляет желать лучшего. Но тем не менее это очень перспективный дизель, особенно для таких машин.
ЛуАЗ-1901 «Геолог» Передний и средний мосты с управляемыми колёсами. Постоянный привод машина имеет на задний и средний мосты. Передний мост при необходимости может быть подключён. На каждой оси амфибии установлены самоблокирующиеся дифференциалы, а вот межосевых дифференциалов нет вовсе. Ещё «Геолог» для движения по бездорожью имеет пониженную передачу на передние и задние колёса. Раз конструкторы заложили в машину умение плавать, значит надо рассмотреть и этот вопрос. По техническим данным, ширина преодолеваемой водной преграды равна 3000 м, но это величина довольно условная, так как всё зависит от запаса топлива, скорости течения (как плыть - по течению или против), высоты волны (ведь борта очень низкие), загрузки. Движителем, как и у ТПК, являются колёса - отсюда и малая скорость преодоления водной преграды. Но может это не так существенно. А вот то, что машина из водоёма выбирается без значительных усилий - это пожалуй важнее. И ещё, большим преимуществом является то, что машина на пониженной передаче, без надрыва, взбирается на склон невообразимой крутизны, а в поперечном отношении этой чудо машине не страшен наклон до 40°. Все это преодолевается без особых усилий, а независимая подвеска всех колёс делает езду по любым преградам ещё комфортней. Глушитель расположен под капотом над двигателем, а выхлоп выведен за задний борт и направлен вниз.
Предложенный вездеход-амфибии по своей сути является концептуальным автомобилем. В зависимости от предназначения - в личное пользование для рыбаков или охотников, для МЧС или лесопожарных команд, для рыбоохраны или буровиков, для геологов - будет меняться компоновка салона, конфигурация, жёсткость и материал верхней надстройки кузова. Может быть добавлена лебёдка, откачивающий воду насос или любое другое оборудование по желанию заказчика. Возможна буксировка прицепа. Для военных можно разместить в кузове или на специальном плавающем прицепе установки ПТУРС, НУРС, крупнокалиберный пулемет или безоткатное орудие - было бы желание.
Как бы там ни было - машина предложена, и если найдутся желающие её приобрести, они не прогадают. Превосходная проходимость, мощное и надёжное «сердце», неприхотливость, достаточный для такого класса машины комфорт - всё это сделает поездку на вездеходе-амфибии неповторимой и привлекательной. И самое последнее. По неофициальным данным такая машина будет стоить в зависимости от комплектации около 6,5 тыс. долл. Для моделистов так же непочатый край работы - ведь и надстроек и окраски предусмотрено множество.