Машины для внесения удобрения
Современное
сельское хозяйство немыслимо без мотора, без трактора, без автомобиля.
Автомобили доставляют сельскохозяйственные продукты с полей на склады,
элеваторы, в хранилища, они перевозят и вносят удобрения на поля, корма
на фермы, топливо и смазочные материалы на полевые станы, обслуживают
сельское население. В агропромышленном комплексе СССР использовались
как машины универсального назначения (серийные грузовики, автофургоны,
автоцистерны), так и специализированные сельскохозяйственные автомобили
и прицепы.
Автомобиль,
оборудованный разными рабочими механизмами, становился
транспортно-технологическим средством. Специализированные
сельскохозяйственные автомобили такого типа начали производиться в СССР
в конце 60-х годов прошлого века. В статье я расскажу о
специализированных машинах для транспортировки и внесения минеральных
удобрений, созданных в украинском городе Запорожье.
Запорожское государственное специальное проектное
конструкторско-технологическое бюро по машинам для внесения удобрений
(ГСПКТБ по машинам для внесения удобрений) первые образцы таких машин
разработало в 1960-х гг. Ими были КСА-3 и АРУП-8.
Развивающийся агропромышленный комплекс СССР требовал значительного
расширения спецтехники. Мощностей и возможностей по изготовлению этих
автомобилей у ГСПКТБ не было. Правительство СССР приняло решение о
создании специализированного НИИ, которым стал организованный в 1977 г.
Запорожский научно-исследовательский конструкторско-технологический
институт по машинам для подготовки и внесения в почву минеральных
удобрений (НИКТИМсельхозмаш).
Основным направлением деятельности НПО стало развитие производства
машин и оборудования для подготовки и внесения в почву минеральных
удобрений. За
недолгие годы работы института его коллектив внёс весомый вклад в
решение проблемы комплексной механизации сельскохозяйственного
производства. Только за первые 10 лет работы (1977-1987 гг.) по
разработкам института заводами страны было выпущено 593 800
сельскохозяйственных машин.
Конструкторами НИКТИМсельхозмаша не были обделены вниманием и
автомобильные шасси, на базе которых была создана целая гамма
специализированных сельскохозяйственных машин. В зависимости от своего
функционального назначения специализированные автомобили подразделялись
на:
- машины для сплошного поверхностного внесения минеральных удобрений и извести;
- машины для транспортировки и поверхностного внесения пылевидных удобрений;
- загрузчики минеральных удобрений и семян.
Машины для сплошного поверхностного внесения минеральных удобрений и извести
Первый специализированный сельскохозяйственный автомобильный
разбрасыватель КСА-3 спроектирован и разработан в конце 1960-х гг.
Машина прошла полный цикл испытаний и была рекомендована к серийному
производству с 1970 г. на заводе «Тюменьсельмаш». КСА-3
предназначался для транспортировки и внесения на поверхность почвы
минеральный удобрений, слабо-пылящих известковых и гипсосодержащих
материалов. Машину можно было использовать для посыпки дорог песком и
шлаком в гололёд. Устанавливается разбрасыватель на шасси
автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 и представляет собой ёмкость,
оборудованную прутковым транспортёром, разбрасывающим центробежным
диском и гидроприводом. Привод транспортёра обеспечивал постоянную
норму внесения удобрений независимо от скорости агрегата.
Для установки на задний мост КСА-3 предназначались арочные шины,
повышающие проходимость машины на влажных и рыхлых почвах. Низкое
давление и большое сечение покрышки обеспечивали большую площадь
контакта с грунтом и как результат - малое удельное давление на грунт.
В конце 1970-х гг. специалистами НИКТИМ-сельхозмаша были спроектированы
и изготовлены опытные образцы разбрасывателей КСА-7 на шасси автомобиля
ЗИЛ-133Г1. Грузоподъёмность новой машины составила 7 т. На задние мосты
автомобиля так же устанавливались арочные шины. Два центробежных диска
обеспечивали увеличение рабочей ширины захвата при внесении удобрений.
На первых опы1тны1х экземплярах КСА-7 боковые борта имели по шесть рёбер жесткости.
В дальнейшем кузов машины был доработан -изменили углы наклона бортов,
а количество рёбер жёсткости сократили до пяти. Машину стали
комплектовать тентом, предохраняющим удобрения от атмосферных осадков и
выветривания при транспортировке.
В начале 1980-х гг. НИКТИМсельхозмаш получил несколько опытных
сельскохозяйственный самосвалов Урал-5557. Мощный дизельный двигатель и
наличие «ползущей» передачи (2-4 км/ч) позволили автомобилю
легко, без рывков и перегрузок, двигаться на рабочих технологических
скоростях и без помощи тракторов выбираться с поля на дорогу. Вместо
самосвального кузова специалисты института установили на автомобиль
оборудование для внесения минеральных удобрений. Первые опытные
экземпляры КСА-7 на шасси Урал-5557 оснащались одним центробежным
диском. Машины хорошо зарекомендовали себя во время испытаний, но
конструкторы продолжали их совершенствовать.
На шасси Урал-5557 была спроектирована новая машина МХА-7,
предназначенная для транспортировки и сплошного внесения на поверхность
почвы минеральных удобрений, слабо-пылящих известковых и
гипсосодержащих материалов. Боковые борта кузова машины имели
специальную конфигурацию и обеспечивали ссыпание удобрений на
транспортер без налипания удобрений. Машина оснащалась двумя
центробежными дисками и откидывающимся тентом для предохранения
удобрений от атмосферных осадков и выветривания. Дозы внесения
удобрений синхронизированы со скоростью движения автомобиля. Машина
может использоваться для выгрузки сыпучих сельскохозяйственных грузов.
Для доступа к загрузочному люку с левой стороны полуприцепа имеются
площадка и лестница. Цистерна - стальная несущей конструкции
цилиндрической формы с эллиптическим днищем. В сцепе с тягачом цистерна
получала наклон назад для улучшения процесса выгрузки.
В комплект поставки входили арочные шины для заднего моста тягача и полуприцепа.
Машины для транспортировки и поверхностного внесения пылевидных удобрений
Родоначальником этого небольшого специализированного семейства является
машина АРУП-8 (автомобильный разбрасыватель удобрений пылевидных)
грузоподъёмностью 8 т. Она была спроектирована, испытана и
рекомендована в серийное производство в конце 1960-х гг. В 1977 г. для
проведения работ по модернизации машины конструкторскую документацию
передали в НИКТИМсельхозмаш.
АРУП-8 представляет собой автопоезд в составе седельного тягача ЭИЛ-130В1 и выпускаемого с 1969 г.
Красногорским заводом цементного машиностроения полуприцепа-цистерны
для перевозки пылевидных удобрений. Машина предназначена для
транспортировки и внесения пылевидных удобрений и известковых
материалов, а также для перегрузки их в склады и полевые машины для
внесения удобрений. В сухое время года автопоезд может использоваться
для рассеивания удобрений по поверхности почвы.
Результатом коренной модернизации АРУП-8 стало создание машин МТП-10 и
МТП-13 (машина транспортная пылевидных). Обе машины предназначались для
транспортировки пылевидных удобрений и известковых материалов,
перегрузки их в склады и полевые машины для внесения удобрений. МТП-10
представляет собой автопоезд, состоящий из седельного тягача
ЭИЛ-130В1-76 (ЗИЛ-441510) и цистерны-полуприцепа грузоподъёмностью 10
т. МТП-13 - автопоезд, состоящий из седельного тягача КамАЗ-5410 и
цистерны-полуприцепа грузоподъёмностью 13 т. Полуприцепы-цистерны МТП-10 и МТП-13 выпускались заводом «Целиноградсельмаш».
НИКТИМсельхозмаш изготовил несколько опытных образцов автопоездов для
внесения пылевидных удобрений, состоящих из седельного тягача
КамАЗ-5410 и двухосного полуприцепа-цистерны (см. фото). Рабочая ширина
захвата при внесении удобрений обеспечивалась откидными штангами,
расположенными в задней части полуприцепа. Из-за низкой проходимости,
эти машины себя не оправдали, и предпочтение было отдано новым
разработкам - машинам РУП-10 и РУП-14 (разбрасыватель удобрений
пылевидных), которые агрегатировались с тракторами Т-150К и К-701
соответственно. Машины РУП-10 и РУП-14 выпускались серийно.
Загрузчики минеральных удобрений и семян
Для повышения производительности сеялок, машин для внесения удобрений и
летательных аппаратов сельхозавиации возникла необходимость в
универсальных загрузчиках рабочего материала, которые обеспечивали бы
сокращение времени простоя под загрузкой.
Было разработано несколько моделей загрузчиков семян и удобрений на шасси автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12:
ЗАУ-3 - универсальный загрузчик для заполнения сеялок семенами и минеральными удобрениями, грузоподъёмностью 3 т;
ЗС-3,5 - загрузчик сыпучих материалов. Предназначен для загрузки семян
зерновых, зернобобовых, крупяных и масличных культур, минеральных
удобрений, зерна и других сыпучих материалов в сеялочные агрегаты и
машины для внесения удобрений (МВУ). Грузоподъёмность машины 3,5 т,
производительность 50 т/ч;
ЗСВУ-3 - загрузчик самолетов, вертолетов и сеялок, универсальный.
Предназначен для загрузки минеральных удобрений в баки самолетов АН-2,
АН-2М, М-15 и вертолетов МИ-2, КА-26. Мог быть использован для загрузки
зерна и удобрений в сеялки. Грузоподъёмность 3 т, производительность 60
т/ч, максимальная высота выгрузки 4500 мм, время загрузки авиатехники
2-5 мин.
Загрузчик состоял из рамы с продольными транспортёрами, кузова-бункера
с решёткой, поперечного шнекового и наклонного поворотного
транспортёров, механизмов привода и управления, гидросистемы.
Минеральные удобрения, предварительно подготовленные к внесению,
загружаются в бункер с помощью погрузочных средств. Из бункера они
выносятся продольными транспортёрами в шнековый. Наклонный поворотный
транспортёр подает массу в баки летательных аппаратов или ёмкости
сеялок. Он имеет возможность поворота вокруг горизонтальной оси из
транспортного положения в рабочее.
Загрузчики минеральных удобрений и семян
В 1979 г. началось серийное производство автомобилей ЗИЛ-133ГЯ. На его
шасси в НИКТИМсельхозмаш были разработаны новые специальные загрузчики
ЗСА-7 и ЗМУ-8.
Загрузчик сеялок автомобильный ЗСА-7 предназначался для загрузки
посевных агрегатов всех типов семенами зернобобовых, крупяных,
масличных культур и минеральными удобрениями, а также для
транспортировки зерна, вороха, туков. Грузоподъёмность загрузчика на
зерне 7 т, на минеральных удобрениях - 8 т. Максимальная высота
выгрузки 3 м, производительность 60 т/ч.
Загрузчик машин для внесения минеральных удобрений автомобильный ЗМУ-8
является самоходной сельскохозяйственной машиной на шасси автомобиля
ЗИЛ-133ГЯ.
Он предназначен для транспортировки твердых минеральных удобрений и
слабо-пылящих химических мелиорантов на край поля и загрузки их в
высокопроизводительные прицепные и самоходные машины для внесения
минеральных удобрений.
Загрузчик так же может быть использован для перевозки различных сыпучих
материалов. Машина оборудована регулируемым козырьком, обеспечивающим
равномерность загрузки; тентами, обеспечивающими защиту от атмосферных
осадков и выветривания при транспортировке; складывающимся
транспортёром, позволяющим загружать машины с разными объёмами кузовов.
Сравнительно небольшая погрузочная высота (2450 мм) позволяет
производить загрузку ЗМУ-8 погрузчиками всех марок или
погрузочно-разгрузочным оборудованием складов для хранения минеральных
удобрений. Из кузова минеральные удобрения шнеками подаются на
наклонный складывающийся транспортёр и далее в бункеры машин для
внесения. При работе в режиме самосвала разгрузка кузовов производится
через правый открывающийся борт.
Управление рабочими органами осуществляется с пульта управления,
расположенного в кабине автомобиля. Грузоподъёмность машины 8 т.
Пропускная способность 150 т/ч.
Одна из последних разработок НИК-ТИМсельхозмаш - устройство загрузочное
быстросъёмное БЗУ-5. Устанавливается взамен заднего борта
автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-544М и предназначено для загрузки
шеренговых и одиночных посевных агрегатов семенами зерновых,
зернобобовых, крупяных и масличных культур, загрузки гранулированными
минеральными удобрениями посевных агрегатов и машин для внесения удобрений. Так же может быть использовано для
транспортировки зерна, вороха, туков. Грузоподъёмность - 5,2 т.
Пропускная способность 50 т/ч. Высота выгрузки до 3 м. Устройство
состоит из заднего борта, шнекового наклонного транспортёра, выгрузного
телескопического рукава, гидропривода. Подъём откидывающейся части
шнека осуществляется гидроцилиндром. Конфигурация листов борта
обеспечивает ссыпа-ние материала в приёмную часть шнекового
транспортёра. На внутренней стенке борта установлен шибер, который
регулирует величину окна приёмной части шнекового транспортера.
Конструкция выгрузного телескопического рукава загрузочного устройства
БЗУ-5 позволяет загружать все типы сеялок. Изготавливалось устройство
Мариупольским опытно-экспериментальным заводом НПО НИКТИМсельхозмаш.