Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Народный автомобиль от OPEL

- Ты знаешь, почему этот OPEL прозвали «лягушонком»?
- Потому, что он зелёный...
- Да нет! Это потому, что он так смешно подпрыгивает!
(Немецкий анекдот)


Первый Opel 4/12PS В 1924 г. на заводе фирмы OPEL в городе Рюссельсхайм заработал первый в Германии конвейер по сборке автомобилей. С него сотнями штук в день покатились небольшие зелёные автомобили Opel 4/12PS, приводимые в движение четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом всего 951 см3 и мощностью 12л.с. Он быстро завоевал популярность, несмотря на тесный кузов и подвеску без амортизаторов, из-за чего на неровностях тогдашних брусчатых дорог он подпрыгивал как лягушонок. Но он был дёшев, надёжен и благодаря его успеху к 1928 г. Opel овладел сорока процентами германского автомобильного рынка!
Opel 4/12PS (1924) Автомобильчик понемногу совершенствовался, получил закрытый кузов, четвертьэллиптические рессоры сзади были заменены на полу-эллиптические, возрос рабочий объём его двигателя, пока «лягушонок» (по-немецки -ЬаиЫгозсЬ) не превратился в Opel 1,2 Liter. Это уже был совсем другой, куда более современный, автомобиль с закрытым цельнометаллическим кузовом типа двухдверный седан. Opel 1,2 Liter.  впервые появился на рынке в 1931 г. и изготовлялся до 1935 г. На автомобиле устанавливался четырёхцилиндровый двигатель с рабочим объёмом около 1,2 л (65х90 мм) мощностью 23 л.с. Модель 1,2Ь послужила прототипом выпущенной в 1935 г. модели Р-4 (Рори1аг), отличающейся от модели 1,2 л лишь размерами двигателя (67,5х75 мм; 1,1 л) и передаточными числами в трансмиссии. Именно об 0ре1 Р-4 и пойдёт наш рассказ.
Итак, в сентябре 1935 г. на ежегодной Берлинской автомобильной выставке фирма 0ре1 представила общественности свою новую модель автомобиля Opel Р-4, который был наследником популярного автомобиля с двигателем 1200 см3, выпускавшегося большой серией.
От своего предшественника 0ре1 Р-4 отличался новой, теперь уже не вертикальной, а чуть наклонной облицовкой радиатора с установленным на ней стилизованным дирижаблем - «цеппелином».
Opel 4/12PS. Фото H. Ashof Двигатели предвоенных автомобилей 0ре1 можно разделить на две основные группы: нижне- и верхнеклапанные. Как те, так и другие выпускались четырёх- и шестицилиндровыми.
Характерной особенностью двигателей 0ре1 было применение короткого ходя поршня.
Основным преимуществом короткоходных двигателей является снижение средней скорости поршня и соответствующее уменьшение износа деталей поршневой группы. В будущем именно это позволило автомобилям Opel успешно противостоять трудностям эксплуатации на дорогах войны и ещё очень долго служить в послевоенные годы. Другой причиной способствовавшей долголетию 0ре1 было то, что продукция заводов Adam Opel Aktiengesellschaft в тридцатые годы прошлого века отличалась большим разнообразием моделей легковых автомобилей, которые, однако, имели значительное число унифицированных агрегатов, узлов и деталей.
Но вернемся непосредственно к 0ре1 модели Р-4. Он имел классическую конструкцию с лонжеронной рамой, сваренной из штампованных элементов, к которой крепились агрегаты и устанавливался стальной кузов.
Opel 4/20PS (1929) Подвеска передних колёс автомобиля выполнена на двух полуэллиптических рессорах с поршневыми гидравлическими амортизаторами. Балка оси - двутаврового сечения. Поворотные шкворни работают в бронзовых втулках, запрессованных в ушки вилок поворотных кулаков. Вертикальные нагрузки воспринимаются нижними упорными шариковыми подшипниками.
Подвеска задних колёс выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Для снижения центра тяжести автомобиля рессоры пропущены под кожухами полуосей. Шарнирные пальцы на передних концах рессор и в задних сережках установлены в резиновых втулках (сайлент-блоках). Подвеска дополнена гидравлическими поршневыми амортизаторами одностороннего действия.
Opel 1,2 L (1932) Автомобили Opel модели Р-4 снабжены тормозами на всех четырёх колёсах с механическим приводом. При этом привод ножного и ручного тормозов был независимый. Тормозной механизм колодочный, типа Бендикс-Дуо-серво. Под капотом работал совершенно новый двигатель с рабочим объемом 1100 см3, который, как и его предшественник, развивал мощность в 23 л.с.
Этот же, размещённый впереди, четырёхцилиндровый рядный двигатель с боковым расположением клапанов, рабочим объёмом 1074 см3 (67,575 мм), термосифонной системой водяного охлаждения (с 1936 г. - с водяным насосом) и опелевским карбюратором с падающим потоком (лицензия «Картер») с 1936 г. применялся в следующей новой модели - «Кадете». Но эта модель заслуживает отдельного рассказа, ибо стала прародителем автомобилей «Москвич».
Opel 1,2 L немецкой полиции Opel Р-4 был невелик - его длина, ширина и высота составляли 3340, 1425 и 1650 мм соответственно. Колёсная база автомобиля 2286 мм, колея (спереди/сзади) - 1118/1168 мм, вес 755 кг, ёмкость расположенного сзади бака - 25 л, максимальная скорость 85 км/час. Этот интересный автомобиль выпускался с 3 вариантами кузова - седан, седан-кабриолет и специальный седан. Седан оснащался 3-ступенчатой коробкой передач, два других имели 4-ступенчатые.
Opel Р-4 с кузовом «специальный седан» отличался установленным справа в выштамповке переднего крыла запасным колесом, в то время как более простой стандартный седан «запаску» имел на задней стенке кузова и выпускался без бамперов.
Позднее на базе Opel Р-4 специализированные фирмы выпускали маленький развозной фургончик и пикап.
Opel P-4 с сундуком В рекламном проспекте фирмы Оре1 1936 г. автомобиль характеризовался так: «Настоящий 4-местный автомобиль, за цену которого ранее такого стоящего предмета приобрести было нельзя». Этим вероятнее всего, намекалось на некоторые автомобили тех лет, которые, скорее всего можно было причислить к мотоколяскам и которые были столь дороги, что не имели успеха. Общественное значение Оре1 модели Р-4 состояло ещё и в том, что за сенсационно низкую цену - 1450 марок - покупателям предлагался массовый наиболее дешёвый в то время автомобиль. В 1935-1937 гг. ежедневный выпуск автомобиля составлял 250 шт. Всего же было выпущено 65864 автомобилей.
Opel P-4 с кузовом седан-кабриолет Именно Opel Р-4 Союз немецкой автопромышленности предложил А. Гитлеру, когда тот заговорил о «народном автомобиле». Формально самый маленький Оре1 вполне подходил для роли «фольксвагена» -вмещал 4-х человек, имел большие колёса (шины-4,25-17), но фюрер хотел пригодную для езды по автобану машину, а Оре1 Р-4 развивал всего 85 км/ч, да и стоил на треть больше указанной Гитлером цифры в 1000 рейхсмарок. Так что «фольксвагеном» стала конструкция Ф. Порше.
Маленькие Оре1 использовались на войне. После войны их немало было вывезено как трофеи в СССР. В пятидесятые и даже шестидесятые годы прошлого века во многих городах России, Украины, Белоруссии, но особенно Прибалтики их можно было видеть очень часто. Да и сейчас в руках любителей старых автомобилей сохраняются небольшие автомобильчики, выпущенные почти 70 лет назад в германском городе Рюссель-схайме.