ГАЗ-М20 «Победа»
Много
написано об этой прекрасной машине, которая с каждым днем всё дальше и
дальше уходит в историю. Но не сказать о ней в нашем журнале просто
невозможно. Я не буду оригинальным и нового ничего не добавлю -это мог
бы сделать человек, принимавший участие в её создании. Однако, собрав
воедино всё, что было написано историками нашей автомобильной
промышленности и знатоками, попытаюсь показать все известные
модификации, что само по себе очень интересно для моделистов и
коллекционеров. Ведь собирают же некоторые коллекционеры только
Мегседез или Реггап, так почему же не помочь человеку, решившему
собрать модели всех выпускавшихся «Побед».
Конечно же, необходимо начать с истории. Ещё только началась Великая
Отечественная война, и фашистские войска стояли под Москвой, ещё не
начали выдавать продукцию перебрасываемые за Урал машиностроительные
заводы, ещё очень далеко было до изгнания врага с нашей земли, а
конструкторы Горьковского автомобильного завода им. Молотова получили
правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля
среднего класса (зима 1941-1942 гг.). Как и при строительстве всех
автомобилей в нашей стране, задание давали партийные руководители,
которые рекомендовали в качестве примеров и образцов американские и
немецкие машины. Но благодаря таланту, дальновидности и смелости
руководства ГАЗа и особенно его главного конструктора А.А. Липгарта
была создана новая машина, революционная, как в нашей стране так и за
рубежом. После того как Красная Армия выиграла сражение в
Сталинградской битве, стало очевидным - Победа будет за нами! Люди
поверили в справедливость этих слов и с удвоенной энергией взялись за
создание нового автомобиля. По нескольку раз разбирали и собирали
иностранные образцы, брали всё лучшее с американских автомобилей, но
всё же больше внимания обращали на «Опель Капитан» 1939 г.
Уже весной 1943 г. по эскизам художника-конструктора (как сейчас
сказали бы - дизайнера) Вениамина Самойлова, под руководством ведущего
конструктора
Юрия
Сорочкина было создано несколько гипсовых моделей будущего автомобиля в
масштабе 1:5, что явилось новшеством в нашем автомобилестроении. Но
отсутствие исследований, одновременное изготовление чертежей, сварочных
кондукторов, пресс-форм, оснастки и инструмента, а также то, что завод
подвергался массированной бомбардировке привело к некоторым
недоработкам, которые выявили уже на первом прототипе, выпущенном 6
ноября 1944 г. Так например, зрительное восприятие объемных элементов
постоянного радиуса создавало иллюзию прогнутости передних крыльев.
Появились и другие недоработки, которые приходилось устранять по мере
их выявления. Но постепенно, шаг за шагом, преодолевая трудности при
создании нового, доселе неизведанного, преодолевая консервативные
настроения конструкторов и начальников, коллектив создателей машины
подготовил опытный образец, который можно было показать в Кремле, а
главное - Сталину. От успеха данного показа, принятого как обязательный
ритуал того времени, зависела судьба не только самой машины, но и по
большому счёту её создателей (я думаю, все помнили случай с КИМ-10,
происшедший в 1940 г.). 19 июля 1945 г. смотрины состоялись. Ответ
держали: министр среднего машиностроения С.А. Акопов, первый
заместитель наркома иностранных дел В.М. Молотов, главный конструктор
ГАЗа А.А. Липгарт и другие.
Сталин
отнесся скептически к ГАЗ-М20, но «добро» на ее
производство дал, услышав, что завод сделает машину с
четырёхцилиндровым двигателем вместо шестицилиндрового на прототипе I,
одобрил предложенное название, которое после тяжёлой и продолжительной
войны было у всех советских людей на устах - «Победа» и
произнес: «Невелика победа, но пусть будет «Победа».
Не знал «учитель всех народов», что он сильно ошибался.
Машина завоевала сердца почти всех видевших её как у нас в стране, так
и за рубежом, а уж те, кто поездил на ней после «полуторок»
и «трёхтонок», полюбили её до самозабвения, а некоторые
ездят и сейчас!
Теперь рассмотрим этапные изменения, которые вносились в конструкцию.
Рассматривать будем в основном внешние изменения, так как
коллекционерам и моделистам важны именно они. Таких этапов было четыре
(для серийных машин - три, а четвёртый - глобальное изменение облика
автомобиля - производился в НАМИ в 1948 г., но в серию такая машина не
пошла).
Первые «Победы» имели диски колес, похожие на диски
«Эмки», боковину крыла, состоящую из двух частей, шильдик с
надписью «Завод им. Молотова», установленный по обе стороны
на носовой части капота, трехэтажную облицовку радиатора. В 1946 г.
была увеличена высота салона над задними сиденьями, усилен кузов,
перекомпонован и модернизирован глушитель.
На автомобилях, выпускавшихся после 1 ноября 1949 г., облицовка
радиатора стала «двухэтажной», в подвеске появились
полуэллиптические рессоры параболического профиля, а с 1940 г. рычаг
КПП переместился на рулевую колонку. В 1955 г. автомобиль получил в
соответствии с модой того времени новую облицовку радиатора. Кнопка
сигнала теперь выпускалась в виде кольца в рулевом колесе, но самое
интересное то, что появился радиоприемник - неслыханное новшество в
наших автомобилях серийного производства, выпускаемых для рядовых
покупателей, была улучшена обивка салона, изменились и передние крылья,
изготовленые по новым лекалам, в индексе появилась новая буква. Теперь
автомобиль назывался - ГАЗ-М20В.
На базе «Победы» заводом НИИ 21 в г. Бронницы был
изготовлен парадный фаэтон, а в 1948 г. - удлинённый вариант (как
сейчас сказали бы стретч), на котором опробовались узлы и агрегаты
будущего автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. В 1948 г. в НАМИ художники и
конструкторы Ю.А. Долматовский, В.И. Арямов, Л.С. Терентьев изменили
облик серийной «Победы»: поставили совершенно другую
решётку радиатора, передние сиденья сделали раздельными и более
компактными, что позволило переместить вперёд задние сиденья, а
благодаря этому - увеличить объём багажника и сделать кузов
трёх-объёмным.
Но единственным, действительно, важным вариантом «Победы»
был выпускавшийся с 1949 г. кабриолет с брезентовым верхом. Всего
сделали более 14 тыс. таких машин. Для обеспечения жесткости кузова
конструкторы сохранили боковые стойки и соединяющий их элемент крыши.
В 1950 г. там же под руководством А. Смолина были разработаны
спортивные версии «Победы» с разными двигателями (в том
числе и 105-сильным с роторным нагнетателем, а в одной из версий машина
комплектовалась экспериментальным двигателем НАМИ, у которого выпускные
клапаны находились в блоке внизу, а впускные - в алюминиевой головке
цилиндров). На автомобилях «Победа-спорт» были выиграны
чемпионаты СССР по кольцевым гонкам в 1950, 1955, 1956 гг., а в 1955 г.
появилась версия спортивного автомобиля с открытым верхом. Выпускались
также ГАЗ-М20А - такси и санитарный; ГАЗ-М20Д - с форсированным
двигателем (1956 г.); ГАЗ-М20Г - с шестицилиндровым двигателем; ГАЗ-М20
фургон, ГАЗ-М20 пикап (изготавливались на авторемонтных предприятиях и
в таксопарках из списанных машин). В 1954 г. начался серийный выпуск
полно приводного автомобиля, где кузов «Победы» базировался
на узлах и агрегатах ГАЗ-69 (на этом автомобиле впервые в отечественной
практике был установлен омыватель лобового стекла, действовавший от
отдельной педали). Этот автомобиль, называвшийся ГАЗ-М72, - первый
отечественный комфортабельный внедорожник, прадедушка появившейся
намного позже «Нивы». Данный комфортабельный джип отметил
даже Н.С. Хрущев и порекомендовал увеличить его выпуск для
председателей колхозов как незаменимого помощника в деле созидания на
кукурузных просторах.
«Победа» экспортировалась во многие страны Запада, в том
числе в Австрию, Финляндию и Бельгию. Была отмечена различными
иностранными средствами печати, но самый известный случай, когда
английское издание, оценивая конструкцию и возможности ГАЗ-М20,
отмечало способность автомашины работать на любых дорогах и любом
топливе с сохранением эксплуатационных характеристик управляемости как
при одном водителе, так и при полной загрузке.
Необходимо заметить, что и правительство оценило труд создателей
легендарного автомобиля. В 1949 г. лауреатами Государственной премий
СССР стали: А. Липгарт, Н. Мозохин, Г. Харламов, а правительственными
наградами были отмечены В. Самойлов, Ю. Сорочкин, Л. Костин, Г.
Васерман, А. Кириллов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: ГАЗ-М20
«Победа» - первый советский автомобиль с несущим кузовом
понтонного типа, имеющим У-образное лобовое стекло, электрические
указатели поворотов, независимую подвеску передних колес,
гидравлический привод в тормозной системе, навеску дверей на передних
петлях, синхронизаторы в КПП, капот аллигаторного типа, а также и
высокий уровень комфорта салона для массового автомобиля. Так что
«Победа», действительно, явилась победой советского
автомобилестроения послевоенного периода.