Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Китайский «ЗИС-150»

ЗИС-150Была страна... Наши родители, да и мы сами, живя на «одной шестой части света», настолько сильно верили в то, что советское значит лучшее, что в это поверили и наши
«братья по соцлагерю». Многие, не мудрствуя лукаво, начинали или укрепляли свою автомобильную промышленность, путём «клонирования» советских машин, ну а что б совсем не упасть «в грязь лицом» - иногда, с легкой примесью национальной конструкторской мысли.
Перечислим лишь некоторые, наиболее известные автомобили, лицензии на производство которых были переданы за рубеж: ГАЗ-М20, ГАЗ-69, амфибия ГАЗ-46, ГАЗ-51, ЗиС-150, ЗиЛ-157.
Так, ГАЗ-М20 и ГАЗ-51, в Польше стали «Варшавой» и «Люблином» соответственно. 51-й «засветился» и в Северной Корее, как Ую1огу-58 и 8ипдш-61. ГАЗ-69 в Румынии стал 1М8-57, а потом М-59 и М-461 от АКО. В Китае же, ГАЗ-69 стал основой для Веушд моделей В1212 (В12020). Амфибия на его базе (ГАЗ-46) в том же Китае стала Веушд ВУ5020Т8Ь. ЗиЛ-157 «по-китайски» - это СА-30.
А вот ЗиС-150 (ЗиЛ-150) стал в Китае самым массовым продуктом Первого Автомобильного Завода (РА’ЭД) под обозначением СА-10 ЛеИапд («Цзефан»), первый серийный экземпляр которого выехал из ворот завода 13 июля 1956 г. и продержался на конвейере, практически без изменений, без малого 50 лет. К слову сказать, звучное название ЛеИапд и в переводе звучит гордо - «Освобождение».
К чему это я спросите вы? Ведь, история и ностальгия, кажется, в другом разделе? Всё так, но... Китайцы себя уважают. Они почти все свои автомобили воплотили в серийных моделях. А мы?
А у нас - сплошные пробелы, которые с переменным успехом заполняются продукцией, как отдельных умельцев, так и целых мастерских.
Посмотрите на эту прекрасную модель в 43-м масштабе нашего ЗиС-150, то есть «Цзефан» или РА СА-10, конечно же. Модель была выпущена в 2003 г. в количестве 9999 экз. в ознаменование 50-летия РА^ по заказу гонконгской фирмы СЕЫТШУ ЭКАСОЫ М.
Основной материал - металл; грузовая платформа изготовлена из пластмассы, колёса с очень достоверным протектором - из мягкой резины. Примечательно, что каждая модель имеет свой порядковый номер и сертификат.
ЗИС-150 Степень соответствия оригиналу и проработки мелких деталей очень высокая, колёса и те поворачиваемые. Единственное, что слегка портит общее впечатление - это винты крепления, соединяющие кабину и грузовую платформу с рамой. Они хотя и покрашены в цвет рамы, но «явно не масштабные». Хорошо то, что их видно только тогда, когда модель перевёрнута колёсами вверх.
В свободной продаже модель «днём с огнем не найти», что сказывается на её высокой стоимости.
К слову сказать, это второе «издание» СА-10 в 43-м масштабе. Первая модель имела проблемы с пропорциями кабины, но ни смотря на это, у неё были открываемые двери. К тому же она отображала более поздний вариант СА-10. У второй модели ничего не открывается, да это и не надо - она и так очень красивая.
Не знаю как вы, а я, не смотря на весь мой патриотизм, хочу его поставить себе на полку «поднимая китайскую экономику», хотя, вспоминаю, при этом, знаменитые слова: «мне за державу обидно».
Лично мне ЗиС всё же ближе, но ждать его серийного появления у нас - напрасное дело (мелкосерийные и ручной работы модели не в счёт). Скорее сами китайцы начнут производить эту модель заменив на «Цзефане» только эмблему да чуть подправив боковые щитки моторного отсека, руль, стенка, отделяющая мотор от салона, дворники, рулевое управление, края подножек, крылья фигурки на радиаторе, петли кожуха мотора, низ корпуса модели, состоящий из 3 пластин, фары, дверные ручки, хомутик крепления запасного колеса, а так же система крепления кожуха двигателя изготовлены фототравлением и хромированы (!!!). Как видите, сборка этой модели требует большого практического опыта. Даже очень талантливый сборщик должен руководствоваться в своих действиях указаниями прилагаемой к модели 3-страничной инструкции.
Сама Натали говорит, что К1Т чрезвычайно сложен в сборке. 15 часов кропотливого ручного труда с каждой моделью. Нужно уметь работать с крошечными деталями (амортизаторы, спицы колёс) и даже если все детали подходят друг к другу идеально, нужно запастись терпением, иметь острые глаза и умелые руки. Нужно соединить 14 тоненьких проводков: 12 на цилиндры и ещё 2 на катушки. Натали предпочитает использовать для этих целей обычную нитку, а не леску, но оба варианта хороши. Поперечные планки расходящиеся вниз и в стороны от фигурки на радиаторе крепятся к крыльям обычной булавкой, которая также используется и для крепления руля. Третья булавка изображает собой осветительную лампочку в моторном отсеке. Патрубки, выходящие из разделительной перегородки моторного отсека имеют разную толщину. Их нужно согнуть, придать им нужную форму и затем приклеить. Натали использует для мелких деталей и двухкомпонентный эпоксидный клей для более крупных и тяжёлых. Каждое колесо состоит из 7 частей. Становится понятным, почему в инструкции целая глава посвящена сборке колёс: «Ничего похожего на обычные К1Ты. Иногда даже кажется, что работаешь не над моделью, а над настоящим автомобилем. Абсолютно нет винтов. Задние рессоры блокируют всю подвеску. После этого модель нужно перевернуть и можно заниматься мотором. Тяжелее всего соблюдать горизонтальную и вертикальную осевые симметрии. Их очень много. Отдельная проблема прямых углов». Окончательная доводка так же достаточно трудоёмка. Модель сложна и в покраске из-за больших плоских поверхностей. Натали использует аэрограф и автомобильную краску фирмы С1а88ип1. Сначала грунтовка, затем слой чёрной краски и модель окрашена если вам удалось избежать «апельсиновой корки» (краска собирается в складки и высохнув напоминает своим видом апельсиновую кожуру). Пропорции смеси определяются опытным путём. Когда кузов готов, можно переходить к вертикальной стойке, находящейся перед дверью. Стойка выполнена из смолы и красится кисточкой. Таких деталей, требующих пристального внимания, множество. Собрать такую модель -работа не из лёгких.
В конечном итоге Уо1зт У12 заслуженно занимает свое место в модельном ряду фирмы ССС гордо носящем имя «Коуа1е». Соседями являются Rolls Royce Ленина с гусеничным задним мостом и ещё один Voisin V8 -рекордный.

 ЗИС-150