Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Урал-43206 триал спортивного сезона 1998-1999гг.

Урал-43206Коллекционирование моделей спортивных автомобилей во всём мире развито достаточно широко, и если в легковом автоспорте рынок моделей велик, то в грузовом, а тем более в российском, крайне ограничен. Можно отметить лишь масштабные модели раллийных КамАЗов да ЗиЛов и МАЗов для шоссейных гонок. Но есть один вид грузового автоспорта, который в масштабных моделях может стать ещё одним направлением коллекционирования и конверсий серийно изготавливаемых моделей. Это соревнования по триалу на грузовых автомобилях.
Интерес к соревнованиям по триалу на грузовых автомобилях в России, или, как короче их называют на европейский манер, по трак-триалу, снижается. И если в первые три-четы-ре года и количество команд было больше, и являлись они международными (чемпионат стран СНГ), а для участия на этапы в Минск приезжали гости из Европы, то сейчас из триала ушли команды КамАЗа и МАЗа, слабо представлен ЗиЛ. Автомобиль Урал-43206, подготовленный для участия в чемпионате России. Нач. 1998 г.Репортажи о двух проходящих в настоящее время этапах России в подмосковных Бронницах и на родине «Уралов» в Миассе Челябинской области чаще всего проходят под лозунгом: «УРАЛ, кругом УРАЛ!», как наиболее распространённом автомобиле в этой дисциплине. В самых малых классах доминируют нижегородские спортсмены на подготовленных для триала «Садко». Так что, судя по всему, скоро и эти команды уйдут из триала и нам останется только история. Поэтому я и решил написать серию статей о развитии и особенностях конструкции автомобилей для триала. Начну с самого лёгкого двухосного «Урала», самой ранней его триальной модификации 1998-1999 гг. Машины в процессе эксплуатации видоизменялись, ремонтировались, так что в музеях они не появятся, а останутся только в кадрах фото- и видеосъёмки. Надеюсь, что материалы будут полезны автомоделистам при конверсии элеконовских «Уралов» и будут напоминать подрастающему поколению об этой страничке российского автомобильного спорта. А если у вас, уважаемые читатели, появится больший интерес к триаловским грузовикам, то напишите в редакцию, и серия статей будет продолжена.
Урал-43206 преодолевает одну из зон на чемпионате России История автомобильного спорта на Уральском автозаводе началась в 50-х гг. прошлого века, когда водители-испытатели и инженеры на автомобилях УралЗиС-355 принимали участие в областных и Всесоюзных соревнованиях, показывая высокие результаты. Начиная с 1997 г., команда автозавода принимает участие в соревнованиях по триалу, который является основным направлением автоспорта на заводе. Сам же триал является испытанием возможностей серийных автомобилей высокой проходимости и мастерства водителей при преодолении естественных препятствий на местности или искусственных на специальной трассе, специфической местности, которая может и не встретиться автомобилистам в условиях реальной эксплуатации.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 Кратко соревнования по триалу можно описать так. На естественной местности с буграми, канавами, грязевыми и песчаными ваннами огораживаются лентами и колышками участки (до десятка - это зоны соревнования) размером в несколько соток. К естественным преградам могут быть добавлены дополнительные препятствия: брёвна, каменные валуны, старые покрышки, рвы, пни и т.д. В этих зонах вешками размечают один-два десятка ворот. При этом вешки размечены соответственно: одна левая и другая - правая. Так вот экипаж в каждой зоне-участке за определённое отведенное время обязан преодолеть эти ворота в любой последовательности, но соответственно левая вешка должна всегда оставаться слева. За сбитые вешки, их касание, застревание, превышение лимита времени, прохождение ворот не в том направлении назначаются штрафные очки. По минимальной сумме штрафных очков и определяется победитель.
В России соревнования по триалу являются достаточно новым видом автомобильного спорта. Первые соревнования, как было сказано выше, были проведены в декабре 1997 г. в подмосковных Бронницах на базе НИИИ-21 Министерства обороны. С 1999 г. начал проводиться двухэтапный чемпионат стран СНГ, а позже и России. Проведение работ по подготовке полно-приводного грузового автомобиля к соревнованиям дело достаточно дорогое. Поэтому в российском трак-триале принимают участие в основном заводские команды, да и тем не всегда по плечу такие затраты. К тому же эти соревнования менее зрелищные, и не могут привлечь большого объёма рекламы, и окупить себя.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г. Команда Уральского автозавода каждый год принимает участие в этих соревнованиях, а её представители постоянно занимают призовые места во всех категориях автомобилей. И если в 1997 г. это был только один автомобиль Урал-4320, занявший первое место в своей категории, то в дальнейшем команда автозавода принимала участие, как правило, в трёх категориях.
Кратко о категориях, в которых выступают спортивные грузовые автомобили в триале. Класс серийных автомобилей, в котором чаще всего заявляются российские спортсмены, включает в себя пять категорий, различающихся по ширине колеи и колёсной базе:
81 - ширина колеи от 1550 до 1750 мм, база от 2300 до 3400 мм (если ширина колеи меньше, автомобиль должен иметь не менее трёх мостов);
82 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 2800 до 3799 мм;
83 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 3800 до 4799 мм;
84 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 4800 мм и более;
85 - ширина колеи от 1751 мм и более, база 4800 мм и более, количество мостов 4 и более.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г. Так вот в классе 83 и выступают автомобили Урал-43206, о которых я и хочу рассказать.
Впервые автомобиль Урал-43206 принял участие в соревнованиях по триалу в 1998 г. Кратко остановимся на описании особенностей автомобиля этого спортивного сезона, т.к. внешне он ничем особенным не выделялся. Отличной от серийной продукции была в основном окраска - обычный бортовой тентованный автомобиль был раскрашен в эффектный зимний камуфляж, с которым машины с конвейера не сходят. Дополнительно в платформе были установлены топливные баки, снят держатель запасного колеса, а выхлопные трубы от глушителей были выведены за кабину вверх. В платформе были также установлены дуги безопасности, но под тентом их не было видно.
Экипаж этого автомобиля на зимнем кубке России в Брониицах занял второе место.
В следующем 1999 г. команда Уральского автозавода приняла единый цветовой стиль и впервые вся гамма спортивных автомобилей была окрашена в единой чёрно-желтой цветовой гамме.
Сменил свою камуфляжную окраску на чёрно-желтую и Урал-43206. Но и на этот раз это был тентованный бортовой грузовик, верхняя часть кабины которого, крылья, брызговики, колёсные диски и тент были окрашены в ярко-жёлтый цвет. Все остальные детали автомобиля были чёрными. На передних боковых частях тента были нанесены бело-голубые эмблемы НТЦ УралАЗа, а на дверях кабины надпись «Урал-43206». В остальном видимых внешних изменений не произошло. На соревнованиях автомобиль получил стартовый номер «20», который был нанесен на двери кабины.
На этот раз команду из Миасса постигла неудача - призовые места были далеко. Экипаж Урал-43206 занял только восьмое место, чему способствовали: недостаточная специальная подготовка водителей, различные причины технического характера, такие как балластирование автомобилей, которое не принесло положительного эффекта в условиях гололеда; отсутствие меж-колёсной блокировки передних мостов; слишком «быстрые» передаточные числа главных передач ведущих мостов. И, наконец, последним отрицательным фактором стала оттепель, в результате которой в наиболее сложных участках зон триала, где буксовали автомобили участников, возникала ледяная корка, увеличивающаяся по мере прохождения автомобилей-участников.
Участие в российских соревнованиях по триалу 1998-1999 гг. позволило команде УралАЗа получить первоначальный, пусть небольшой опыт и определить основные направления конструктивной доработки с целью повышения проходимости и увеличения надёжности конструкции автомобиля. В 1999 г. впервые было принято решение об участии российского экипажа в чемпионате Европы по трак-триалу. Выбор пал на Урал-43206, как наименее известный в Европе и имеющий максимальные динамические возможности среди уральских грузовиков.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г. Автомобили «Урал», а также ЗиЛ-131 и ГАЗ-66 давно принимают участие в европейских соревнованиях по триалу, только выступают на них представители команд из Германии, Австрии и других европейских стран. Приняв участие в первом этапе соревнования, команда УралАЗа стала первой российской командой-участником «Европа Трак-Триал». Это позволило не только широко представить автомобиль Урал-43206, но и получить опыт участия в международном соревновании такого уровня, по-новому оценить возможности автомобиля, поскольку трасса зимнего триала в Бронницах по сложности уступает трассам международных соревнований.
«Европа Трак-Триал» - известные во всем мире международные соревнования на серийных грузовых автомобилях и прототипах. Эти соревнования традиционно проводятся летом. Имеют 4-7 этапов и проходят на территории европейских стран. Они всегда привлекают внимание специалистов в области автомобилестроения и эксплуатации, производителей спортивного и специального оборудования для автомобилей, а также водителей, механиков и огромного числа поклонников автомобильного спорта. Организаторы стараются максимально разнообразить соревнования, сделать их яркими и запоминающимися, поэтому никогда не проводят их на одной и той же трассе. Информация о командах, участвующих в соревновании, об их автомобилях и результатах публикуется в средствах массовой информации большинства европейских стран. Трансляция репортажей о ходе соревнования ведется программой «Евроспорт» по всему миру. Официальным информационным изданием европейского Чемпионата является немецкий журнал «Тгиск Мадагт». Подготовкой и проведением европейских соревнований по триалу занимается «Организация по проведению национальных и международных спортивных соревнований» из Германии. Благодаря её усилиям эти соревнования приобрели огромную популярность, стали ежегодными и в 1999 г. проводились уже в десятый раз.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г. В соревновании принимали участие 69 экипажей, выступавших на полно-приводных грузовых автомобилях известных марок, таких как Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Magirus. Широко были представлены чешские автомобили Та1га, на которых выступали экипажи из Германии, Нидерландов, Великобритании. Две заводских команды из Чехословакии представляли марки «Praga» и «Skoda» Также впервые в европейском триале участвовала и спортивная команда «Яровит» Минского автомобильного завода на автомобиле МАЗ-6317.
Урал-43206, на котором выступал экипаж Владимира Наймана и Николая Белова, получил значительные изменения. На него установили форсированный двигатель КамАЗ-740.10, усилили ведущие мосты с меж-колёсными блокировками. Раму в задней части укоротили, защитили раздаточную коробку и поддон картера двигателя. Для безопасности экипажа использовали специальное оборудование, в которое входили дуги в платформе, дуги над кабиной и спортивные сиденья с 4-точечными ремнями безопасности.
Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г. С платформы были сняты дуги тента с самим тентом, надставные борта платформы, для улучшения обзора сзади снимался задний борт, а по прошествии двух этапов была доработана задняя часть платформы (её укоротили). Это обеспечило уменьшение задеваний автомобиля за вешки контрольных ворот. В таком виде спортивный Урал-43206 и изображен на чертежах.
При регистрации на этапах чемпионата автомобиль приобрел официальные наклейки чемпионата, официальных спонсоров и прочую рекламную атрибутику. Планировалось выступать двумя экипажами на одном автомобиле, поэтому при регистрации было получено два стартовых номера: 306 и 308. При старте ненужная цифра «зачеркивалась» крестом из изоленты.
Российские спортсмены столкнулись с непривычно трудной трассой триала, и им, участвующим в таком соревновании впервые, было трудно достичь призового результата в борьбе с более именитыми и опытными соперниками в своём классе, выступавшим в основном на западногерманских «Шкод» с меньшими габаритами и большей удельной мощностью. Однако это выступление позволило убедиться в том, что возможности автомобиля Урал-43206 при преодолении некоторых препятствий превосходят возможности соперников.
Участие команды Уральского автозавода в Чемпионате Европы по триалу «Европа Трак-Триал - 99» стало символичным, поскольку за всю десятилетнюю историю этих известных европейских соревнований российская команда впервые приняла в них участие. Экипаж прошёл этапы соревнования, заняв итоговое пятое место в третьей группе серийных автомобилей. В целом, автомобиль Урал-43206, подготовленный уральской заводской командой, выступал достойно и на равных с автомобилями соперников. Поломки автомобиля, недостаток опыта в преодолении препятствий и некоторых тонкостей стратегии и тактики борьбы не позволили экипажу добиться призового результата. Однако борьба на равных в соревновании такого уровня позволила команде поверить в свои силы и ещё раз убедиться в возможностях автомобиля.

Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г.В том же виде Урал-43206 в 1999 г. принял участие ещё в одних соревнованиях.
После выступления в Европе, спортивное общество «МАЗ-Яровит» провело соревнования по триалу у себя в Белоруссии. I открытый кубок Белоруссии состоялся в октябре 1999 г. в окрестностях Минска в песчаном карьере «Ленинское». Трасса была достаточно сложной и интересной. Она состояла из 12 зон с естественными препятствиями, в том числе трёх зон с преодолением водных преград глубиной более 2 м, песчаных подъёмов, косогоров, болота, каменных холмом и т.д.
Результатом выступления команды на Урал-43206 стало второе место экипажа Владимира Наймана и Ивана Болотова в категории 4х4. В этой группе основная борьба развернулась между экипажем Горьковского автозавода В. Трефилов - О. Долгов, выступавшим на автомобиле ГАЗ-3309 «Садко» и экипажем команды УралАЗа. Победу с минимальным перевесом одержал В.Трефилов, мастер спорта по кроссу на грузовых автомобилях, представитель 21 НИИИ из Бронниц. Решающую роль сыграл опыт и некоторый элемент везения, позволивший ему не стартовать первым в наиболее трудных зонах, где первый прошедший всегда набирает достаточно много штрафных очков.
Занятое призовое место показало, что изменения, внесенные в конструкцию двухосного «Урала» повышают его надёжность, проходимость, и выявляют необходимость их распространения на другие уральские грузовики с целью повышения спортивных результатов.
Но на этих изменениях работа по улучшению конструкции триального Урал-43206 не была прекращена. Но об этом, если Вас, уважаемые читатели, заинтересует эта тема, мы расскажем в будущих номерах.

Уральский экипаж на чемпионате Европы по трак-триалу. 1999 г.В том же виде Урал-43206 в 1999 г. принял участие ещё в одних соревнованиях.
После выступления в Европе, спортивное общество «МАЗ-Яровит» провело соревнования по триалу у себя в Белоруссии. I открытый кубок Белоруссии состоялся в октябре 1999 г. в окрестностях Минска в песчаном карьере «Ленинское». Трасса была достаточно сложной и интересной. Она состояла из 12 зон с естественными препятствиями, в том числе трёх зон с преодолением водных преград глубиной более 2 м, песчаных подъёмов, косогоров, болота, каменных холмом и т.д.
Результатом выступления команды на Урал-43206 стало второе место экипажа Владимира Наймана и Ивана Болотова в категории 4х4. В этой группе основная борьба развернулась между экипажем Горьковского автозавода В. Трефилов - О. Долгов, выступавшим на автомобиле ГАЗ-3309 «Садко» и экипажем команды УралАЗа. Победу с минимальным перевесом одержал В. Трефилов, мастер спорта по кроссу на грузовых автомобилях, представитель 21 НИИИ из Бронниц. Решающую роль сыграл опыт и некоторый элемент везения, позволивший ему не стартовать первым в наиболее трудных зонах, где первый прошедший всегда набирает достаточно много штрафных очков.
Занятое призовое место показало, что изменения, внесенные в конструкцию двухосного «Урала» повышают его надёжность, проходимость, и выявляют необходимость их распространения на другие уральские грузовики с целью повышения спортивных результатов.
Будни команды на европейской земле. И там оставлены пятна нашего моторного масла Но на этих изменениях работа по улучшению конструкции триального Урал-43206 не была прекращена. Но об этом, если Вас, уважаемые читатели, заинтересует эта тема, мы расскажем в будущих номерах.

Было и такое. Но для достижения результата и после опрокидывания необходимо было выходить на старт в следующую зонуПейзаж одного из этапов чемпионата ЕвропыКоманда УралАЗа на чемпионате Европы 1999 г. (слева –направо): стоят Владимир Найман, Вадим Павлов, Николай Белов, сидят Владимир Глебов, Сергей ПетелинУрал-43206 в грязевой ванне на I открытом Кубке Белоруссии. Песчаный карьер «Ленинское» в окрестностях Минска.  Октябрь 1999 г.