Урал-43206 триал спортивного сезона 1998-1999гг.
Коллекционирование
моделей спортивных автомобилей во всём мире развито достаточно широко,
и если в легковом автоспорте рынок моделей велик, то в грузовом, а тем
более в российском, крайне ограничен. Можно отметить лишь масштабные
модели раллийных КамАЗов да ЗиЛов и МАЗов для шоссейных гонок. Но есть
один вид грузового автоспорта, который в масштабных моделях может стать
ещё одним направлением коллекционирования и конверсий серийно
изготавливаемых моделей. Это соревнования по триалу на грузовых
автомобилях.
Интерес к соревнованиям по триалу на грузовых автомобилях в России,
или, как короче их называют на европейский манер, по трак-триалу,
снижается. И если в первые три-четы-ре года и количество команд было
больше, и являлись они международными (чемпионат стран СНГ), а для
участия на этапы в Минск приезжали гости из Европы, то сейчас из триала
ушли команды КамАЗа и МАЗа, слабо представлен ЗиЛ. Репортажи
о двух проходящих в настоящее время этапах России в подмосковных
Бронницах и на родине «Уралов» в Миассе Челябинской области
чаще всего проходят под лозунгом: «УРАЛ, кругом УРАЛ!», как
наиболее распространённом автомобиле в этой дисциплине. В самых малых
классах доминируют нижегородские спортсмены на подготовленных для
триала «Садко». Так что, судя по всему, скоро и эти команды
уйдут из триала и нам останется только история. Поэтому я и решил
написать серию статей о развитии и особенностях конструкции автомобилей
для триала. Начну с самого лёгкого двухосного «Урала»,
самой ранней его триальной модификации 1998-1999 гг. Машины в процессе
эксплуатации видоизменялись, ремонтировались, так что в музеях они не
появятся, а останутся только в кадрах фото- и видеосъёмки. Надеюсь, что
материалы будут полезны автомоделистам при конверсии элеконовских
«Уралов» и будут напоминать подрастающему поколению об этой
страничке российского автомобильного спорта. А если у вас, уважаемые
читатели, появится больший интерес к триаловским грузовикам, то
напишите в редакцию, и серия статей будет продолжена.
История автомобильного спорта на Уральском автозаводе началась в 50-х
гг. прошлого века, когда водители-испытатели и инженеры на автомобилях
УралЗиС-355 принимали участие в областных и Всесоюзных соревнованиях,
показывая высокие результаты. Начиная с 1997 г., команда автозавода
принимает участие в соревнованиях по триалу, который является основным
направлением автоспорта на заводе. Сам же триал является испытанием
возможностей серийных автомобилей высокой проходимости и мастерства
водителей при преодолении естественных препятствий на местности или
искусственных на специальной трассе, специфической местности, которая
может и не встретиться автомобилистам в условиях реальной эксплуатации.
Кратко соревнования по триалу можно описать так. На естественной
местности с буграми, канавами, грязевыми и песчаными ваннами
огораживаются лентами и колышками участки (до десятка - это зоны
соревнования) размером в несколько соток. К естественным преградам
могут быть добавлены дополнительные препятствия: брёвна, каменные
валуны, старые покрышки, рвы, пни и т.д. В этих зонах вешками размечают
один-два десятка ворот. При этом вешки размечены соответственно: одна
левая и другая - правая. Так вот экипаж в каждой зоне-участке за
определённое отведенное время обязан преодолеть эти ворота в любой
последовательности, но соответственно левая вешка должна всегда
оставаться слева. За сбитые вешки, их касание, застревание, превышение
лимита времени, прохождение ворот не в том направлении назначаются
штрафные очки. По минимальной сумме штрафных очков и определяется
победитель.
В России соревнования по триалу являются достаточно новым видом
автомобильного спорта. Первые соревнования, как было сказано выше, были
проведены в декабре 1997 г. в подмосковных Бронницах на базе НИИИ-21
Министерства обороны. С 1999 г. начал проводиться двухэтапный чемпионат
стран СНГ, а позже и России. Проведение работ по подготовке
полно-приводного грузового автомобиля к соревнованиям дело достаточно
дорогое. Поэтому в российском трак-триале принимают участие в основном
заводские команды, да и тем не всегда по плечу такие затраты. К тому же
эти соревнования менее зрелищные, и не могут привлечь большого объёма
рекламы, и окупить себя.
Команда Уральского автозавода каждый год принимает участие в этих
соревнованиях, а её представители постоянно занимают призовые места во
всех категориях автомобилей. И если в 1997 г. это был только один
автомобиль Урал-4320, занявший первое место в своей категории, то в
дальнейшем команда автозавода принимала участие, как правило, в трёх
категориях.
Кратко о категориях, в которых выступают спортивные грузовые автомобили
в триале. Класс серийных автомобилей, в котором чаще всего заявляются
российские спортсмены, включает в себя пять категорий, различающихся по
ширине колеи и колёсной базе:
81 - ширина колеи от 1550 до 1750 мм, база от 2300 до 3400 мм (если
ширина колеи меньше, автомобиль должен иметь не менее трёх мостов);
82 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 2800 до 3799 мм;
83 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 3800 до 4799 мм;
84 - ширина колеи от 1751 мм и более, база от 4800 мм и более;
85 - ширина колеи от 1751 мм и более, база 4800 мм и более, количество мостов 4 и более.
Так вот в классе 83 и выступают автомобили Урал-43206, о которых я и хочу рассказать.
Впервые автомобиль Урал-43206 принял участие в соревнованиях по триалу
в 1998 г. Кратко остановимся на описании особенностей автомобиля этого
спортивного сезона, т.к. внешне он ничем особенным не выделялся.
Отличной от серийной продукции была в основном окраска - обычный
бортовой тентованный автомобиль был раскрашен в эффектный зимний
камуфляж, с которым машины с конвейера не сходят. Дополнительно в
платформе были установлены топливные баки, снят держатель запасного
колеса, а выхлопные трубы от глушителей были выведены за кабину вверх.
В платформе были также установлены дуги безопасности, но под тентом их
не было видно.
Экипаж этого автомобиля на зимнем кубке России в Брониицах занял второе место.
В следующем 1999 г. команда Уральского автозавода приняла единый
цветовой стиль и впервые вся гамма спортивных автомобилей была окрашена
в единой чёрно-желтой цветовой гамме.
Сменил свою камуфляжную окраску на чёрно-желтую и Урал-43206. Но и на
этот раз это был тентованный бортовой грузовик, верхняя часть кабины
которого, крылья, брызговики, колёсные диски и тент были окрашены в
ярко-жёлтый цвет. Все остальные детали автомобиля были чёрными. На
передних боковых частях тента были нанесены бело-голубые эмблемы НТЦ
УралАЗа, а на дверях кабины надпись «Урал-43206». В
остальном видимых внешних изменений не произошло. На соревнованиях
автомобиль получил стартовый номер «20», который был
нанесен на двери кабины.
На этот раз команду из Миасса постигла неудача - призовые места были
далеко. Экипаж Урал-43206 занял только восьмое место, чему
способствовали: недостаточная специальная подготовка водителей,
различные причины технического характера, такие как балластирование
автомобилей, которое не принесло положительного эффекта в условиях
гололеда; отсутствие меж-колёсной блокировки передних мостов; слишком
«быстрые» передаточные числа главных передач ведущих
мостов. И, наконец, последним отрицательным фактором стала оттепель, в
результате которой в наиболее сложных участках зон триала, где
буксовали автомобили участников, возникала ледяная корка,
увеличивающаяся по мере прохождения автомобилей-участников.
Участие в российских соревнованиях по триалу 1998-1999 гг. позволило
команде УралАЗа получить первоначальный, пусть небольшой опыт и
определить основные направления конструктивной доработки с целью
повышения проходимости и увеличения надёжности конструкции автомобиля.
В 1999 г. впервые было принято решение об участии российского экипажа в
чемпионате Европы по трак-триалу. Выбор пал на Урал-43206, как наименее
известный в Европе и имеющий максимальные динамические возможности
среди уральских грузовиков.
Автомобили «Урал», а также ЗиЛ-131 и ГАЗ-66 давно принимают
участие в европейских соревнованиях по триалу, только выступают на них
представители команд из Германии, Австрии и других европейских стран.
Приняв участие в первом этапе соревнования, команда УралАЗа стала
первой российской командой-участником «Европа Трак-Триал».
Это позволило не только широко представить автомобиль Урал-43206, но и
получить опыт участия в международном соревновании такого уровня,
по-новому оценить возможности автомобиля, поскольку трасса зимнего
триала в Бронницах по сложности уступает трассам международных
соревнований.
«Европа Трак-Триал» - известные во всем мире международные
соревнования на серийных грузовых автомобилях и прототипах. Эти
соревнования традиционно проводятся летом. Имеют 4-7 этапов и проходят
на территории европейских стран. Они всегда привлекают внимание
специалистов в области автомобилестроения и эксплуатации,
производителей спортивного и специального оборудования для автомобилей,
а также водителей, механиков и огромного числа поклонников
автомобильного спорта. Организаторы стараются максимально разнообразить
соревнования, сделать их яркими и запоминающимися, поэтому никогда не
проводят их на одной и той же трассе. Информация о командах,
участвующих в соревновании, об их автомобилях и результатах публикуется
в средствах массовой информации большинства европейских стран.
Трансляция репортажей о ходе соревнования ведется программой
«Евроспорт» по всему миру. Официальным информационным
изданием европейского Чемпионата является немецкий журнал «Тгиск
Мадагт». Подготовкой и проведением европейских соревнований по
триалу занимается «Организация по проведению национальных и
международных спортивных соревнований» из Германии. Благодаря её
усилиям эти соревнования приобрели огромную популярность, стали
ежегодными и в 1999 г. проводились уже в десятый раз.
В соревновании принимали участие 69 экипажей, выступавших на
полно-приводных грузовых автомобилях известных марок, таких как
Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Magirus. Широко были представлены чешские
автомобили Та1га, на которых выступали экипажи из Германии,
Нидерландов, Великобритании. Две заводских команды из Чехословакии
представляли марки «Praga» и «Skoda» Также
впервые в европейском триале участвовала и спортивная команда
«Яровит» Минского автомобильного завода на автомобиле
МАЗ-6317.
Урал-43206, на котором выступал экипаж Владимира Наймана и Николая
Белова, получил значительные изменения. На него установили
форсированный двигатель КамАЗ-740.10, усилили ведущие мосты с
меж-колёсными блокировками. Раму в задней части укоротили, защитили
раздаточную коробку и поддон картера двигателя. Для безопасности
экипажа использовали специальное оборудование, в которое входили дуги в
платформе, дуги над кабиной и спортивные сиденья с 4-точечными ремнями
безопасности.
С платформы были сняты дуги тента с самим тентом, надставные борта
платформы, для улучшения обзора сзади снимался задний борт, а по
прошествии двух этапов была доработана задняя часть платформы (её
укоротили). Это обеспечило уменьшение задеваний автомобиля за вешки
контрольных ворот. В таком виде спортивный Урал-43206 и изображен на
чертежах.
При регистрации на этапах чемпионата автомобиль приобрел официальные
наклейки чемпионата, официальных спонсоров и прочую рекламную
атрибутику. Планировалось выступать двумя экипажами на одном
автомобиле, поэтому при регистрации было получено два стартовых номера:
306 и 308. При старте ненужная цифра «зачеркивалась»
крестом из изоленты.
Российские спортсмены столкнулись с непривычно трудной трассой триала,
и им, участвующим в таком соревновании впервые, было трудно достичь
призового результата в борьбе с более именитыми и опытными соперниками
в своём классе, выступавшим в основном на западногерманских
«Шкод» с меньшими габаритами и большей удельной мощностью.
Однако это выступление позволило убедиться в том, что возможности
автомобиля Урал-43206 при преодолении некоторых препятствий превосходят
возможности соперников.
Участие команды Уральского автозавода в Чемпионате Европы по триалу
«Европа Трак-Триал - 99» стало символичным, поскольку за
всю десятилетнюю историю этих известных европейских соревнований
российская команда впервые приняла в них участие. Экипаж прошёл этапы
соревнования, заняв итоговое пятое место в третьей группе серийных
автомобилей. В целом, автомобиль Урал-43206, подготовленный уральской
заводской командой, выступал достойно и на равных с автомобилями
соперников. Поломки автомобиля, недостаток опыта в преодолении
препятствий и некоторых тонкостей стратегии и тактики борьбы не
позволили экипажу добиться призового результата. Однако борьба на
равных в соревновании такого уровня позволила команде поверить в свои
силы и ещё раз убедиться в возможностях автомобиля.
В том же виде Урал-43206 в 1999 г. принял участие ещё в одних соревнованиях.
После выступления в Европе, спортивное общество
«МАЗ-Яровит» провело соревнования по триалу у себя в
Белоруссии. I открытый кубок Белоруссии состоялся в октябре 1999 г. в
окрестностях Минска в песчаном карьере «Ленинское». Трасса
была достаточно сложной и интересной. Она состояла из 12 зон с
естественными препятствиями, в том числе трёх зон с преодолением водных
преград глубиной более 2 м, песчаных подъёмов, косогоров, болота,
каменных холмом и т.д.
Результатом выступления команды на Урал-43206 стало второе место
экипажа Владимира Наймана и Ивана Болотова в категории 4х4. В этой
группе основная борьба развернулась между экипажем Горьковского
автозавода В. Трефилов - О. Долгов, выступавшим на автомобиле ГАЗ-3309
«Садко» и экипажем команды УралАЗа. Победу с минимальным
перевесом одержал В.Трефилов, мастер спорта по кроссу на грузовых
автомобилях, представитель 21 НИИИ из Бронниц. Решающую роль сыграл
опыт и некоторый элемент везения, позволивший ему не стартовать первым
в наиболее трудных зонах, где первый прошедший всегда набирает
достаточно много штрафных очков.
Занятое призовое место показало, что изменения, внесенные в конструкцию
двухосного «Урала» повышают его надёжность, проходимость, и
выявляют необходимость их распространения на другие уральские грузовики
с целью повышения спортивных результатов.
Но на этих изменениях работа по улучшению конструкции триального
Урал-43206 не была прекращена. Но об этом, если Вас, уважаемые
читатели, заинтересует эта тема, мы расскажем в будущих номерах.
В том же виде Урал-43206 в 1999 г. принял участие ещё в одних соревнованиях.
После выступления в Европе, спортивное общество
«МАЗ-Яровит» провело соревнования по триалу у себя в
Белоруссии. I открытый кубок Белоруссии состоялся в октябре 1999 г. в
окрестностях Минска в песчаном карьере «Ленинское». Трасса
была достаточно сложной и интересной. Она состояла из 12 зон с
естественными препятствиями, в том числе трёх зон с преодолением водных
преград глубиной более 2 м, песчаных подъёмов, косогоров, болота,
каменных холмом и т.д.
Результатом выступления команды на Урал-43206 стало второе место
экипажа Владимира Наймана и Ивана Болотова в категории 4х4. В этой
группе основная борьба развернулась между экипажем Горьковского
автозавода В. Трефилов - О. Долгов, выступавшим на автомобиле ГАЗ-3309
«Садко» и экипажем команды УралАЗа. Победу с минимальным
перевесом одержал В. Трефилов, мастер спорта по кроссу на грузовых
автомобилях, представитель 21 НИИИ из Бронниц. Решающую роль сыграл
опыт и некоторый элемент везения, позволивший ему не стартовать первым
в наиболее трудных зонах, где первый прошедший всегда набирает
достаточно много штрафных очков.
Занятое призовое место показало, что изменения, внесенные в конструкцию
двухосного «Урала» повышают его надёжность, проходимость, и
выявляют необходимость их распространения на другие уральские грузовики
с целью повышения спортивных результатов.
Но на этих изменениях работа по улучшению конструкции триального
Урал-43206 не была прекращена. Но об этом, если Вас, уважаемые
читатели, заинтересует эта тема, мы расскажем в будущих номерах.