Белорусский «Автопром»
Среди
коллекционеров моделей автомобилей в популярном масштабе 1:43 есть
особая категория собирателей, интересующаяся только миниатюрными
грузовиками. Причём не тем ширпотребом, который можно купить в
магазинах, а моделями, сделанными вручную. Особо ценятся модели
автомобилей Минского автозавода, как разновидность массового грузовика
на территории постсоветского пространства. На дорогах многих стран СНГ
их можно встретить чаще, чем любой другой.
Но вот с моделями МАЗов коллекционерам не повезло. Ещё в начале 80-х
годов прошлого века завод «Электроприбор» из г.
Каменец-Подольска наладил выпуск модели самосвала МАЗ-503. Несмотря на
большие неточности в размерах и контурах кабины, кузова, шасси, она
была встречена на «ура» неизбалованными в ту пору
коллекционерами машинок. Самые умелые из них переделывали МАЗовские
самосвалы в грузовики других типов, заодно исправляя огрехи
производителя.
Однако уже тогда по дорогам страны бегали МАЗы нового поколения,
которые быстро вытеснили автомобили 500-го семейства. Коллекционеры
захотели иметь на своих полках в виде моделей и эти, более современные
и красивые грузовики. В различные инстанции от них пошли потоки писем,
в которых было требование: «Дайте нам новые коллекционные модели
«Уралов», ЗиЛов, ГАЗов и особенно грузовиков МАЗ!»
Как ни странно, этот вопль был услышан в Минске, где во второй половине
1980-х гг. на МАЗе организовали цех ширпотреба. Там,-наряду с прицепами
«Зубрёнок» к легковым автомобилям решили выпускать игрушки
из жести и ещё модели-копии грузовиков. В конце 1987 г. к очередной
юбилейной дате СССР была подготовлена оснастка для изготовления моделей
в М 1:43 нового тогда самосвала МАЗ-5551. Но ОТК забраковал всю пробную
партию металлических деталей-отливок для моделей, т.к. они получились с
большим облоем и заусеницами. Перед сборкой и окраской требовался
большой объём ручных доводочных работ, а небольшой цех ширпотреба на
это не мог выделить дополнительную рабочую силу. Готовую, но не
принятую ОТК оснастку на модель и более тысячи комплектов отливок сдали
на склад и забыли об этом.
Но вскоре грянула «горбачевская перестройка», и на МАЗе во
всех инструментальных кладовых стали проводить чистку, чтобы перевести
на металлолом неиспользованную оснастку и задел деталей. Об этом
случайно узнал автор статьи, который уговорил двух своих
приятелей-кооператоров, уже солидного возраста, выкупить это
«богатство». Начинающие бизнесмены долго собирали
необходимую сумму, но успели вовремя. Они вывезли литейные формы и
ящики с деталями на модель самосвала уже из литейки, где их должны были
загрузить в печь в ночную смену. Кооператив «Модус-90» из
этого задела деталей собирал МАЗы в течение почти пяти лет и успешно
реализовывал их в странах СНГ. Но у кооператива появились другие
интересы, и неиспользованную оснастку они продали в Брест. Там
небольшая фирма «Аскольд» сумела не только восстановить
работоспособность старых литейных форм, но и добавила несколько новых,
чем расширила модельный ряд уже основательно устаревшего автомобиля,
который стал включать бортовой грузовик, седельный тягач, эвакуатор
«ГАИ» и спортивную машину. Несмотря на это спрос на такие
модели МАЗа остается невысоким из-за примитивности самой мини-машины и
слабой деталировки.
Следующий шаг навстречу коллекционерам сделали опять-таки на МАЗе, но
без ведома его руководства и тем более налоговых органов. Двое молодых
работников этого предприятия, один из которых конструктор, а другой -
слесарь сборочного цеха, организовали частное дело, которое успешно
развивают за воротами родного предприятия в нерабочее время. Используя
свои знания, опыт и производственные связи, они два года назад сумели
наладить выпуск небольшими сериями более десятка типов МАЗов в масштабе
1:43. Эти модели воспроизводят не только последние разработки завода,
но и отвечают требованиям самых привередливых коллекционеров по
копий-ности и точности деталировки. Благо, необходимая техническая
документация и живые машины на заводском конвейере в любой стадии
сборки можно видеть 5 дней в неделю.
Изготавливаются эти модели, как отмечалось, не на заводе, а на
«домашнем конвейере», в основном по выходным дням, с
помощью ещё трёх друзей, которые также являются фанатами модельного
дела: одни делают исходную мастер-модель, другие по ней изготавливают
литейные формы на каждую деталь. Эти формы делаются из эластичной
пластмассы типа герметик с названием ВИКСИНТ. А в литейных формах уже
тиражируются все необходимые части либо из легкоплавкого сплава Вуда,
либо из самотвердеющей полиэфирной смолы. Покрышки на колёса варят из
сырой резины на домашней газовой плите в стальных пресс-формах. На
готовых скатах можно увидеть не только почти настоящий протектор, но и
прочитать всю маркировку «настоящего» завода-изготовителя.
Из металла на моделях абсолютно точно воспроизведены двигатель с КПП,
трансмиссия и ходовая часть шасси, интерьер кабины. Окрашиваются модели
алкидными эмалями с помощью краскораспылителя в небольшой камере с
вытяжкой на застеклённом балконе последнего этажа. Поэтому запахи не
беспокоят соседей.
Каждый из участников «конвейера» выполняет только свои
технологические операции, но готов помочь или заменить коллегу в случае
необходимости. Производительность «линии» невысока - всего
20-30 моделей в месяц, в зависимости от заказов. В каждой партии редко
бывает более трёх одинаковых моделей, но ценятся они все одинаково
высоко - от 50 до 100 долл. США за экземпляр. Реализуются эти модели в
основном в Москве и Санкт-Петербурге. Спрос на эти весьма недешёвые, но
очень качественные изделия белорусского «автопрома» -
всегда стабильный и повторяет ситуацию с настоящими МАЗами серии
«Евро-3». Деньги платят за, действительно, стоящие вещи.