Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Белорусский «Автопром»

Модели белорусских моделистовСреди коллекционеров моделей автомобилей в популярном масштабе 1:43 есть особая категория собирателей, интересующаяся только миниатюрными грузовиками. Причём не тем ширпотребом, который можно купить в магазинах, а моделями, сделанными вручную. Особо ценятся модели автомобилей Минского автозавода, как разновидность массового грузовика на территории постсоветского пространства. На дорогах многих стран СНГ их можно встретить чаще, чем любой другой.
Но вот с моделями МАЗов коллекционерам не повезло. Ещё в начале 80-х годов прошлого века завод «Электроприбор» из г. Каменец-Подольска наладил выпуск модели самосвала МАЗ-503. Несмотря на большие неточности в размерах и контурах кабины, кузова, шасси, она была встречена на «ура» неизбалованными в ту пору коллекционерами машинок. Самые умелые из них переделывали МАЗовские самосвалы в грузовики других типов, заодно исправляя огрехи производителя.
Однако уже тогда по дорогам страны бегали МАЗы нового поколения, которые быстро вытеснили автомобили 500-го семейства. Коллекционеры захотели иметь на своих полках в виде моделей и эти, более современные и красивые грузовики. В различные инстанции от них пошли потоки писем, в которых было требование: «Дайте нам новые коллекционные модели «Уралов», ЗиЛов, ГАЗов и особенно грузовиков МАЗ!»
Модель экскаватора-планировщика «Святовит» Как ни странно, этот вопль был услышан в Минске, где во второй половине 1980-х гг. на МАЗе организовали цех ширпотреба. Там,-наряду с прицепами «Зубрёнок» к легковым автомобилям решили выпускать игрушки из жести и ещё модели-копии грузовиков. В конце 1987 г. к очередной юбилейной дате СССР была подготовлена оснастка для изготовления моделей в М 1:43 нового тогда самосвала МАЗ-5551. Но ОТК забраковал всю пробную партию металлических деталей-отливок для моделей, т.к. они получились с большим облоем и заусеницами. Перед сборкой и окраской требовался большой объём ручных доводочных работ, а небольшой цех ширпотреба на это не мог выделить дополнительную рабочую силу. Готовую, но не принятую ОТК оснастку на модель и более тысячи комплектов отливок сдали на склад и забыли об этом.
Но вскоре грянула «горбачевская перестройка», и на МАЗе во всех инструментальных кладовых стали проводить чистку, чтобы перевести на металлолом неиспользованную оснастку и задел деталей. Об этом случайно узнал автор статьи, который уговорил двух своих приятелей-кооператоров, уже солидного возраста, выкупить это «богатство». Начинающие бизнесмены долго собирали необходимую сумму, но успели вовремя. Они вывезли литейные формы и ящики с деталями на модель самосвала уже из литейки, где их должны были загрузить в печь в ночную смену. Кооператив «Модус-90» из этого задела деталей собирал МАЗы в течение почти пяти лет и успешно реализовывал их в странах СНГ. Но у кооператива появились другие интересы, и неиспользованную оснастку они продали в Брест. Там небольшая фирма «Аскольд» сумела не только восстановить работоспособность старых литейных форм, но и добавила несколько новых, чем расширила модельный ряд уже основательно устаревшего автомобиля, который стал включать бортовой грузовик, седельный тягач, эвакуатор «ГАИ» и спортивную машину. Несмотря на это спрос на такие модели МАЗа остается невысоким из-за примитивности самой мини-машины и слабой деталировки.
Модель МАЗ-Перестройка Следующий шаг навстречу коллекционерам сделали опять-таки на МАЗе, но без ведома его руководства и тем более налоговых органов. Двое молодых работников этого предприятия, один из которых конструктор, а другой - слесарь сборочного цеха, организовали частное дело, которое успешно развивают за воротами родного предприятия в нерабочее время. Используя свои знания, опыт и производственные связи, они два года назад сумели наладить выпуск небольшими сериями более десятка типов МАЗов в масштабе 1:43. Эти модели воспроизводят не только последние разработки завода, но и отвечают требованиям самых привередливых коллекционеров по копий-ности и точности деталировки. Благо, необходимая техническая документация и живые машины на заводском конвейере в любой стадии сборки можно видеть 5 дней в неделю.
Изготавливаются эти модели, как отмечалось, не на заводе, а на «домашнем конвейере», в основном по выходным дням, с помощью ещё трёх друзей, которые также являются фанатами модельного дела: одни делают исходную мастер-модель, другие по ней изготавливают литейные формы на каждую деталь. Эти формы делаются из эластичной пластмассы типа герметик с названием ВИКСИНТ. А в литейных формах уже тиражируются все необходимые части либо из легкоплавкого сплава Вуда, либо из самотвердеющей полиэфирной смолы. Покрышки на колёса варят из сырой резины на домашней газовой плите в стальных пресс-формах. На готовых скатах можно увидеть не только почти настоящий протектор, но и прочитать всю маркировку «настоящего» завода-изготовителя. Из металла на моделях абсолютно точно воспроизведены двигатель с КПП, трансмиссия и ходовая часть шасси, интерьер кабины. Окрашиваются модели алкидными эмалями с помощью краскораспылителя в небольшой камере с вытяжкой на застеклённом балконе последнего этажа. Поэтому запахи не беспокоят соседей.
Каждый из участников «конвейера» выполняет только свои технологические операции, но готов помочь или заменить коллегу в случае необходимости. Производительность «линии» невысока - всего 20-30 моделей в месяц, в зависимости от заказов. В каждой партии редко бывает более трёх одинаковых моделей, но ценятся они все одинаково высоко - от 50 до 100 долл. США за экземпляр. Реализуются эти модели в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Спрос на эти весьма недешёвые, но очень качественные изделия белорусского «автопрома» - всегда стабильный и повторяет ситуацию с настоящими МАЗами серии «Евро-3». Деньги платят за, действительно, стоящие вещи.