ГАЗ-51 (Труженик поселков)
Когда
одного старого и опытного шофёра, поездившего за свой долгий
водительский век на машинах многих типов, спросили, какой автомобиль он
вспоминает с наиболее тёплым чувством, он, не задумываясь, ответил:
«Конечно, «ГАЗон!».
Да, за всю историю советского автомобилестроения не было, пожалуй,
более популярной машины, чем этот скромный, не очень ладный, со вкусом
сделанный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51, или как по-свойски называли его
шофёры, «ГАЗон».
Биография его началась 67 лет назад, в феврале 1937 г. Концепция
конструкции машины формулировалась предельно чётко и ясно: простой и
надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших по тому
времени хорошо отработанных и проверенных мировой практикой агрегатов,
часть из которых (силовой агрегат с коробкой передач, ведущий мост,
руль, тормоза, кабина, элементы рамы) можно было использовать и в
других транспортных средствах. И коллектив разработчиков
«ГАЗа» (ведущий конструктор ГАЗ-51 - В.М. Кудрявцев),
руководимый главным конструктором завода А.А. Липгартом, успешно
справился с поставленной задачей.
В июне 1938 г. началось изготовление узлов, в январе 1939 г. - сборка,
а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания,
закончившиеся в июле 1941 г.
После успешно прошедших испытаний завод в 1941 г. начал подготовку
серийного производства ГАЗ-51, но началась война. Однако ряд агрегатов
ГАЗ-51: двигатель, полу-центробежное сцепление, коробка передач,
карданные шарниры на игольчатых подшипниках - был к тому времени
освоены заводом и нашёл широкое применение в других выпускающихся в те
годы машинах.
В мае и сентябре 1944 г. построили два новых образца ГАЗ-51 (с
различными вариантами оформления передка), а в июне 1945 г. -ещё два,
окончательно отработанные (пред-серийные). Уверенность в высоком
качестве новой конструкции позволила заводу незамедлительно начать
подготовку его производства. 19 июня 1945 г. ГАЗ-51 вместе с другими
новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам
правительства и получил полное одобрение.
Изготовление машины завод наладил очень быстро - помог опыт военного
времени. Уже в конце 1945 г. выпустили установочную партию - два
десятка машин, а в 1946 г., ещё до завершения испытаний, страна
получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.
Машина вышла удачной и предельно простой. Пожалуй, впервые в СССР
решили нелёгкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной
конструкции с равнопрочными агрегатами и узлами.
Исключительно рациональное - ни убавить, ни прибавить - оформление
передней части грузовика (облицовка, крылья с фарами, капот, бампер)
стало традиционным для ряда последующих машин Горьковского автозавода,
другими словами, его визитной карточкой. В последующих моделях ГАЗ в
угоду быстротечной моде отошёл от этого удачного решения, потеряв столь
счастливо найденное «лицо». Ныне всё стало на круги своя.
ГАЗ-51 быстро полюбился эксплуатационникам за удачное сочетание
быстроходности (скорость - свыше 70 км/ч), надёжности, экономичности,
прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления. Особенно
покоряла необычная для грузовика мягкая подвеска с эффективными
амортизаторами, что позволяло машине развивать более высокую, чем
ГАЗ-АА, среднюю скорость по просёлку несмотря на меньшую удельную
мощность. Именно поэтому новые автомобили оказались наиболее
подходящими для сельского хозяйства, куда и была направлена большая их
часть. В 1947 г. создателей ГАЗ-51 вместе с главным конструктором
завода А.А. Липгартом удостоили Государственной премии.
За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в
стране. Своей производительностью этот трудяга значительно превосходил
даже знаменитую «трёхтонку» ЗИС-5, расходуя при этом
топлива на тонно-километр на 28-36% меньше, чем ГАЗ-АА.
Прогрессивная компоновка «ГАЗона» (сдвинутые вперед
двигатель и кабина, что при сравнительно короткой базе позволяло иметь
достаточно длинную платформу) до сих пор расценивается как образцовая.
Многие технические новинки, применённые в автомобиле, в дальнейшем
использовались автостроителями и на других машинах. Это и износостойкие
из специального чугуна гильзы цилиндров двигателя, и хромированные
поршневые кольца, и жалюзи радиатора, предпускового подогревателя и
маслорадиатора, применение которых резко повысило долговечность
двигателя. На ГАЗ-51 впервые и очень успешно применялись такие, ставшие
потом общепринятыми, решения, как алюминиевая головка блока, вставные
сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла,
замкнутая вентиляция картера, легкосъёмные тормозные барабаны, и многое
другое.
На удивление выносливым и долговечным оказался и двигатель ГАЗ-51.
Освоенный (в раннем варианте) еще в начале 1940 г., он, кроме
грузовиков, долгие годы применялся (форсированный до 90л.с.) на
легковых автомобилях ГАЗ-12, автобусах, тягачах, спецмашинах.
Начиная с 1947 г., когда серийное производство ГАЗ-51 было полностью
освоено, одна за другой появляются его модификации: полно-приводной
ГАЗ-63 (1948 г.), самосвал ГАЗ-93 (1948 г.), газобаллонные ГАЗ-51Б
(1949 г.) и ГАЗ-51Ж (1954 г.), автобус ПАЗ-651 (1950 г.), санитарный
автомобиль ПАЗ-653 (1950 г.), полугусеничный вездеход ГАЗ-41 (1950 г.),
седельный тягач ГАЗ-51П (1956 г.), а также многие машины специального
назначения на его шасси (пожарные, автобусы, коммунальные, автоцистерны
и другие), выпускавшихся различными предприятиями. В конце 40-х гг.
прошлого века сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на
Иркутском и Одесском заводах.
Автомобили ГАЗ-51 не только экспортировались. По советской технической
документации они выпускались в Польше, Китайской Народной Республике и
Корейской Народно Демократической Республике.
Годы, казалось, не старили эту ставшую классической машину. Появление
автомобилей новых марок с более совершенными агрегатами ничуть не
уменьшило спрос на «ГАЗон». В 1958 г. годовой выпуск ГАЗ-51
достиг апогея - свыше 173 тыс. шт.
Славная жизнь и редкостное долголетие -30 лет выпуска - выпали на долю
этого автомобиля. Только в апреле 1975 г. последний сошедший с
конвейера почти 3,5-миллионный «ГАЗон» отправился в
заводской музей. Но тысячи его собратьев продолжали бегать по дорогам
страны ещё долгие годы.
От редакции. Моделей автомобиля ГАЗ-51 существует великое множество.
Первые были увидены мною (гл. редактором - прим. ред.) лет 25 назад на
первой выставке масштабных моделей, проходившей в Политехническом
музее. Помню, как стоял у стендов с моделями и всё никак не мог понят
кто же их изготовил, - завод или моделист. В то время эта задача для
меня так и осталась неразрешимой. Теперь-то я точно знаю, что ни один
завод никогда модель ГАЗ-51 не выпускал.
По-видимому, первой фирмой, начавшей изготовление моделей ГАЗ-51 и его
модификаций, была мастерская. Её-то модели я, наверное, и видел на
выставке в Политехническом. Далее последовали: из Санкт-Петербурга
(прекратила выпуск), украинские «Уес1ог-МоёеЫ» и
«Шммер1я», Лаборатория мини-моделей из Саратова (пожалуй,
на сегодняшний день самые лучшие модели), Новосёлов и Молотков,
«Уральский Сокол», мастерская из Тулы.
Модели - разные по качеству и по применяемым материалам.
Существует также большое разнообразие модификаций автомобиля и моделей,
разработанных на базе ГАЗ-51: автомобили-такси ГАЗ-51Р и ГАЗ-51Т,
самосвал ГАЗ-93, седельный тягач ГАЗ-51П, мебельный фургон ГЗТМ-954,
хлебный фургон КХА-2-51, учебный автомобиль с двухрядной кабиной,
рефрижератор 1АЧ, ГАЗ-51В с удлиненной колесной базой для экспорта в
Финляндию, автокран К-2,2-1Э, мусоровоз МС-4, аэродромный
маслозаправщик МЗ-51М, санитарный автомобиль АС-3, топливозаправщик
АТЗ-2,2-51А, подметально-уборочный автомобиль ПУ-20, пожарные
автомобили ПМГ-21, АЛ-17, ПМГ-12, АЦ-20, АЦУ-20, ТЬЕ
Надеемся, что данный краткий список поможет вам составить свою
коллекцию моделей автомобилей ГАЗ-51, а изготовителям моделей расширить
номенклатуру выпускаемых моделей.