Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

ГАЗ-51 (Труженик поселков)

ГАЗ-51. 1946Когда одного старого и опытного шофёра, поездившего за свой долгий водительский век на машинах многих типов, спросили, какой автомобиль он вспоминает с наиболее тёплым чувством, он, не задумываясь, ответил: «Конечно, «ГАЗон!».
Да, за всю историю советского автомобилестроения не было, пожалуй, более популярной машины, чем этот скромный, не очень ладный, со вкусом сделанный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51, или как по-свойски называли его шофёры, «ГАЗон».
Биография его началась 67 лет назад, в феврале 1937 г. Концепция конструкции машины формулировалась предельно чётко и ясно: простой и надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших по тому времени хорошо отработанных и проверенных мировой практикой агрегатов, часть из которых (силовой агрегат с коробкой передач, ведущий мост, руль, тормоза, кабина, элементы рамы) можно было использовать и в других транспортных средствах. И коллектив разработчиков «ГАЗа» (ведущий конструктор ГАЗ-51 - В.М. Кудрявцев), руководимый главным конструктором завода А.А. Липгартом, успешно справился с поставленной задачей.
Предсерийный образец ГАЗ-51 с кабиной от Studebaker US-6 В июне 1938 г. началось изготовление узлов, в январе 1939 г. - сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1941 г.
После успешно прошедших испытаний завод в 1941 г. начал подготовку серийного производства ГАЗ-51, но началась война. Однако ряд агрегатов ГАЗ-51: двигатель, полу-центробежное сцепление, коробка передач, карданные шарниры на игольчатых подшипниках - был к тому времени освоены заводом и нашёл широкое применение в других выпускающихся в те годы машинах.
В мае и сентябре 1944 г. построили два новых образца ГАЗ-51 (с различными вариантами оформления передка), а в июне 1945 г. -ещё два, окончательно отработанные (пред-серийные). Уверенность в высоком качестве новой конструкции позволила заводу незамедлительно начать подготовку его производства. 19 июня 1945 г. ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам правительства и получил полное одобрение.
ГАЗ-51 и Studebaker US-6. Якутия. 1947 Изготовление машины завод наладил очень быстро - помог опыт военного времени. Уже в конце 1945 г. выпустили установочную партию - два десятка машин, а в 1946 г., ещё до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.
Машина вышла удачной и предельно простой. Пожалуй, впервые в СССР решили нелёгкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными агрегатами и узлами.
Исключительно рациональное - ни убавить, ни прибавить - оформление передней части грузовика (облицовка, крылья с фарами, капот, бампер) стало традиционным для ряда последующих машин Горьковского автозавода, другими словами, его визитной карточкой. В последующих моделях ГАЗ в угоду быстротечной моде отошёл от этого удачного решения, потеряв столь счастливо найденное «лицо». Ныне всё стало на круги своя.
ГАЗ-51 быстро полюбился эксплуатационникам за удачное сочетание быстроходности (скорость - свыше 70 км/ч), надёжности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления. Особенно покоряла необычная для грузовика мягкая подвеска с эффективными амортизаторами, что позволяло машине развивать более высокую, чем ГАЗ-АА, среднюю скорость по просёлку несмотря на меньшую удельную мощность. Именно поэтому новые автомобили оказались наиболее подходящими для сельского хозяйства, куда и была направлена большая их часть. В 1947 г. создателей ГАЗ-51 вместе с главным конструктором завода А.А. Липгартом удостоили Государственной премии.
Санитарный автомобиль АС-3. Фото Владимир Моряк. Харьков. 1989 За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в стране. Своей производительностью этот трудяга значительно превосходил даже знаменитую «трёхтонку» ЗИС-5, расходуя при этом топлива на тонно-километр на 28-36% меньше, чем ГАЗ-АА.
Прогрессивная компоновка «ГАЗона» (сдвинутые вперед двигатель и кабина, что при сравнительно короткой базе позволяло иметь достаточно длинную платформу) до сих пор расценивается как образцовая. Многие технические новинки, применённые в автомобиле, в дальнейшем использовались автостроителями и на других машинах. Это и износостойкие из специального чугуна гильзы цилиндров двигателя, и хромированные поршневые кольца, и жалюзи радиатора, предпускового подогревателя и маслорадиатора, применение которых резко повысило долговечность двигателя. На ГАЗ-51 впервые и очень успешно применялись такие, ставшие потом общепринятыми, решения, как алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъёмные тормозные барабаны, и многое другое.
На удивление выносливым и долговечным оказался и двигатель ГАЗ-51. Освоенный (в раннем варианте) еще в начале 1940 г., он, кроме грузовиков, долгие годы применялся (форсированный до 90л.с.) на легковых автомобилях ГАЗ-12, автобусах, тягачах, спецмашинах.
Начиная с 1947 г., когда серийное производство ГАЗ-51 было полностью освоено, одна за другой появляются его модификации: полно-приводной ГАЗ-63 (1948 г.), самосвал ГАЗ-93 (1948 г.), газобаллонные ГАЗ-51Б (1949 г.) и ГАЗ-51Ж (1954 г.), автобус ПАЗ-651 (1950 г.), санитарный автомобиль ПАЗ-653 (1950 г.), полугусеничный вездеход ГАЗ-41 (1950 г.), седельный тягач ГАЗ-51П (1956 г.), а также многие машины специального назначения на его шасси (пожарные, автобусы, коммунальные, автоцистерны и другие), выпускавшихся различными предприятиями. В конце 40-х гг. прошлого века сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском и Одесском заводах.
Памятник у завода автомобильных кранов. Ставрополь. Фото Олег Сергеев Автомобили ГАЗ-51 не только экспортировались. По советской технической документации они выпускались в Польше, Китайской Народной Республике и Корейской Народно Демократической Республике.
Годы, казалось, не старили эту ставшую классической машину. Появление автомобилей новых марок с более совершенными агрегатами ничуть не уменьшило спрос на «ГАЗон». В 1958 г. годовой выпуск ГАЗ-51 достиг апогея - свыше 173 тыс. шт.
Славная жизнь и редкостное долголетие -30 лет выпуска - выпали на долю этого автомобиля. Только в апреле 1975 г. последний сошедший с конвейера почти 3,5-миллионный «ГАЗон» отправился в заводской музей. Но тысячи его собратьев продолжали бегать по дорогам страны ещё долгие годы.
От редакции. Моделей автомобиля ГАЗ-51 существует великое множество. Первые были увидены мною (гл. редактором - прим. ред.) лет 25 назад на первой выставке масштабных моделей, проходившей в Политехническом музее. Помню, как стоял у стендов с моделями и всё никак не мог понят кто же их изготовил, - завод или моделист. В то время эта задача для меня так и осталась неразрешимой. Теперь-то я точно знаю, что ни один завод никогда модель ГАЗ-51 не выпускал.
По-видимому, первой фирмой, начавшей изготовление моделей ГАЗ-51 и его модификаций, была мастерская. Её-то модели я, наверное, и видел на выставке в Политехническом. Далее последовали: из Санкт-Петербурга (прекратила выпуск), украинские «Уес1ог-МоёеЫ» и «Шммер1я», Лаборатория мини-моделей из Саратова (пожалуй, на сегодняшний день самые лучшие модели), Новосёлов и Молотков, «Уральский Сокол», мастерская из Тулы.
Модели - разные по качеству и по применяемым материалам.
Существует также большое разнообразие модификаций автомобиля и моделей, разработанных на базе ГАЗ-51: автомобили-такси ГАЗ-51Р и ГАЗ-51Т, самосвал ГАЗ-93, седельный тягач ГАЗ-51П, мебельный фургон ГЗТМ-954, хлебный фургон КХА-2-51, учебный автомобиль с двухрядной кабиной, рефрижератор 1АЧ, ГАЗ-51В с удлиненной колесной базой для экспорта в Финляндию, автокран К-2,2-1Э, мусоровоз МС-4, аэродромный маслозаправщик МЗ-51М, санитарный автомобиль АС-3, топливозаправщик АТЗ-2,2-51А, подметально-уборочный автомобиль ПУ-20, пожарные автомобили ПМГ-21, АЛ-17, ПМГ-12, АЦ-20, АЦУ-20, ТЬЕ
Надеемся, что данный краткий список поможет вам составить свою коллекцию моделей автомобилей ГАЗ-51, а изготовителям моделей расширить номенклатуру выпускаемых моделей.