Гарантийное обслуживание (ГО) автомобилей
Гарантии, устанавливаемые заводами-изготовителями для автомобилей,
предусматривают необходимость соответствия автомобиля
технико-экономическим характеристикам, определяющим параметры его
работоспособности, и требованиям Госавтоинспекции при эксплуатации
автомобилей в гарантийный период. Гарантии заводов-изготовителей
определяют их ответственность за качество выпускаемой продукции и
включают обязательства по безвозмездному устранению дефектов, не
вызванных какими-либо нарушениями правил продажи и эксплуатации
автомобилей, и по замене преждевременно износившихся или вышедших из
строя агрегатов, узлов и деталей вследствие наличия в них скрытых
дефектов.
Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем по пробегу и
времени с начала эксплуатации: например, для автомобилей семейства ВАЗ
— 20000 км и от 12 до 18 месяцев, для автомобилей семейств
«Москвич» и «Запорожец» — 20 000км и 12
месяцев. Гарантийный срок указывают в технических условиях и инструкции
по эксплуатации. Исчисление его начинается с даты продажи автомобиля,
которую указывают в справке-счете, техническом паспорте или сервисной
книжке.
Нормативные документы устанавливают единый порядок организации ГО
автомобилей, регламентируют функции и обязанности заводов-изготовителей
и станций ГО и СТОА, выполняющих эти функции, определяют права граждан,
пользующихся услугами служб ГО автомобилей.
Система ГО предусматривает: 1) проведение ГО автомобилей и основных
агрегатов, поставляемых для продажи, соответствующими службами
заводов-изготовителей; 2) организацию сети предприятий ГО
заводами-изготовителями, обеспечивающими эти предприятия специальным
инструментом и технической документацией непосредственно или через
республиканские объединения «Автотехобслуживание» на
договорных началах с ними; 3) выполнение работ по ГО в соответствии с
требованиями, рекомендациями и техническими условиями
заводов-изготовителей; 4) включение в ТО автомобилей комплекса
мероприятий, направленных на создание необходимых и достаточных условий
для нормальной эксплуатации автомобилей в гарантийный период.
Для обеспечения этого выполняют следующие виды работ: ТО автомобилей,
гарантийный ремонт автомобилей и основных агрегатов, консультации
владельцев автомобилей по техническим и правовым вопросам.
ТО в гарантийный период проводится в планово-предупредительном порядке
на спецавтоцентрах (САЦ), станциях ГО и СТОА общего пользования (на
договорной основе) и включает моечно-уборочные,
контрольно-диагностические, крепежно-регулировочные и
заправочно-смазочные работы. Виды, периодичность, объем операций ТО и
технические условия на их выполнение устанавливают заводы-изготовители,
исходя из конструктивных и технических особенностей автомобиля.
В настоящее время все большее распространение получает обслуживание
автомобилей в гарантийный период по сервисным книжкам, в которых
имеются специальные талоны, содержащие сведения о пробеге автомобиля
перед очередным ТО и перечень необходимых работ. Стоимость работ ТО в
этом случае устанавливают на основании действующих прейскурантов в
соответствии с перечнем и трудоемкостью выполняемых операций.
Выявленные в гарантийный период отказы и неисправности устраняют за
счет завода-изготовителя при соблюдении владельцем автомобиля правил
технической эксплуатации и рекомендованной периодичности ТО.
Гарантийный ремонт проводят в случаях: 1) возникновения отказов или
неисправностей по вине завода-изготовителя; 2) некачественного
обслуживания автомобиля на СТОА при восстановлении его
работоспособности; 3) несоответствия автомобиля техническим условиям на
выпуск в эксплуатацию.
На предприятиях ГО для владельцев автомобилей проводят бесплатные
консультации с целью разъяснения правил эксплуатации, ухода и хранения
автомобилей, а также обучения их самостоятельному проведению отдельных
регулировочных работ. Заводы-изготовители придают большое значение
вопросам обслуживания автомобилей в гарантийный период эксплуатации,
так как безотказность автомобилей и уменьшение количества рекламаций в
значительной степени зависят от своевременного и качественного
выполнения ГО. Полученная в результате ГО информация характеризует
выпускаемую заводами продукцию и дает материал для ее
совершенствования. Нарушение периодичности ТО в этот период лишает
владельца автомобиля права на предъявление претензий по гарантии.