Главная | Карта сайта | Статьи

Тормозные системы 

Устройство и работа тормозных систем
На современных автомобилях устанавливают рабочую, стояночную, запасную и вспомогательную тормозные системы. Для повышения надежности рабочие тормоза имеют, как правило, раздельный привод тормозов передних и задних мостов.
Тормозная система состоит из тормозных механизмов и тормозного привода.

Тормозные механизмы
Барабанный тормозной механизм автомобиля КамАЗ имеет следующее устройство. На стальном штампованном суппорте 13 гайками 12 закреплены эксцентриковые оси 1 колодок. На осях установлены колодки 4 с приклепанными к ним накладками 6. Колодки удерживаются накладкой 2 и чеками осей 3. Приводные силы, раздвигающие колодки, создаются S-образным разжимным кулаком 9, вал 15 которого вращается во втулках кронштейна 7. Усилие на разжимной кулак передается со стороны привода через регулировочный рычаг. Разжимной кулак опирается на ролики 10 колодок, установленные на осях 8. Ролики постоянно прижаты к кулаку стяжными пружинами 5. В таких тормозах при торможении с учетом направления вращения барабана, указанного стрелкой, колодка А дополнительно прижимается к барабану моментом трения (активная колодка), а колодка Б отжимается (пассивная колодка).
Тормозной механизм закрыт щитком. Тормоза с равными приводными силами в качестве разжимных устройств имеют гидравлические цилиндры с поршнями одинакового диаметра или клиновое разжимное устройство. При подаче рабочей жидкости из тормозного привода под давлением в колесный цилиндр на его поршнях создается одинаковое усилие, передающееся на колодки.

Особенностью конструкции дисковых тормозов (рис. 66) является наличие вращающегося диска 10, соединенного со ступицей колеса, и двух колодок 8 с накладками 9, установленных с обеих сторон дисков. Колодки закреплены в суппорте 1 пальцами и пружинами. Поршни 5 гидроцилиндров непосредственно опираются на тормозные колодки 8. В цилиндре поршень уплотнен упругим резиновым кольцом и закрыт чехлом.

При торможении под давлением тормозной жидкости, поступающей в цилиндры 4 через трубку 2 и штуцера 3, поршни, преодолевая упругую деформацию резиновых колец б (положение А), прижимают тормозные колодки 8 к диску 10. При растормаживании под действием упругой деформации колец 6 поршни возвращаются в исходное положение. При этом зазор между накладками и диском составляет 0,1 мм.

Гидравлические тормозные приводы. Гидравлический привод состоит
из главного тормозного цилиндра с педальным приводом, колесных рабочих цилиндров, соединительных шлангов и трубопроводов. В корпусе 5 главного тормозного цилиндра имеются верхняя А полость, резервуар, заполненный рабочей жидкостью до уровня отражательного диска пробки, и нижняя полость В - цилиндр 13, в котором расположен поршень 17. Обе полости сообщаются перепускным 2 и компенсационным 3 отверстиями. Поршень 17 уплотнен резиновым кольцом 18. В головке поршня предусмотрены отверстия 16, перекрываемые кольцеобразным клапаном 15. Возвратная пружина 12 прижимает к поршню резиновую манжету 14, а к правому торцу цилиндра — резиновый обратный клапан 10, в который вмонтирован перепускной клапан 9 с пружиной. Толкатель установлен в поршне с определенным зазором.
При нажатии на педаль тормоза толкатель 1 перемещает поршень, сжимая пружину. После перекрытия манжетой 14 компенсационного отверстия, жидкость в полости В цилиндра сжимается, открывает перепускной клапан и вытесняется под давлением по трубопроводам в колесные цилиндры, приводя тормоза в действие. После отпускания педали (растормаживания) возвратная пружина отжимает поршень до упора в шайбу 19 и давление жидкости в полости В цилиндра падает. Одновременно поршни колесных цилиндров вытесняют жидкость в главный цилиндр через обратный клапан. Возвратная пружина 12 закроет обратный клапан 10, когда давление жидкости в полости Г цилиндра понизится до 0,1 МПа. Вследствие этого в гидроприводе всегда поддерживается избыточное давление жидкости, обеспечивающее плотное прилегание манжет поршней к стенкам колесных цилиндров, что предотвращает попадание воздуха в гидропривод.

При резком отпускании педали пружина быстро возвращает поршень в исходное положение и в полости создается разрежение, под действием которого жидкость поступит из полости резервуара в полость через перепускное отверстие, полость, отверстия в головке поршня, отжав кольцевой клапан и края манжеты. Поступающая затем из колесных цилиндров жидкость вытесняет избыточную жидкость из полости В в полость А через компенсационное отверстие.

Сдвоенный главный тормозной цилиндр
Он применяется при раздельном приводе тормозов переднего и заднего моста. Особенности его конструкции состоят в том, что в корпусе цилиндра предусмотрены два поршня: поршень контура П передних тормозов и поршень контура задних тормозов. Так как полости цилиндра обоих контуров разделены уплотнительными манжетами, то при отказе рабочих элементов одного из контуров тормоза другого контура сохраняют работоспособность. При этом увеличивается свободный ход педали и снижается эффективность торможения.

Усилители гидравлического привода
Для снижения усилия на педали тормоза применяют вакуумные и пневматические усилители. Усилитель состоит из вакуумного цилиндра, двойного вакуумно-атмосферного клапана с седлом и возвратной пружины толкателя. Внутри вакуумного цилиндра размещен поршень с резиновой диафрагмой и возвратной пружиной. Левая полость цилиндра через обратный клапан и шланг сообщается с впускным трубопроводом ДВС, а правая полость - с левой через двойной клапан и отключается от атмосферы только при отпущенной педали.
Во время работы ДВС в обеих полостях цилиндра создается разрежение. При нажатии на педаль тормоза толкатель перемещает влево седло двойного клапана и клапан (одновременно происходит сообщение правой полости цилиндра с атмосферой и разобщение ее с левой полостью). За счет разности давления в полостях цилиндра поршень с мембраной перемещается влево и передает дополнительное усилие на толкатель главного цилиндра. При неработающем ДВС или неисправном усилителе усилие .на поршень главного цилиндра будет передаваться от педали тормоза непосредственно через толкатели.

Изучение тормозных систем, регулировка тормозных механизмов
1.         Изучить устройство и работу тормозных систем.
2.         Изучить регулировку тормозных систем.
3.         Ознакомиться с моделями разрезов тормозных механизмов и их
приводов, стендами, сборочными единицами, инструментом и приспособлениями, необходимыми для выполнения задания, комплектом плакатов.
4.         Выполнить практическую работу.
5.         Составить отчет и ответить на контрольные вопросы.

Оборудование
Модели разрезов
К ним относятся модели разрезов тормозных механизмов (барабанных, дисковых, шкивных с кулачковым, клиновым, поршневым устройством прижима колодок), рычагов; колесных цилиндров с устройствами регулировки зазоров в тормозном механизме, главных тормозных цилиндров (одинарных и сдвоенных), разделителей привода тормозов, гидровакуумных усилителей, регуляторов давления в гидроприводе, компрессоров, тормозных кранов (одно и двух секционных), тормозных камер и цилиндров, камер с пружинным энергоаккумулятором, регуляторов давления, предохранителей против замерзания, двойных и тройных защитных клапанов и других устройств пневматического привода, регуляторов тормозных сил, механизмов вспомогательной тормозной системы.
Стенды тормозных систем с гидравлическим и пневматическим приводом.

Сборочные единицы и детали
К ним относятся колодки с накладками (приклепанными, приклеенными закрепленными болтами), диски тормозов, главные и колесные гидроцилиндры, их поршни, регулировочные рычаги, тормозные краны.
Инструменты и приспособления. Комплект инструмента и принадлежностей водителя, пластинчатые щупы, мерная линейка, резиновый шланг и стеклянный сосуд для прокачки гидропривода.