Главная | Карта сайта | Статьи

Тормозные камеры 

При торможении давление сжатого воздуха действует на мембрану и передается через опорный диск штока на палец вилки.
Задняя тормозная камера соединена с цилиндром стояночного и аварийного тормозов фланцем. В цилиндре пружинного энергоаккумулятора расположен поршень с уплотнителем и толкателем. Поршень нагружен предварительно напряженной пружиной энергоаккумулятора. При выключенном положении крана 17 (см. рис. 69) ручного управления стояночным тормозом сжатый воздух поступает в полость цилиндра и перемещает поршень с толкателем влево, сжимая пружину энергоаккумулятора.

В момент включения стояночной тормозной системы краном сжатый воздух выпускается в атмосферу из полости цилиндра. Тогда энергия сжатой пружины энергоаккумулятора переместит поршень 3 в сторону рабочей камеры и толкатель через колпачок нажмет на шток рабочей камеры, приводя в действие тормозной механизм. При аварийном понижении давления воздуха в контуре привода стояночного тормоза автоматически сработают пружинные энергоаккумуляторы и произойдет торможение автомобиля. Для растормаживания цилиндра предназначен растормаживающий болт 1.

Вспомогательная тормозная система. На грузовых автомобилях с дизелем используется тормозная система с компрессионным механизмом дроссельного типа. Применяются также вспомогательные тормоза гидрозамедлители встроенные в гидромеханическую коробку передач и электродинамические тормоза-замедлители.

Указания по сборочно-регулировочным операциям

При сборке механизмов, аппаратов, трубопроводов и сланцев тормозных систем необходимо соблюдать особую чистоту. Герметичность соединений проверяют по отсутствию утечки воздуха на слух или с помощью мыльной эмульсии при давлении воздуха в системе 0,6 МПа. В Л гидроприводе не должно быть подтеканий тормозной жидкости. Контроль герметичности осуществляют путем нескольких резких нажатий на педаль.

При смазывании деталей тормозного механизма (оси колодок, втулки валика и т. п.) попадание смазочного материала на накладки недопустимо. Регулировка прилегания накладок к барабану и зазора между ними, равного 0,2—0,9 мм, Осуществляется вращением эксцентриковых осей 1 и валика регулировочного рычага,опорных пальцев и эксцентриков.

Существуют устройства, обеспечивающие автоматическую регулировку зазоров в тормозных механизмах, в основном легковых автомобилей.

Свободный ход педали для гидропривода составляет 3—5 мм и регулируется изменением длины толкателя 1 (см. рис. 67) и ширины зазора а, равного 1,5-2,5 мм, а, для пневмопривода свободный ход педали равный 15-25 мм обеспечивается изменением длины тяг от педали до рычага 1 привода тормозного крана (рис. 70).

Удаление воздуха из гидропривода тормозов производится так же, как и для гидропривода сцепления, для каждого тормозного механизма, начиная с наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра, - через клапан выпуска воздуха (см. рис. 66).'

Выполняемые работы

По указанию преподавателя необходимо отрегулировать рабочие тормоза.

Порядок регулировки рабочих тормозов
1.         Поднять колесо домкратом.
2.         Отрегулировать зазор между накладками колодок и барабаном в тормозном механизме. Для автомобилей ЗИЛ-130, КрАЗ-250, КамАЗ-5320 и MA3-6422 (с пневматическим приводом тормозов) регулировку выполнить регулировочным рычагом (см. рис. 64). Для этого, вращая колесо, ключом поворачивают по часовой стрелке червяк рычага до затормаживания колес. Затем следует повернуть червяк в обратную сторону до начала вращения колеса и проверить пластинчатым щупом зазор через окно в тормозном барабане или со стороны щитка суппорта. Зазор должен быть равен 0,2-1 2 мм. На автомобиле ГАЭ-53 зазор надо регулировать аналогично, вращением эксцентриков передней и задней колодок.
3.         Проверить линейкой и отрегулировать ход штоков тормозных камер (в пределах 20- 40 мм) вращением червяка регулировочного рычага или изменением длины штока камеры.
4.         Проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза изменением длины тяги, соединяющей педаль с тормозным краном. Он должен быть равен 14-25 мм.
5.         Проверить действие тормозов при движении автомобиля. Торможение колес одного моста должно происходить одновременно, что корректируется выравниванием зазоров и ходов штоков тормозных камер. При движении с расторможенными механизмами тормозные барабаны не должны нагреваться (проверить нагрев на ощупь рукой).

Составление отчета

По результатам практических занятий необходимо составить отчет в соответствии с указаниями, данными во "Введении', и ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы
1.         Каковы принципы работы барабанного тормоза?
2.         В чем заключаются особенности конструкции и работы дискового тормоза?
3.         Каким образом работает гидравлический привод тормозов? Каково его устройство?
4.         Каковы принципы работы пневматического привода тормозов?
5.         Объясните способы регулировки зазоров в тормозных механизмах.