Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Автомобили милиции

ГАЗ-21 «Волга». Бирюзовый с коасной полосойСовременные транспортные средства органов внутренних дел подразделяются по общему назначению на две категории. Первая — для непосредственного использования в оперативно-служебной деятельности и вторая — прочие, используемые в работе по хозяйственному, медицинскому и другим видам обеспечения, а также для служебных поездок работников.

ПАЗ-653. Тёмно-синий с красной полосой

Оперативно-служебные автомобили (легковые, на шасси грузовых и базе автобусов) по конкретному назначению составляют различные штатные группы: патрульные подразделений охраны, ДПС ГАИ (ГИБДД), дежурных частей, транспортированию нарядов милиции и т.п. Они имеют (кроме используемых в оперативной работе и следственных подразделениях) надпись «Милиция», цвето-графическую окраску, оснащаются специальными звуковыми и световыми сигналами, другим спецоборудованием и средствами связи. Но это всё появилось лишь во второй половине прошлого века. До этого немногочисленные автомобили и мотоциклы милиции отличались от другого транспорта лишь небольшой табличкой с надписью «Милиция», установленной на ветровом стекле автомобиля или переднем крыле мотоцикла. Иногда это было самодельное световое табло. Постоянного единого цвета окраски милицейских машин, как пожарных в традиционно красный, а санитарных в белый, не было.

РАФ-22033. Жёлтый с синей полосой
Впервые легковые автомобили тёмно-синего цвета с красной полосой и надписью «Милиция» появились в 1954 г, после издания приказа МВД СССР № 266 от 31.12.53 г «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции». Их было немного, в основном это были новые машины, приписанные к оперативно-механизированным полкам в столицах союзных республик, дежурным частям управлений и отделов РУД (регулирования уличного движения) для использования в агитационной работе. Такие «Москвичи» и «Победы» с установленными на крыше большими громкоговорителями можно было увидеть на площадях крупных городов — сотрудники ОРУДа призывали пешеходов соблюдать правила перехода улиц. В 1956 г партией и правительством были приняты коренные меры по улучшению деятельности милиции, основными задачами которой стали охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Коснулись они и внешнего вида автотранспорта. Новый министр внутренних дел Н. Дудоров в январе 1957 г своим приказом утвердил схему «специальной окраски и опознавательных знаков автомобилей и мотоциклов учреждений милиции», которая полностью повторяла принятую ранее: основной цвет тёмно-синий (кроме брезента на ГАЗ-69), красная продольная полоса вдоль всего кузова, красные колёсные диски. Надпись «Милиция» или «ОРУД» белыми буквами на красной полосе передних дверей автомобиля или коляски мотоцикла (с 1961 г после объединения ОРУД и ГАИ могла быть надпись «ОРУД—ГАИ»). Приказ также обязывал всех руководителей внутренних дел страны в течение первого полугодия «обеспечить окраску и нанесение опознавательных знаков на все имеющиеся автомобили и мотоциклы милиции». Дальнейшая эксплуатация транспорта без специальной окраски запрещалась. В народе эти машины называли «раковые шейки».

Форд Краун Виктория
В1957 г в милиции впервые появилась радиосвязь. Ультракоротковолновые абонентские радиостанции АРС-1 и АРС-2 Воронежского радиозавода имели радиус 25-30 км, антенна типа «штырь» длиной 180 см должна была устанавливаться на крыше автомобиля. Позже для автомашин поставлялись радиостанции «Маро 28РЗ Оршанского завода, а в конце 1960-х гг на автомашины милиции устанавливали радиостанции «Пальма» (56Р1-56Р4, 57Р1-57Р4). Блоки станции крепились в багажнике, а пульт управления с трубкой типа телефонной—под панелью приборов. По центру крыши автомобиля (рации были и на мотоциклах) устанавливалась антенна длиной 50 см. Эти радиостанции работали до 1980 г, пока им на смену не пришли многоканальные «Виола-АА». Одновременно с появлением радиостанций «Пальма» на автомобили стали устанавливать проблесковые маяки (оранжевого или красного, а затем и синего цвета) и портативные громкоговорящие устройства (ГРУ). Все это крепилось на двух кронштейнах над крышей автомобиля. В дополнение к штатным световым приборам могли быть установлены фара-искатель и жёлтые противотуманные фары, а также на крышке багажника автомашин ГАИ световое табло «Остановитесь». До этого распоряжением МВД СССР № 230с от 17.07.57г в Москве установка «на легковых автомобилях каких-либо дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников» запрещалась, кроме автомашин, указанных в приложении. Машин милиции в том списке не было.

ВАЗ-2131-44
Тёмно-синяя окраска продержалась недолго. 13 января 1961 г МВД СССР упразднили. Его функции были переданы министерствам союзных республик. Новые автомобили уже не перекрашивали, а после ремонта кузова красили нитроэмалями (срок эксплуатации нитроэмали 2—3 года) тех цветов, что имелись в наличии. Завод в Сухобезводном переоборудованные УАЗы (цельнометаллический кузов с задней дверцей и отсеком для задержанных) окрашивал в тёмно-бирюзовый цвет —смесь зелёной и серой краски, которой окрашивали автозаки. В некоторых автохозяйствах приблизительно в такой же цвет иногда красили «Волги», «Москвичи» и мотоциклы.
Обязательной была надпись «Милиция». Причём обычно её наносили белой краской на красную полосу вдоль передней двери и окантовывали тонкими продольными синими полосами сверху и снизу. Были автомобили и обычной окраски с контрастными надписями «Дежурный ГАИ», «Дежурная часть». В начале 1970-х гг. на передних дверях автомашин ниже надписи «Милиция» стали указывать принадлежность автомобиля, например: «ОВО» — отдел вневедомственной охраны, «ПМГ» — подвижная милицейская группа полка милиции, или циф-135», которые в
Москве расшифровывались как 135-е отделение милиции.

ВАЗ-2106 полка ППС
Проблемой повышения эффективности специальной окраски машин, пользующихся преимущественным правом проезда (что было вызвано всё увеличивающимся количеством транспорта на улицах и дорогах), в СССР стали заниматься в 1960-е гг. К этой работе были привлечены ВНИИ нормализации в машиностроении, ВНИИ технической эстетики и отдел безопасности движения НИИ МВД. С учётом изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта была выбрана двухцветная схема окраски. После апробации был утвержден Государственный стандарт регламентирующий окраску транспортных средств специального на-значения ГОСТ-21392-75, который вступил в действие с 01.01.77 г и официально действовал до 01.01.94 г Для машин милиции был определён основной цвет лимонно-жёлтый, в дополнительный синий окрашивала! капот и полоса по периметру кузова. Кроме цвето-графических схем ГОСТ также устанавливал технические требования к опознавательным знакам, специальным световым и звуковым сигналам. Пробную окраску стали применять с 1968 г на автомобилях ГАИ обслуживающих спец-трассы, затем и в районных отделениях ГАИ. На передние двери стали наклеивать де-кали с цветным изображением Герба СССР (точно такие же были на железнодорожных вагонах и вагонах метро). На автомобилях ГАИ участвующих в сопровождении, устанавливали дополнительно один или два проблесковых фонаря с красными плафонами.

УАЗ-3126 в окраске ДПС. 2005 г.
В1973 г для усиления охраны правопорядка Москву условно разделили на 210 квадратов в каждом из которых постоянно дежурила автомашина с нарядом милиции (ПМГ) оперативного полка. Эти автомобили также были окрашены в соответствии с новой цвето-графической схемой, а на задних дверях была надпись типа «ПГ-28». После введения ГОСТа жёлтые машины с синей полосой (оттенок цвета был от бледно- до тёмно-жёлтого и от голубого до тёмно-синего—их ещё называли «канарейками»), были уже во всех подразделениях милиции. Одновременно продолжалась эксплуатация транспорта и без специальной окраски, как потом и жёлто-синие машины встречались в Москве ещё в конце прошлого века.

Мерседес в окраске ДПС
А официально эра «канареек» закончилась 1 июля 1991 г — с момента введения в действие ГОСТа 21392-90 «Автомобили, автобусы, мотоциклы оперативных служб. Цвето-графические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования». Основной цвет покрытия наружных поверхностей для транспортных средств милиции был установлен теперь белым, а контрастирующий остался, как и прежде — синим.
Допускалось использование разных цвето-графических схем: контрастирующая синяя продольная полоса вдоль кузова автомобиля или такого же цвета двери, капот и крышка багажника. После распада СССР этот стандарт утратил силу на территории РФ и взамен ему был утвержден аналогичный, уже российский ГОСТ Р 50574-93, вступивший в силу 01.01.1994 г Изменения, внесенные в него в 1996 и 1999 гг. допускали использование для полос контрастирующего цвета клеящихся плёнок; нанесение дополнительных знаков, надписей, эмблем, Государственного герба РФ; применение для автомобилей ГИБДД (ГАИ преобразовано в ГИБДД 01.06.1998 г) дополнительно к синему проблесковому маячку, световых сигналов красного цвета; для автомобилей УАЗ милиции в качестве основного цвета—«песочный». В приложении указаны образцы надписей «ГИБДД» и «ДПС», первая для транспортных средств служб ГИБДД, вторая только для дорожно-патруль-ной службы. В настоящее время действует ГОСТ Р 50574-2002 (выдержки из этого документа и схемы окраски спецтехники опубликованы в журнале «Автомобильный моделизм» №№ 3—5 за 2007 г). Основной цвет транспорта милиции по-прежнему белый, а контрастирующий — синий. Важное изменение внесено в этот ГОСТ 1 апреля 2009 г «...допускается использование для легковых автомобилей милиции и ВАИ в качестве основного «светло-серебристый» цвет типа «металлик». Отпала необходимость перекрашивать новый серебристый Ford Focus в белый цвет, а их только у московской милиции свыше 400.

Урал-532363 «Лавина-Ураган»
В первые годы Советской власти и в довоенный период автомобилей и мотоциклов в милиции практически не было. Охрана порядка в городах осуществлялась за счёт постов и пеших (иногда конных) патрулей, а в сельской местности средством передвижения участкового была лошадь. Для выезда на место происшествия и доставки задержанных в основном использовался общественный транспорт и попутные автомобили. После окончания Великой Отечественной войны парк автотранспорта милиции постепенно стал увеличиваться, но ещё много лет был недостаточным. В1955 г в РСФСР 65% городских и районных отделов и отделений милиции были обеспечены лишь одной легковой или грузовой автомашиной, а 330 поселковых отделений не имели транспорта вообще, в том же году на всю республику было выделено 56 автомобилей ГА369. А в целом по стране в 1956 г подразделения внутренних дел (без учета 254 автомашин, обслуживающих центральный аппарат МВД) были укомплектованы легковым* автомобилями только на 37% от положенных по штату. Например, милиция г Кирова впервые получила 3 автомобиля и 14 тяжёлых мотоциклов в 1957 г, в райотделе милиции Ленинского района Московской области единственный мотоцикл появился в 1959 г, а первая легковушка — в 1963 г Причём автомобили поступали не только новые, но и прошедшие ремонт после эксплуатации в народном хозяйстве, срок их службы иногда доходил до 12—15 лег. На повышение уровня мобильности милиции неоднократно указывалось в постановлениях ЦК КПСС однако до необходимого количества автотранспорта в подразделениях удалось только к концу минувшего века.

ГАЗ-33104 Гроза
Бытует мнение, что в милиции используются какие-то особые автомобили с мощными двигателями, повышенными скоростными и динамическими характеристиками.
Действительно, горьковский автозавод выпускал небольшими партиями по 500-600 экз. в 1950-1958 тт. — автомобили ГАЗ-20Г (ГАЗ-М20Г) с двигателями от ГАЗ-12 (6 цил., 90 л.с.), в 1962—1970 гг — ГАЗ-23А, ГАЗ-23А1, ГАЗ-23Б—варианты «Волги» ГАЗ-21 с механическими и автоматическими коробками передач и модифицированными двигателями 3M3-13 (V8,195 л.с.); в 1970-1986 гг - ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-34 (ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 с двигателем V8,150-195 л.с.), а так же ГАЗ-ЗЮ1 и ГАЗ-31013 - варианты ГАЗ-3102 с двигателями 3M3.2424 (V8,195 л.с. и ЗМЗ.505.10. - 200 л.с). Но все эти догонялки» поставлялись в основном в КГБ-ФСБ.
По заказу МВД Волжский автозавод оснащал небольшое количество ВАЗ-2101 «Жигули» более мощными двигателями 2103 (вариант ВАЗ-21016), мелкими сериями выпускалась модификация «восьмёрки» ВАЗ-21084 с двигателем 1,6 л. - эти машины поступали в ГАИ—ДПС. Потребность же органов внутренних дел в автотранспортном обеспечении всеща удовлетворялась в основном за счёт отечественных серийных автомобилей. Дальнейшее их дооборудование и перекраска производилась на специализированных предприятиях МВД вт.ч. и при исправительно-трудовых учреждениях (завод при ИК-14 в пос. Сухобезводное Нижегородской обл. с 1972 г по настоящее время ежегодно выпускает более тысячи различных спец. автомобилей).
Предпочтение отдавалось более простым и экономичным моделям и не только потому, что для государственных нужд покупалось то, что подешевле. Автомобиль должен был соответствовать характеру задач, выполняемых тем или иным подразделением милиции.
В ГАИ—ДПС преобладали «Волги» (ГАЗ-21, ГАЗ-24), позже «Жигули» (ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, ВАЗ-2109, ВАЗ-2114). В патрульной службе широко применялись «Москвичи». Особой популярностью, как в городе, так и на селе всегда пользовалась продукция М1ьяновского автозавода.
Для выезда на место происшествия оперативно-следственных групп больше всего подходили «универсалы» ГАЗ-22, ГАЗ-24-02, ГАЗ-24-12 и микроавтобусы РАФ-977, РАФ-2203.
Хорошие автомобили всегда были в подразделениях вневедомственной охраны. Являясь государственной, эта служба не получала на свое содержание средства из бюджета страны, а зарабатывала их на основе договоров, заключенных с владельцами собственности. И новенькие ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, «Самары» и «Десятки» о которых в других подразделениях могли только мечтать, конечно, тоже способствовали своевременному прибытию нарядов по сигналам тревоги. Трудно перечислить все марки и модели автомобилей, используемых в милиции, среди легковых это практически всё (кроме автомобилей высшего класса), что выпускалось и выпускается нашей промышленностью. В последние годы автопарк активно пополняется и зарубежным* моделями отечественного производства. А впервые иностранные автомобили стали поступать в милицию в конце1960-х гг. и использовались в отделениях ГАИ на спец. трассах Москвы и Ленинграда. Вместе с ГАЗ-23, ГАЗ-24-24 сопровождали правительственные кортежи и зарубежные делегации Ford, Mercedes и BMW В1979 г на улицах столицы появились большие красивые белые автомобили с необычной свето-установкой на крыше и надписью «Милиция». Москвичи вживую смогли увидеть настоящий американский полицейский автомобиль, а те, кому «посчастливилось» проехать на нём до ближайшего отделения милиции в качестве задержанного, ещё долго вспоминали и рассказывали о просторном салоне, мягких кожаных сиденьях-диванах, плавном ходе и бесшумности этой машины. Это были 6-местные рамные седаны Ford Crown Victoria с 8-цилиндровым двигателем мощностью свыше 200 л.с., длиной 5397 мм и шириной 1976 мм. Кроме ГАИ эти «полисмобили» работали и с экипажами подвижных милицейских групп на территории города
Сейчас милицейские Ford Focus, Renault Logan, KIA Spectra уже не вызывают удивления и используются в работе как территориальных отделов милиции так и в дорожно-патрульной службе. Нередко можно встретить в характерной окраске и с надписью «Милиция» и такие автомобили как Mercedes ML320, Porsche Cayenne, Lincoln Navigator; BMW X5, Lexus, Alfa Romeo... Их принадлежность обычно указана на кузове. Многие из них приобретены коммерческими структурами как машины сопровождения.

УАЗ Патриет
Специальная окраска, световые сигналы и надписи есть не только на легковых автомобилях и мотоциклах милиции, но и на некоторых грузовых автомашинах и автобусах. Если раньше ГАЗ-ОЗ-ЗО, ЗИС-8, ГАЗ-51 или ПАЗ-653 были единственным транспортным средством отдела (отделения) милиции и использовались для выполнения самых различных задач, то сейчас бортовые ГАЗ-53, ГАЗ-3307(09) с надстроенным жёстким верхом кузова и скамейками или автобусы КАвЗ-685, КАвЗ-3976, ПАЗ-3205 предназначаются в основном для перевозки личного состава полков. Для доставления лиц, совершивших преступления, предусмотрены специально оборудованные автомобили на грузовых шасси, их ещё называют «автозаки». Подобные машины есть и у Федеральной службы исполнения наказаний — ФСИН, но они имеют другую схему окраски. «Автозаки» на шасси ГАЗ-51 с округлой формой двухцветного (серый верх, зелёный низ) кузова-фур-гона производства Рязанской колонии № 2 и Бобруйского завода автоприцепов находились в ведении внутренних войск МВД и надписи «Милиция» не имели. А ют автомобили «Спец. мед. служба» являются транспортом милиции. Медицинские вытрезвители были переданы в ведение НКВД ещё в 1940 г, но специальные автомобили для перевозки граждан, находящихся в пьяном виде, появились только в начале 1970-х гг
Как правило, это фургоны УАЗ-451М, УАЗ-452 (УАЗ-3741), ЕрАЗ-762 или ГАЗ-51(ГАЗ-53) оборудованные освещением кузова, креслами с привязными ремнями, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и иногда фарой-искателем. Приказами МООП—МВД специальная окраска этих машин не предусматривалась, но на кузове обязательна надпись «Спец. мед. служба». В Москве автомобили перекрашивали в тёмно-бежевый цвет. Установка проблесковых маячков и нанесение на дверях надписи «Милиция» —самодеятельность водителей.
Особым и очень специфическим типом милицейского автомобиля являются бронемашины и водомёты спецподразделений. Это броневики «Альфа», СПМ-2 и СПМ-3 на базе ГАЗ-2330 «Тигр», водомёты «Лавина-М» (1994 г) и «Тайфун-К» на базе БАЗ-6953 и MA3-543, «Лавина-Ураган» на базе 4-осного Урал-53236 (2006 г).
Кроме специальной цветографической схемы окраски милицейские автомобили с 2002 г имеют и специальные номерные знаки голубого цвета с общепринятой нумерацией регионов (код «77» — центральный аппарат МВД РФ, а «99» — ГУВД г Москвы). До этого милицейский транспорт специальных серий номерных знаков не имел (за исключением серии «МАО — до 1990 г устанавливалась на автомобили руководящих работников МВД СССР). Но, так как регистрация и выдача номерных знаков находится в ведении ГАИ, то в регионах подбирали определённые серии, по которым можно было определить принадлежность транспорта, в т.ч. и милицейского. В Москве это была серия «МКМ» (можно расшифровать как Московская Краснознаменная Милиция), в Московской области «МОМ».
В последние годы постоянно растёт объём закупок автотранспорта для нужд милиции, только за 2008—2009 гг. поступило свыше 11 тысяч легковых автомобилей. Многие из них кроме штатного милицейского оборудования оснащены спутниковой навигационной системой ГЛО-НАСС, видеозаписывающими измерителями скорости, аварийно-спасательным инструментом, средствами принудительной остановки транспорта. Предприятия-изготовители предлагают самые различные компоновки салона и комплектации, например, BA3-213144 с удлинённым задним свесом, высокой крышей и тремя кузовами с разным расположением дверей; УАЗ-3741 и УАЗ-3909 — с десятью вариантами переоборудования. Решаются вопросы и создания специального патрульного автомобиля, подготовлен проект ведомственного стандарта на такие автомобили, опытные образцы которых будут проходить шестимесячные испытания в подразделениях органов внутренних дел. Впервые в отечественной практике поставлен вопрос о закупке уже готовых, полностью оснащённых всем необходимым оборудованием и снаряжением автомобилей с учётом специфики каждой службы.
Кстати, попытки создания специального транспорта для пожарной охраны, скорой помощи, нужд милиции и такси предпринимались ещё в 1960-е гг были эскизные проекты и даже опытные образцы пожарных автомобилей вагонной компоновки на базе ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, и такси типа минивэна. А Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) в 1963 г создал и изготовил двадцать два специальных тяжёлых мотоцикла для милиции М-100 с обтекателями, дополнительными красными фарами, указателями поворотов, радиостанцией, стартером и двигателем мощностью 50 л.с, которые развивали скорость 150 км/час. Мотоциклы были направлены в столичное ОРУД—ГАИ, но вместо их серийного производства было выпущено 300 патрульных М-63П на базе серийных мотоциклов М-63. Каким будет новый патрульный автомобиль милиции увидим в недалёком будущем.