Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Ходовая часть автомобиля

ГРМ

Устройство элементов ходовой части
Несущая система - это состав автомобиля, к которому крепятся его агрегаты, воспринимающий действующие на автомобиль усилия. Несущие системы могут быть рамными и безрамными. Их используют на грузовых автомобилях, некоторых типах автобусов (УАЗ-452В, КАЗ-685Б), легковых автомобилях большого класса (ГАЗ-14) и высшего класса (ЗИЛ-117, ЗИЛ-4104). Лонжеронная рама грузового автомобиля состоит из двух лонжеронов, соединенных поперечинами.
В передней части автомобиля (иногда и в задней) рама имеет буфер (автомобили КрАЗ-260,Урал-432(Г). К передним концам лонжеронов прикреплены буксирные крюки. На задней поперечине рамы установлено буксирное устройство — крюк с запором, имеющим резиновый (КамАЗ-5320) или пружинный (КрАЗ-250) упругий элемент. Лонжероны и поперечины рамы изготовляют холодной штамповкой из листовых низкоуглеродистых и низколегированных сталей, а на некоторых большегрузных автомобилях (КрАЗ, БелАЗ) — из сортового проката. Сечение лонжеронов швеллерное, переменное по длине.
Рамы обычно клепаные (КамАЗ-5320, Урал-4320), клепано-сварные (КрАЗ-260) и сварные (БелАЗ) с болтовыми креплениями элементов.
На легковых автомобилях и многих автобусах кузов является несущей системой. Жесткий кузов с несущим основанием позволяет снизить массу и высоту автомобиля.
Мосты автомобиля. Управляемый мост (рис.51) состоит из балки 12, поворотных кулаков с цапфами и шарнирно соединяющих их шкворней. На ее верхней полке обработаны две площадки с четырьмя отверстиями для установки рессор и стремянок. В концевых бобышках балки расточены цилиндрические (конические) отверстия под шкворни. Кулаки вильчатого типа с запрессованными в отверстия проушины под шкворень бронзовыми втулками. Обычно шкворни имеют цилиндрическую форму по всей длине или коническую форму на участке посадки в бобышки балки моста (МАЗ-6422, КрАЗ-250). Между балкой моста и поворотным кулаком установлен опорный подшипник скольжения, состоящий из двух (трех) шайб 14 и 13 (ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-53А) стальной и металлокерамической, или подшипник качения (КрАЗ-250, МАЗ-6422). Осевой зазор между кулаком и балкой регулируют прокладками 10. Цилиндрический шкворень 8 в бобышке балки закреплен неподвижно посредством клина 11. Конический шкворень в верхней части имеет резьбу и крепится гайкой.Ступица колеса установлена на цапфе поворотного кулака на двух конических роликовых подшипниках, отрегулированных на предварительный натяг гайкой 3, застопоренной замочным кольцом и контргайкой (грузовые автомобили) или гайкой со шплинтом (легковые автомобили). Подшипниковый узел имеет сальниковое уплотнение 9 и закрыт крышкой.
В управляемых ведущих мостах шкворень и карданный шарнир равных угловых скоростей должны иметь общую поворотную ось, поэтому шкворень выполнен разрезным, его верхняя и нижняя части приварены к шаровой опоре, а внутри нее расположен карданный шарнир. Поворотные кулаки установлены на конических роликовых подшипниках.
Для стабилизации управляемых колес шкворни (поворотные стойки колес независимой подвески) установлены с поперечным наклоном = 64-8° во внутрь, к продольной оси автомобиля с продольным наклоном = 0-г 3,5° вперед или назад. Значение углов наклона шкворней обусловлены соответствующей обработкой их отверстий в проушинах цапфы и балки неразрезного моста или конструкцией поворотной стойки и шарниров крепления к рычагам независимой подвески. Схождение колес устраняет разворачивание наклонно катящихся колес и поперечное их проскальзывание. Обычно схождение колес равно 2-10 мм.
Зависимая подвеска передних мостов. На грузовых автомобилях и автобусах применяют зависимые подвески, состоящие из двух
продольных симметричных полуэллиптических рессор и амортизаторов. Функции направляющего устройства выполняют балка моста, рессоры и кронштейны ее крепления. К балке моста рессора со стяжными хомутами крепится двумя стремянками, применяя подкладки и накладки рессоры. Рессора с кронштейнами соединена шарнирно передняя часть — с помощью накладного ушка рессоры пальца с масленкой 5 и стопорного болта. Задняя часть рессоры скользящая (с приклепанной накладкой) опирается на сухарь с пальцем в кронштейне.
Для предохранения стенок кронштейна от изнашивания в ней установлены вкладыши, которые закреплены стяжным болтом, проходящим через втулку. Накладное ушко закреплено на листе рессоры болтом и накладкой с двумя болтами (автомобиль КамАЭ-5320) или болтом и стремянкой (автомобили ЗИЛ-130, "Урал-4320, МАЗ-6422). В ушко установлена втулка, на некоторых автомобилях (ГАЗ-5ЭА, КрАЗ-260) концы рессор заделаны в кронштейны с помощью резиновых подушек и закрыты крышками. Амортизаторы с верхним и нижним кронштейнами установлены шарнирно на пальцах с резиновыми втулками. Для ограничения хода переднего моста вверх установлены буферы.

ГРМ

Рессорно-пневматическая подвеска
Она состоит обычно из двухсекционных резинокордных пневморессор и листовых полуэллиптических рессор. Упругость пневморессоры достигается путем наполнения ее внутренней полости сжатым воздухом из пневмосистемы автомобиля.
В пневмоподвеске установлен регулятор положения кузова, который обеспечивает постоянную высоту пневморессор путем автоматического поддерживания в них необходимого давления воздуха и тем самым поддерживает постоянными частоту колебаний кузова и расстояние кузова от полотна дороги при различных статических нагрузках автобуса.
Верхний фланец пневморессоры прикреплен к дополнительному баллону. Внутренняя полость дополнительного баллона и пневморессоры сообщаются между собой через воздушный демпфер, который совместно с гидравлическим амортизатором гасит колебания подвески и улучшает плавность хода автобуса.

Амортизаторы
Широкое распространение получили гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Их работа основана на принципе частичного поглощения энергии колебания подрессорных масс автомобиля, затрачиваемой на перекачивание жидкости из одной полости амортизатора в другую через систему клапанов при определенном сопротивлении.

Подвеска задних мостов
Промежуточный и задний мосты трехосных автомобилей (КамАЭ-5320, МАЗ-6422, КрАЗ-260) имеют балансирную подвеску. Ось балансира установлена в кронштейнах и вместе с ними прикреплена к раме. На концах оси расположены балансиры с запрессованными в них втулками из антифрикционного материала, упорным кольцом и сальниковым уплотнением. Балансир закреплен на оси с помощью упорной шайбы и гайки, застопоренной стяжным болтом. Снаружи балансирный узел закрыт крышкой, имеющий заливное отверстие для трансмиссионного масла, закрытое пробкой. Две продольные полуэллиптические рессоры с накладками и центровым болтом закреплены на балансире двумя стремянками с гайками. Концы коренных листов рессор свободно опираются на специальные опоры мостов 2. Для связи мостов с рамой, Передачи на нее толкающих усилий, восприятия тормозных и реактивных моментов на каждом мосту установлены реактивные штанги (по две нижних и одной верхней). Реактивные штанги соединены шарнирно с кронштейнами мостов, осью балансира и поперечины рамы с помощью шаровых пальцев, затянутых гайками. В наконечнике штанги шаровой палец установлен на двух сухарях, поджимаемых пружиной. Шарнир закрыт крышкой с масленкой и уплотнен сальником.
Независимая подвеска. Преимущественное распространение на легковых автомобилях получили бесшкворневые, рычажно-пружинные передние подвески с поперечным расположением рычагов и телескопическими амортизаторами. На поперечине шарнирно на осях с резиновыми втулками установлены два рычага (верхний и нижний) с регулировочными прокладками. На концах рычагов расположены шарниры, соединяющие рычаги с поворотной стойкой. Стойка непосредственно связана с цапфой колеса (шкворень отсутствует, поэтому подвеску называют бесшкворневой). Упругий элемент подвески - цилиндрическая пружина, установленная между поперечиной в гнезде и нижним рычагом. На рычагах закреплены резиновые буферы. Амортизатор соединен резинометаллическим пальцем с нижним рычагом, с кузовом он соединен через резиновые подушки 6. Для повышения
устойчивости автомобиля, уменьшения крена и поперечных колебаний кузова в подвеске используют стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа — штангу в виде буквы П.

Шины
Колеса состоят из обода, надетой на него пневматической шины, соединительного элемента и ступицы. Соединительным элементом может быть диск, приваренный или прикрепленный к ободу, а также специально обработанная спицевидная часть ступицы (звездочка).
Они подразделяются на камерные и бескамерные. Большее распространение получили камерные шины, состоящие из покрышки, камеры и ободной ленты. В бескамерных шинах взамен камеры к внутренней полости покрышки путем вулканизации присоединены воздухонепроницаемый каучуковый слой толщиной 2-3 мм. Воздух в камеру (шину) поступает через вентиль с золотником и клапаном, который закрывается колпачком-ключом.

Указания по выполнению сборочно-регулировочных операций
Детали крепления ответственных узлов подвески затягивают болтами и гайками стремянок, ушков рессору пальцев амортизаторов, кронштейнов подвески, пальцев реактивных штанг, подшипников ступиц и крепления колес. Усилие затяжку проверяют динамометрическим ключом.
Регулировка конических подшипников ступиц колес осуществляется при установке моста на домкрат. В зависимости от вида моста необходимо снять крышку ступицы, фланец полуоси или полуось, проверить наличие смазочного материала и при необходимости пополнить его в подшипниках и полости ступицы.
После регулировки подшипников проверяют легкость вращения ступицы в обе стороны и устанавливают на место ранее снятые детали (крышку, фланец, полуось и т. п.).
Демонтаж шины грузового автомобиля производится под руководством преподавателя в соответствии с руководством по эксплуатации данного автомобиля.