Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

АГВТ - Автомобили для борьбы с огнем

Современный АГВТ-100(131) на шасси ЗИЛ-131 харьковского производстваСреди бесконечного разнообразия пожарной техники, пожалуй, только автомобили газоводяного тушения являются приоритетом отечественной инженерной мысли. Ни одна страна мира не имеет на вооружении своих пожарных этой техники. Но обо всём по порядку.
Нужно отметить, что к идее создания такой машины ещё в начале 60-х годов прошлого столетия пришли специалисты подмосковного ЦНИИПО. Ими и были изготовлены первые образцы этой техники на шасси ЗиС-151 и МАЗ-200. Более детальное изучение эксплуатационных возможностей подобной техники и создание современных образцов машин велось независимо друг от друга техническими отрядами городов Новосибирска и Харькова.
По долгу службы пожарные выезжают на тушение пожаров в любой мороз. К каким только ухищрениям не прибегают они, чтобы избежать губительного действия холода. Утепляют одежду, прячут лица в шерстяные подкасники, оставляя только узкие прорези для глаз, надевают на насосы тёплые «рубашки», зарывают рукавные линии в снег, чтобы хоть на несколько минут продлить в них циркуляцию воды. Но сибирский мороз безжалостен, он сковывает людей, брезентовые костюмы покрываются ледяной коркой, выходит из строя техника, застывают источники воды. АГВТ-150(4320) на шасси Урал-4320 из Минска. Фото Д. ГладкогоГибкие рукавные линии, по которым надо непрерывно подавать воду в огонь, становятся хрупкими как стекло. Айсбергами застывают облитые водой механические пожарные лестницы. Промерзают центробежные и вакуумные насосы на пожарных машинах, стынет в цистернах вода, образуя ледяное крошево. Не удивительно, что поиски новосибирцев прежде всего были направлены на то, чтобы создать универсальное средство пожаротушения, способное эффективно действовать не только летом, но и зимой. Используя опыт ЦНИИПО, пожарные Новосибирска разработали и воплотили в жизнь оригинальную идею - использовать для борьбы с пожарами авиационные турбореактивные двигатели, отработавшие лётный моторесурс. Применение авиационных турбореактивных двигателей и создание на их базе мощных турбореактивных установок, способных образовывать огнетушащую струю, обладающую высокой кинетической энергией, явилось принципиально новым способом борьбы с огнем. Работа турбореактивных установок основана на использовании отработавших газов, образуемых при работе двигателей. Известно, что большинство веществ и материалов не горит при концентрации кислорода менее 14%, а продукты сгорания топливной смеси турбореактивного двигателя на выходе из сопла как раз и содержат не более 14% кислорода. Следовательно, отработавшие газы являются инертными и могут прекращать горение. Серийный АГВТ-150(375Н)-168 на шасси Урал-375Н. Фото О. ЧалковДобавление к отработавшим газам воды, распылённой до мелкодисперсного состояния, значительно повышает огнетушащую эффективность установок. В создание турбореактивных установок большой вклад внесли специалисты пожарной охраны Новосибирска А.П. Трапезников и В.Г. Болдин. Изготовление первых образцов турбореактивных установок и их испытание осуществлялось под руководством Г.П. Тесленко, в то время начальника управления пожарной охраны УВД Новосибирской области. Но у каждого технического изобретения всегда есть не только сторонники, но и противники.
Так было и на этот раз. Нашлись люди, которые утверждали, что такой способ пожаротушения не применим на практике и даже опасен. Г.П. Тесленко организует проведение в общей сложности более 140 опытов по тушению пожаров с помощью турбореактивных установок в различных зданиях и сооружениях, в том числе подвалах, производственных цехах, складах, в помещениях со сложной планировкой. Установки прошли испытания по тушению пожаров штабелей круглого леса и резервуаров с нефтепродуктами.
ПСУГВТ-200 В процессе экспериментов отрабатывалась конструкция установок, выявлялись их тактические возможности, определялась область применения. Выяснилось, что использование этих установок не всегда эффективно. Так, в помещениях большого объёма при наличии притока воздуха через открытые окна и двери содержание кислорода в зоне снижается незначительно, даже при форсированном режиме работы установок. В то же время с помощью этих установок был успешно потушен ряд довольно сложных пожаров в условиях сибирской зимы.
На первом этапе в Новосибирске были смонтированы турбореактивные установки пожаротушения двух модификаций - ВК-1А на шасси ЗиЛ-157К и ВК-1Ф (с форсажной камерой) на шасси ЗиЛ-131.
Струя газа, истекающая из сопла со скоростью 556 м/с, содержит при номинальном числе оборотов двигателя 47 кг отработавших газов. В газовую струю под давлением дополнительно вводится распылённая вода - не менее 60 л/с. Распылённая вода, введенная в горящий газовый поток, снижает его температуру и в значительной мере повышает эффективность работы установок. Таким образом, огнетушащая струя выбрасывает в секунду 100 кг инертной охлаждаемой массы, способной подавить пожар в считанные минуты. В 1965-1966 гг. турбореактивные установки проходили опытную проверку на эффективность тушения пожаров на газонефтяных скважинах в Азербайджане и Тюменской области. На пожарном полигоне близ Баку впервые в мировой практике в 1965 г. была опробована турбореактивная установка для борьбы с пожаром газового фонтана мощностью около 3 млн. кубометров в сутки. Установка успешно выдержала испытание. Специалисты Баку технически обосновали возможность использования турбореактивных установок для борьбы с пожарами газонефтяных фонтанов.
АГВТ-150(43114) из Торжка Немало было сделано и харьковскими пожарными для создании автомобиля газоводяного тушения. Харьковский автомобиль АГВТ-100 был построен в 1967 г. на шасси ЗиЛ-157. Большое участие в его разработке принимал Иван Ильич Семёнов, который до сих пор трудится в пожарной части № 10 г. Харькова.
Упорная работа пожарных открыла широкий путь к практическому использованию турбореактивных установок для борьбы с пожарами. На первом этапе в Харькове была смонтирована турбореактивная установка пожаротушения с двигателем ВК-1А от самолета МИГ-17 на шасси ЗиЛ-157. Помимо работы на шасси автомобиля, двигатель должен быть подвижным: вращаться на платформе вокруг своей оси, а также подниматься и опускаться. Изготовленный автомобиль получился довольно выносливым. Впоследствии машина не раз привлекалась к тушению огня как на Украине, так и за её пределами.
В конце 1970-х гг. И.И. Семёнова пригласили на торжокский завод для оказания консультативной помощи при создании серийных образцов автомобилей АГВТ. Используя все свои знания, он стал одним из ведущих специалистов этого проекта. Под его пристальным вниманием создавался автомобиль АГВТ-100(131)-141. Всего в начале 1980-х гг. в Торжке было построено 10 таких автомобилей. Другой серийный автомобиль АГВТ-150(375Н)-168 разрабатывался на торжокском заводе с участием специалистов из Новосибирска. Таких автомобилей было сделано всего несколько штук.
Военный прототип АГВТ – ТМС-65. Продолжая рассказ о АГВТ-100 харьковского варианта нужно отметить, что в 1989 г. он подвергся модернизации. В результате было использовано более современное шасси. Полно-приводной базовый автомобиль ЗиЛ-131 оснастили баком на 1700 л авиационного топлива. Для защиты автомобиля от высоких температур вдоль всего кузова установили оросительные системы. Работой реактивного двигателя теперь стали управлять с пульта дистанционного управления, который выносился на 25м.
В 1991 г. автомобиль участвовал в тушении пожара на нефтяных скважинах в Кувейте, где по сравнению с зарубежными образцами техники зарекомендовал себя как неприхотливый и очень выносливый. За него предлагали около 1млн. долл., но автомобиль вернули на родину.
Подобная техника в 80-х гг. прошлого века создавалась и рядом других пожарных мастерских крупных городов. Так, например, в Минске, используя военную дегазационную машину ТМС-65, был создан автомобиль АГВТ-100, базирующийся на шасси Урал-4320.
На Украине в ОКБ № 8 на шасси вездехода КрАЗ-255В1 был создан АГВТ-200, который нёс трудовую вахту на черниговских нефтяных месторождениях. На автомобиль устанавливались два турбореактивных двигателя производительностью 100 л/с каждый. Создание этого автомобиля явилось своего рода соперничеством с российскими производителями. Украинцы смогли доказать, что им под силу управлять двумя двигателями сразу и тем самым вести борьбу с огнем в более жестких условиях.
АГВТ-200(255Б1) на шасси КрАЗ-255Б1 Интерес к такой технике вновь возник у предприятий в 2000 г., когда торжокская «Пож-техника» предложила автомобиль АГВТ-150 на шасси КамАЗ-43114. На машину установлен турбореактивный двигатель с производительностью газоводяной смеси 150 л/с. Для образования такой смеси ежесекундно подаётся через специальные форсунки 90 л воды. На автомобиле установлена цистерна для авиационного топлива ёмкостью 2500 л. По желанию заказчика предприятие может изготавливать подобные установки и на шасси Урал-5557.
Год спустя прилукским заводом «Пожмашина» была изготовлена передвижная самоходная установка газоводяного тушения " ПСУГВТ-200 на армейской транспортной, гусеничной машине. На шасси этой установку смонтированы два турбореактивных двигателя производительностью по 100 л/с каждый. Применение гусеничного шасси позволило использовать эту машину даже в болотистой труднодоступной местности.
Приятным сюрпризом для коллекционеров является то, что мастерская «ВФ-Студио» из Киева, предлагает модели пожарных автомобилей АГВТ, которые, несомненно, станут изюминкой любой коллекции.