Дело всей жизни
Каждый
из нас, прежде чем стать коллекционером проходит свой путь от любителя
до профессионала. Кто-то собирает исключительно заводские модели, а
кому-то наоборот заводские модели напоминают детские игрушки и поэтому
вся коллекция состоит исключительно из моделей собранных своими руками
в течении долгого времени.
Мне хочется познакомить вас с человеком, который всю свою сознательную
жизнь посвятил коллекционированию. В г. Иваново живет Донат
Владимирович Гришин, который и рассказал о своём увлечении.
- Донат Владимирович, с какого момента вы почувствовали себя коллекционером?
- С самых малых лет во мне била струя коллекционирования. Маленьким
мальчиком собирал красивые камешки, но отсутствие помощи взрослых не
позволило их систематизировать. Став повзрослей в каком-то детском
журнале увидел чертежи 2-осного мотовоза и платформы, масштаб которого
был около 1:35. На втором этаже сарая удалось разложить примитивный
фанерный путь. Потом появилась книга Гальперштейна и Хлебникова
«Наш гараж» в которой были приведены довольно приличные
чертежи многих автомобилей того времени в масштабе, очень близком к
1:43: ГАЗ-51, ЗИС-150, ЗИС-151, Москвич-401, Москвич-420, ГАЗ-М20
«Победа», ЗИМ, ЗИС-110. Конечно, по сегодняшнему времени
это был примитив, но тогда этому завидовали все друзья по двору. Эта
коллекция прожила почти до 70-х годов прошлого века, но не у меня, а у
соседского мальчишки по старой квартире. В начале 1960-х гг. появились
бумажные склейки -ТУ-104, МИ-1, АМО-Ф-15, танки Великой Отечественной
войны. И вот в 1970 г. я увидел сделанный в масштабе 1:87
вагон-ресторан «Шихт» с отвисшей «челюстью». С
благоговейным трепетом я весь его осмотрел, поражённый доскональностью
исполнения, но хозяин модели не смог меня ничем просветить. Эта модель
навсегда осталась в моей памяти.
- Донат Владимирович, как и когда появилась в вашей коллекции первая модель?
- В 1975 г. будучи длительное время в Москве, я, наконец, увидел в
продаже модели, и с тех пор понеслось. Вся моя жизнь была с того
момента подчинена коллекционированию железнодорожных моделей НО (1:87).
Как и у большинства коллекционеров было желание сделать макетище, потом
макет, потом макетик. Остановился на диораме в книжных шкафах и 4-х
полках, где разместились станции и рельсовые пути. В конце 80-х начале
90-х годов прошлого века поступление железнодорожных моделей резко
сократилось, а что появлялось - стало не по карману. Но свято место
пусто не бывает и мой взгляд упал на строительную и специальную
технику, грузовики и автобусы в масштабах 1:43 и 1:50. В итоге в
настоящее время автомобили начинают перевешивать железную дорогу. И
если модели железнодорожных вагонов лишь немного отличаются друг от
друга, (хотя совершенно разные вагоны конечно есть в немалом
количестве), то модели автомобилей отличия имеют более существенные.
Сейчас я поставил перед собой задачу - собрать все отечественные
автомобили, ведь это модели произведений технического и исторического
искусства человека, тем более «живьём» увидеть автомобиль
20-30летней давности почти не возможно. Из заводских моделей первыми у
меня появились самосвал КамАЗ-5511 и первый серийный грузовик АМО-Ф-15.
-А какие модели вам наиболее дороги?
- Наиболее дороги мне модели автомобилей ГАЗ-51 (помню как папа брал
меня в поездки по ближайшим райцентрам), ГАЗ-М20 «Победа»
(папин шофёр давал мне на ней «порулить»), ГАЗ-АА (на нём я
учился в 1960 г. водить автомобиль), на МАЗ-200 гонял по заводу
автокранов (в коллекции пока нет), а на ЗИЛ-157 радиостанции два года
просидел на радио-дежурстве, когда был в армии.
- Не мешает ли ваше увлечение работе?
- Работаю старшим инженером входного контроля в
«Медтехнике» и моя работа в какой-то степени мне помогает.
Как ни странно но так получилось, что в нашем городе я стал центром
притяжения всех коллекционеров автомобильной и железнодорожной техники.
Коллеги приходят ко мне на работу, где мы обсуждаем последние новости.
На работе находятся и три объёмных ящика с моделями - часть моей
коллекции. Основная же её часть находится дома - 4 полки в книжном
шкафу, стеклянная витрина и 12 книжных полок. Ещё 24 полки в студии
«Экспресс».
- Какие модели автомобилей вы считаете наиболее удачными?
- Из заводских моделей наиболее удачные грузовики, изготовленные в г.
Казани на заводе «Элекон» и в Санкт-Петербурге на
«ЛОМО-АВМ». Особо хочется выделить модели В. Дмитриева и А.
Губских.
- Есть ли у вас коллеги по увлечению и как они вам помогают в вашем хобби?
- В середине 90-х годов прошлого века познакомился с Александром
Тюриным -музыкантом, художником, железнодорожным моделистом Н0 (1:87).
Его руками, молодостью, художественным умением, увлечённостью было
создано несколько макетов, которые к моему большому недовольству были
им проданы, но дали жизнь другим более серьёзным макетам, один из
которых находится у него дома, а другой в студии
«Экспресс». Моё участие свелось к спонсорству и
консультациям. На самостоятельное изготовление моделей у меня не
хватает ни времени, ни сил, да к тому же почти все родственники
относятся к моему хобби отрицательно. Наибольшую помощь в
коллекционирование железнодорожной техники я получил в своё время от
Виктора Хомякова из Москвы и Виктора Феофилатьева из Санкт-Петербурга,
а среди коллекционеров автомобилей - от А.Ф. Тюрина, Е.Ф. Филипова.
- С кем из производителей вы поддерживаете отношения для пополнения своей коллекции?
- Со многими российскими производителями мелких серий, кроме любителей
из Тулы и Шуи, что в 30 км от Иванова. В настоящее время получаю модели
из Омска, Миасса, Смоленска, Санкт-Петербурга, Краснодара, Риги, Москвы
и др. городов. Хотелось бы наладить контакты с украинскими моделистами.
В прежние времена я каждое лето посещал Санкт-Петербург, а в остальное
время каждые два месяца вместе с коллегами - московский клуб. Теперь
это стало слишком дорого да и ленив стал.
- Сколько моделей автомобилей в вашей коллекции?
- Сколько моделей в моей коллекции сказать не могу, но около 500 шт., а
может и больше, т.к. большинство не выставлено. За всё время мне
удалось собрать практически все модели автомобилей ГАЗ, ЗиС-ЗиЛ, КамАЗ
и «Урал». У меня две дочери, внук и внучка, но
последователей в семье не нашлось. Скорее всего свою коллекцию буду
пристраивать в какой-нибудь музей. В Иваново немногим более
500 000 жителей, но истинных коллекционеров очень и очень немного.
- В советское время в вашем городе наверняка был клуб коллекционеров, а что теперь с ним стало?
- В то время все коллекционеры собирались по воскресеньям с 10 утра в
ДК «Железнодорожник», но из-за высокой арендной платы всё
распалось. Моделей в городе найти можно множество, но новинки
заводского производства или же самодельные модели от небольших фирм
-только у меня. В связи с этим я пытаюсь организовать персональную
тематическую выставку в ЦУМе. Отдел игрушек там периодически устраивает
такие мероприятия. В городе по линии ДОСААФ есть и авиамодельная и
судомодельная лаборатории, но они не торопятся идти на контакты с
другими направлениями моделизма, хотя мне интересны все виды
моделирования. В нашем городе найдется не много таких увлеченных людей,
но мне всё же хочется отметить моделистов Е.Ф. Филипова и Ю.Г. Ногтева,
которые занимаются конверсиями в 43 масштабе.
В заключение этого небольшого диалога Данат Владимирович попросил
опубликовать его адрес. Может быть найдутся в нашей стране ещё
единомышленники, которые помогут ему в пополнении коллекции. Он так же
просит откликнуться и производителей масштабных моделей. Письма
направляйте по адресу: 153040, Иваново, а/я 1349, Гришину Донату
Владимировичу.