«Полуторки» с красным крестом
Уже
на заре своего развития автомобиль приобрёл множество профессий. Одной
из самых нужных и важных во все времена считалась служба оказания
экстренной медицинской помощи. На протяжении почти тридцати лет в нашей
стране эту ответственную работу выполняли в основном небольшие юркие
автомобильчики на базе знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА.
В 1920-х гг. все санитарные автомобили в СССР можно было, образно
говоря, пересчитать по пальцам, и основную их массу составляли машины
иностранного производства, закупленные за валюту. Первые робкие попытки
делать отечественные санитарные машины не имели особого успеха.
Медицинский вариант АМО-Ф15 (а таких машин в 1927 г. изготовили около
двух десятков) получился узким, тесным и весьма жёстким, так как
конструкция базовой модели, к тому времени уже порядком устаревшая,
слабо отвечала требованиям перевозки больных. Из импортных же
«карет скорой помощи», как их называли в то время,
наибольшее распространение получили медицинские автомобили Мегседез,
обладавшие неплохой для тех лет динамикой и плавностью хода. Кое-где
пытались сооружать самодельные санитарные кузова на импортных шасси, но
это были лишь единичные экземпляры.
Только к началу 1930-х гг., когда с конвейера Нижегородского автозавода
стали сходить первые полуторатонные Р о г д ' ы под маркой НАЗ-АА,
появилась возможность как-то приблизиться
к зарубежным аналогам санитарных автомобилей. «Первой
ласточкой» в этом направлении стала разработка московской
автобазы скорой помощи (МАСП), осуществлённая по инициативе директора
предприятия. Грузовик Рогд-АА нижегородской сборки был оборудован
силами мастерских «по образу и подобию» всё того же
Мегседеза. Одно-объёмный кузов прямоугольной формы, выполненный заодно
с кабиной водителя, предназначался для транспортировки семи человек в
положении сидя. Сам санитарный отсек имел квадратное сечение (ширина и
высота - по 1,3 м, внутренняя длина -2,21 м). Коренному изменению
подверглась подвеска автомобиля: задние рессоры заводского образца
заменили удлинёнными 1180-миллиметровыми, изменив количество и набор
листов. Крепление их к раме было перенесено на 280 мм вперёд. Передняя
рессора так же была удлинена (780 мм) и претерпела изменения. В
дополнение ко всему этому и на переднем, и на заднем мостах установили
гидравлические амортизаторы типа «Бьюик».
Автомобиль имел крышу из водонепроницаемого брезента и два сигнала -
электрический и сирену, работавшую от выхлопных газов. Над козырьком
ветрового стекла установили третью фару с матовым стеклом и красным
крестом. Задние колёса, как и у первых Рогд'ов и НАЗов, были
односкатными.
Во время испытания автомобиля с полной нагрузкой его скорость достигла
72 км/ч, и, как писал тогда журнал «За рулем», -
«несмотря на скверную дорогу машина шла плавно». Появление
этой новинки было названо тогда «достижением, освобождающим... от
импортной машины Мегседез и дающим основу для расширения [медицинской]
автобазы».
Вслед за этим, как сказали бы сейчас, опытным образцом, санитарные
автомобили такого типа стали производить и в Москве, и в Нижнем
Новгороде, с сентября 1932 года переименованном в Горький. Там их
собирал филиал ГАЗа, бывший завод «Гудок Октября».
«Исходным материалом» для московских
«санитарок» служили шасси ГАЗ-АА сборки столичного завода
имени КИМ. Впоследствии машинам такого типа был дан индекс СП-32 -
«Скорая помощь» образца 1932 г.», равно как и
аналогичным «санитаркам» меньшей вместимости на базе
легкового ГАЗ-А.
Данная статья, конечно же, не претендует на истину в последней
инстанции, тем более, что сохранившиеся сведения очень скудны и
фрагментарны, однако, необходимо всё же подчеркнуть, что первую
отечественную СП-32 создали именно в Москве на автобазе «скорой
помощи», а не в Нижнем Новгороде, как ошибочно указано в статье
О. Курихина «Фронтовая «неотложка», опубликованной в
журнале «Техника - молодежи» (№ 6 за 2000 год).
Спустя полтора-два года появился вариант СП-34, предназначенный, в
основном, для медицинских частей РККА и помещавший, не считая санитара
и водителя, четырёх человек на носилках, либо восемь - на мягких
пружинных сиденьях. Габариты салона увеличились по длине и высоте.
Усовершенствовались приспособления для размещения носилок. Направляющие
трубы их верхнего яруса имели небольшой наклон к корме машины, что
облегчало погрузку и выгрузку лежачих раненых и больных.
Чтобы ещё более улучшить плавность хода СП-34 с задними двухскатными
колёсами (всё же использовать машину предполагалось и на пересеченной
местности), решили использовать балласт: на полу у боковых стенок
кузова установили ящики, заполненные щебнем. С этой дополнительной
нагрузкой (вся снаряженная масса составляла около 2500 кг) рессоры
работали мягче. Вентиляция осуществлялась при помощи люка в передней
части потолка и дефлектора. Салон отапливался выхлопными газами,
курсировавшими в специальных трубах, расположенных на полу. Скорость
автомобиля составляла 55 км/ч. Интересно, что в «комплект»
СП-34 входил ещё и одноосный прицеп (наподобие полевой кухни) с
облегчёнными рессорами. В нём также имелось четверо носилок,
располагавшихся в шахматном порядке: одни находились в центре вверху,
двое - по бокам в средней части, а ещё одни - в центре внизу.
И всё же, если вопрос с санитарным кузовом на шасси ГАЗ-А разрешился
довольно легко и быстро, то ни СП-32, ни СП-34 не могли считаться
вполне законченными вариантами более солидного медицинского автомобиля.
Поэтому на Горьковском автозаводе в конструкторско-экспериментальном
бюро под руководством Ю. Сорочкина продолжались работы по улучшению
санитарной «полуторки», над кузовом которой создателям
пришлось порядком потрудиться.
Радикально увеличивать или менять что-то в нём было, в прямом смысле,
«больше некуда», ведь конструктора были ограничены в этом
направлении базой ГАЗ-АА (3340 мм) и размерами передка его кабины, что
весьма затрудняло получение красивых внешних форм. В конце концов,
уровень крыши решили не поднимать, но для удобства обслуживающего
персонала в средней части крыши соорудили надстройку, своеобразную
вторую крышу с небольшими дополнительными окошками (такие двойные крыши
были в ходу в 1930-1940-х гг. на автомобилях-библиотеках и некоторых
других специальных машинах). Фонарь с красным крестом на крышу уже не
устанавливали. Запасные колёса переместили с подножек у капота машины
на борта кузова ближе к задним колёсам, которые в этой модели всё же
оставили односкатными (всё это, видимо, для лучшей развесовки и
амортизации). Заднюю часть салона удлинили и понизили в ней уровень
пола. В таком виде горьковская «карета скорой помощи»
образца 1935 г. стала гораздо более удобной, и только внешне на тот
момент выглядела уже не вполне современно, однако пренебречь
унификацией ради коренной модернизации машины Горьковский автозавод в
то время не мог.
Но то, что не получилось сделать в Горьком, в Москве все-таки сумели
воплотить. К 1 мая 1936 г. те же самые мастерские автобазы скорой
помощи выпустили экспериментальный экземпляр санитарного автомобиля с
современным для тех лет кузовом обтекаемой формы. Кроме колёс, ступицы
которых снабдили декоративными колпаками, машина внешне уже ничем не
напоминала «полуторку». Плавные, скруглённые очертания
кузова, подобные пропорциям шикарного легкового ЗИС-101, наклонные
облицовка радиатора и ветровое стекло, хромированный бампер, закрытые
обтекаемые крылья - все эти новшества не могли не восхищать всех, кто
видел тогда эту санитарную машину. На этом образце (условно названном
СП-36) была увеличена ширина салона и улучшено внутреннее оборудование.
Мягкие сиденья не только для больных, но и для персонала; верхние
носилки, поднимавшиеся до потолка давали возможность как можно лучше
расположить большее количество больных. Сзади, вместо стандартных
кантилеверных рессор «полуторки», установили 1900-мм
полуэллиптические; более того, единственная передняя поперечная рессора
также была заменена двумя продольными полуэллиптическими, для чего к
раме спереди приделали «клыки». И, конечно же, в дополнение
к ним везде установили амортизаторы. СП-36 оборудовалась также
сигналом-сиреной, пневматическим сигналом и прожектором для освещения
места выезда, располагавшимся сбоку от ветрового стекла. 5,5-метровая
2,4-тонная машина с семью больными, санитаром и водителем развивала
скорость порядка 70 км/ч. 3 июня 1936 г. эту новаторскую
«санитарку» передали на Центральную станцию скорой помощи
института имени Склифосовского, где она и эксплуатировалась в течение
нескольких лет. Но, как не делает весны одна ласточка, так не сделала
погоды в области отечественных медицинских автомобилей и эта разработка
МАСП, изготовленная в единственном экземпляре. Производственных
мощностей для развёртывания выпуска подобных машин в те годы в СССР
просто не было. А Горьковский автозавод меж тем продолжал
совершенствовать свой санитарный вариант, максимально унифицированный с
базовой моделью, которой к 1938 г. стал слегка модернизированный ГАЗ-ММ
с более мощным 50-сильным двигателем.
Санитарный автомобиль образца 1938 г. известный под индексом ГАЗ-55
(или М-55) обрёл самые стилистически законченные и в то же время строго
функциональные очертания. Было решено отказаться от не оправдавшей
себя, довольно трудоёмкой в производстве двойной крыши. Так же отдали
предпочтение двухскатным задним колёсам с крыльями, хотя и
штампованными, но более простыми по форме. «Пятьдесят
пятый», имевший длину 5425 мм и высоту 2340 мм, был рассчитан на
перевозку четырёх лежачих и двух сидячих больных (раненых), или - двух
и пятерых соответственно, либо восьми сидячих. Подвеска 2,37тонного
автомобиля имела облегчённую переднюю подвеску и специально
подобранные, облегчённые и удлинённые задние рессоры. Машина была
укомплектована шестью отечественными масляными амортизаторами от
легкового автомобиля ГАЗ-М1 (четыре на задней и два на передней оси).
Внутреннее оборудование самой массовой «санитарки» состояло
из четырёх направляющих труб и стольких же скользящих
кареток-амортизаторов для носилок. Мягкие сиденья с пружинами были
сделаны откидными и крепились к стенкам на шарнирах. Два трёхместных
располагались по бо-ГАЗ-55. Вид на заднюю часть кузова, а два
одноместных - у передней перегородки. Полужёсткие спинки боковых
сидений служили одновременно и ограждением для окон.
Носилки с ранеными загружались через заднюю двухстворчатую дверь
санитарами, находившимися снаружи, без захода их внутрь кузова. В
салоне носилки крепились головными концами на каретки, а ножными -
сверху подвешивались на ремнях к потолку, а снизу ставились на пол.
Имелись вентиляционные люки и отопительный калорифер (на некоторых
партиях - двойной), функционировавший от выхлопных газов двигателя. В
отзывах военных отмечалось, что благодаря малым габаритам кузова и
хорошей проходимости ГАЗ-55 с успехом может применяться на передовых
участках автотранспортной эвакуации. Тем более что его максимальная
скорость была больше, чем у базового грузовика и составляла 70-73 км/ч.
И действительно, узкий, компактный кузов ГАЗ-55 оказался весьма удобен
для езды по глухим и извилистым лесным дорогам. Мягкая,
сбалансированная подвеска делала путь даже по откровенным ухабам не
столь тряским и болезненным.
К 1942 г. из-за острой нехватки сырья и материалов, конструкцию ГАЗ-55,
как и всех выпускавшихся в то время моделей, значительно упростили
применительно к военным условиям. Внешне это выразилось в угловатых
передних крыльях, которые не штамповали, а гнули; таких же упрощённых
задних; отсутствии одной фары и многих других второстепенных деталей.
ГАЗ-55 являлся самым распространённым санитарным автомобилем Великой
Отечественной, но далеко не единственным. Кроме санитарных легковых и
автобусов ЗИС, наскоро переделанных грузовиков, трофейных и импортных
«санитарок» попадались иной раз на фронтовых дорогах и
трёхосные «неотложки» Горьковского автозавода. Если штабные
трёхосные автобусы на базе ГАЗ-ААА с салоном, аналогичным кузову
автобуса ГАЗ-03-30, имели индекс ГАЗ-05-193, то аналогичные им машины с
машины красным крестом на борту не имели никакого обозначения. Но всё
же они существовали, и доказательством этого может служить кинофильм
«Небесный тихоход», снятый в 1945 г. В начальных его кадрах
появляется весьма интересная «санитарка» на шасси трёхосной
«полуторки» с кузовом, несколько отличавшимся от
ГАЗ-05-193. Однако, по сравнению с количеством ГАЗ-55, которых за
восемь лет успели собрать около 9130 экземпляров, остальные типы
медицинских машин являлись, образно говоря, каплей в море. Даже после
разрушительной бомбежки Горьковского автозавода в 1943 г. выпуск
«полстапятых» был возобновлён, и окончательно его свёрнули
уже после войны в 1945 г. (по официальным данным). Хиджама в москве цена www.medkompas.ru.
Действительно, в Горьком их больше не производили, но кое-где на
периферии некоторое количество «полуторок» ещё
переоборудовали в некое подобие ГАЗ-55. Ну кто же не помнит знаменитую
фразу Эдика из «Кавказской пленницы»: «Будь проклят
тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..»? Так вот
«пылесос» этот, строго говоря, не являлся ГАЗ-55, так как
обычная кабина «полуторки» была совмещена в нём с
самодельным санитарным салоном типа более позднего ПАЗ-653. Прибавим к
этому и «не родные» мосты: передний заимствован от
Рогд-С8Т, а задний - от ГАЗ-51. Однако, для 1965 г., когда снимали
«Пленницу», и эта «переделка» с довоенными
штампованными крыльями была явным раритетом. Кстати, эта неказистая
«старушка», некоторое время, будучи видимо собственностью
«Мосфильма», участвовала и в других кинофильмах (например -
в военном «Весна на Одере»).
В послевоенные годы немалое количество ГАЗ-55 продолжало нести свою
службу. Кое-где в ходу были даже довоенные экземпляры. Однако
постепенно все они ветшали, приходили в негодность, заменяясь теми же
ПАЗ-653, а чаще - микроавтобусами и легковыми автомобилями с красным
крестом. К 1970 годам их, практически, уже не осталось. Автомобильного
музея в стране не существовало (хотя вопрос о нём время от времени
поднимался) и ни одно учреждение или организация не удосужились сберечь
хотя бы один экземпляр ГАЗ-55. Лишь на киностудиях, где имелись
средства на приобретение старой техники (благо, тогда снималось
множество фильмов о войне), коротали свой век последние из фронтовых
«санитарок». Их можно видеть в кадрах фильмов:
«Повесть о настоящем человеке», «Мир
входящему», «Блокада» и других. Как с горечью писал о
ГАЗ-55 в 1982 г. Евгений Прочко: «...сейчас мы знаем лишь о
нескольких из них, изрядно побитых во время киносъёмок». Но его
призыв: «Ещё не поздно сохранить!» так и не был никем
услышан. Прошло ещё два с лишним десятка лет и, как результат нашей
безалаберности и равнодушия, санитарный ГАЗ-55 полностью ушёл в
небытие, став очередной легендой. Очень жаль, но сейчас эти машины
можно встретить только в кадрах старой кинохроники, да на ветхих
пожелтевших фотографиях.