Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Музей транспорта

Музей транспортаФормирование музейного собрания по проблемному направлению «Транспорт» началось в 1934 г., когда в музее впервые появился автомобильный кабинет, и определились основные направления транспортной тематики - автомобиль, мотоцикл, велосипед.
В настоящий момент основу собрания по данному проблемному направлению составляет ряд коллекций:
Коллекция автомобилей Политехнического музея, позволяющая представить историю отечественного автомобилестроения с конца XIX в. до 80-х гг. XX в., насчитывает около 70 автомобилей. Ранний, изобретательский период, в истории автомобилестроения представлен 9 образцами. Прежде всего, немецкий «Штевер», построенный в 1899 г. Это первая модель «Фабрики автомобилей братьев Эмиля и Бернгарда Штевер» в Штеттине и единственный сохранившийся до наших дней экземпляр. На Берлинской автомобильной выставке 1899 г. он была отмечена серебряной медалью. Из интересных особенностей автомобиля надо отметить переключение трёхступенчатой коробки передач рычагом, расположенным на рулевой колонке и распылительный карбюратор.
Музей транспорта Французский «Де Дион-Бутон» - маленький четырёхместный экипаж, где пассажиры размещались необычно - сидя друг против друга. Эта модель вуатюрьетки (так во Франции называли автомобили особо малого класса) пользовалась широкой популярностью во всех странах мира. Она являлась примером ранних попыток создания очень лёгкого и доступного по цене автомобиля. Завод «Де Дион-Бутон», возникший в 1893 г., выпускал паровые автомобили, трициклы, а позже легковые и грузовые автомобили, в 1932 г. прекратил свое существование.
Настоящая жемчужина этого раздела коллекции - легковой автомобиль «Руссо-Балт» модели К12/20 1911 г. В 1910-1914 гг. автомобили «Руссо-Балт» различных моделей участвовали в 5 выставках, в том числе в двух международных автомобильных салонах, и были отмечены пятью золотыми медалями. Это единственный сохранившийся в мире подлинный автомобиль, выпускавшийся на Русско-Балтийском вагонном заводе. Памятник и доказательство существования в дореволюционной России настоящей автомобильной промышленности или хотя бы серьезного автомобильного производства.
Музей транспорта Зарождение автомобильной промышленности в Советской России проиллюстрировано достаточно полно и разносторонне. Первый советский автомобиль - полуторатонный грузовой АМО-Ф15 - начал производиться заводом АМО (ныне АО «АМО-ЗИЛ») с конца 1924 г. Из 6,5 тысяч машин разного назначения сохранились три и одна - в коллекции музея. Это пожарный вариант АМО-Ф15, построенный Миусским заводом пожарных автомобилей в Москве в 1928 г. (в 1982 г. завод был ликвидирован).
Становление массового производства в Советской России представлено легковым ГАЗ-А и грузовым ГАЗ-АА, известным как «полуторка». Они начали сходить с конвейера Горьковского автомобильного завода в 1932 г. Легендарная «эмка» (ГАЗ-М1), знаменитая «Победа» - одна из лучших в мире машин среднего класса - достойно представляют автомобилестроение соответствующего периода.
Автомобили для народа - малолитражные автомобили, предназначенные для продажи населению, представлены в экспозиции первым советским легковым автомобилем НАМИ-1 и предшественниками «Москвича» - КИМ-10-50 и КИМ-10-52.
Военный период представлен «трёхтонкой» ЗИС-5В, изготовленной ещё осенью 1941 г., накануне эвакуации завода.
Музей транспорта Лёгкий вездеход ГАЗ-67Б и документы архива известного конструктора Виталия Андреевича Грачёва открывают отдельную страницу истории отечественного автомобилестроения - создание автомобилей высокой проходимости со всеми ведущими колёсами, организацию целой школы и специального конструкторского бюро, которое Грачёв возглавлял до конца своих дней.
Ну и конечно автоспорт, неизменный спутник автомобиля на протяжении всей истории его развития, начиная с первых автомобильных гонок Париж-Руан, прошедших в 1894 г. В экспозиции Политехнического музея представлены абсолютные победители Кубка дружбы по шоссейно-кольцевым гонкам (начало 80-х гг. XX в.) - гоночная Эстония-21 Тоомаса Напы и ВАЗ-21013 Алексея Григорьева.
Со всеми этими моделями можно познакомиться в экспозиции Политехнического музея, посвященной Истории автомобиля.
Коллекция мотоциклов и мотороллеров 1899-1979 гг.
Коллекция мотоциклов Политехнического музея самая крупная и представительная среди музеев нашей страны. Она располагает как отечественными, так и зарубежными образцами, насчитывает более 100 мотоциклов и представительно охватывает историю мотоциклостроения в России и СССР от конца XIX в. до 80-х гг. XX в. Все подлинники - базовые, этапные модели отечественной техники. Некоторые мотоциклы поступили в музей с выставок, через ВДНX иди с предприятий. Многие советские мотоциклы предвоенных лет доставили из ВНИИ Мотопрома (г. Серпухов), где их предварительно отреставрировали.
Музей транспорта Небольшая и наиболее интересная часть коллекции состоит из мотоциклов, выпущенных до 1918 г. Это мотоциклы как российского, так и иностранного производства. Самым старым и наиболее важным среди них является моторный трицикл немецкой фирмы Сиде11 с двигателем «Де Дион-Бутон» 1899 г. Это первое в мире транспортное средство с быстроходным двигателем и механическим прерывателем в батарейной системе зажигания. Фирма Сиде11 выпускала эти машины в 1897-1899 гг. без изменений в ходовой и экипажных частях. На Первой международной автомобильной выставке в Берлине в 1899 г. фирма получила Большую золотую медаль за качество изготовления своих трициклов. Экспонат этой выставки был куплен в гараж Николая II. Именно этот трицикл и хранится в Политехническом музее.
В конце 1970-х гг. научные сотрудники автомобильного отдела начали тщательное изучение коллекции. Один из хранившихся в музее мотоциклов начала XX в. ошибочно считался бельгийским, фирмы 8аго1еа. В дальнейшем было доказано, что это машина марки «Россия» и она на самом деле была изготовлена в 1903 г. рижской велосипедной фабрикой А.А. Лейтнера. Уникальный экземпляр был отреставрирован силами музея.
Также в собрании музея имеются и другие мотоциклы раннего периода: МоШ-Кеуе-Эих (Россия, 1908 г.) - самостоятельно разработанная отечественная модель с велосипедной рамой, ременной передачей и двухцилиндровым двигателем без коробки передач; РЫ (Бельгия, 1913 г.) - первый в мире мотоцикл с 4-цилиндровым двигателем и карданной передачей; НитЬег (Великобритания, 1914 г.) - первый в мире мотоцикл с 2-цилиндровым оппозитным двигателем водяного охлаждения; 1пд1ап (США, 1915 г.) - один из первых в мире мотоциклов с рессорной подвеской задних колёс.
Основная часть коллекции мотоциклов - машины отечественного производства 30-80-х гг. XX в. Это и первый советский серийный мотоцикл Л-300 «Промет» (1930 г.) с двухтактным одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, а также машины тяжёлого класса ПМЗ-А-750 (1937 г.) и ТИЗ-АМ-600 (1941 г.).
Музей транспорта Производство мотоцикла ПМЗ-А-750 началось в 1935 г. на Подольском механическом заводе. Прототипом этой модели послужил мотоцикл НАТИ-А-750, созданный выдающимся советским конструктором П.В. Можаровым. Мотоцикл имеет двухцилиндровый У-образный двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 747 см3 мощностью 14л.с.
Мотоцикл ТИЗ-АМ-600, производство которого началось в 1935 г. на Таганрогском инструментальном заводе, является первым отечественным мотоциклом с четырёхступенчатой коробкой передач и трубчатой дуплексной рамой.
В коллекции музея имеется несколько довоенных мотоциклов Ижевского машиностроительного завода. Это и довольно редкий в наши дни ИЖ-8 (1938 г.), и ИЖ-9 (1939 г.) - самый популярный в 1930-е гг. спортивный мотоцикл, и единственный сохранившийся ИЖ-12 (1941 г.) - мотоцикл с четырёхтактным двигателем из малой партии, имеющий № 1, на котором выступал конструктор В.В. Рогожин перед правительственной комиссией в 1941 г.
Музей транспорта Особую ценность представляют сохранившиеся в музее экспериментальные мотоциклы. В коллекции имеются модели, построенные в од-ном-двух экземплярах, такие как мотоциклы М-2А и М-2Б, созданные в 1941 г. на Московском велозаводе и никогда не выпускавшиеся серийно. Есть и созданные в военные годы, например ТМЗ-53, два экземпляра которого были построены на Тюменском машиностроительном заводе в 1943 г. Этот мотоцикл - первая в советском мотостроении модель с ведущим колесом коляски, первая попытка создать мотоцикл повышенной проходимости для работы в условиях бездорожья.
Широко представлено в коллекции послевоенное мотостроение: популярные модели Ижевского, Московского и Киевского заводов с двухтактными двигателями: ИЖ-350 (1947 г.), М-1А (1946 г.), мопед К-1Б «Киевлянин» (1946 г.) и др.
В 1960-е гг. в нашей стране началось производство специальных гоночных и кроссовых образцов, обычно изготавливавшихся в двух или четырёх экземплярах, реже - небольшой серией, как правило, предназначенные для определенных гонщиков. Образцы подобных машин вызывают особый интерес у посетителей музея. Самые оригинальные из них - С-364 и С-565, а также ВНИИ-7207. На С-565 в 1966 г. был выигран девятый этап чемпионата мира.
Долгое время экспозиция, посвященная Истории мотоцикла, была закрыта для посетителей. Сейчас идет оформление зала, и скоро он сможет гостеприимно принять всех желающих познакомиться с этим замечательным транспортным средством.
Коллекция велосипедов Х1Х-ХХ вв.
Музей транспорта Коллекция велосипедов Политехнического музея - самое крупное в стране собрание велотехники, охватывающее практически все этапы исторического развития этого замечательного транспортного средства, насчитывает 109 велосипедов.
Особый интерес представляют русские велосипеды кон. XIX - нач. XX вв., изготовленные на таких предприятиях, как: Фабрика велосипедов и автомобилей «Россия» А.А. Лейтнера в Риге, Фабрика велосипедов «Дукс» Ю.А. Меллера в Москве, Торговый дом «Победа» в Петербурге и др.
Из иностранной велотехники этого периода выделяются: «паук» - высокий велосипед производства «Машиностроительной компании Ковентри» (Великобритания), американский «Пирс» - с карданной передачей, складной военный велосипед французской фирмы «Пежо».
В коллекции имеются велосипеды производства первых советских заводов: Xарьковского велосипедного завода им. Г.И. Петровского, Пензенского велосипедного завода им. М.И.-Фрунзе. Уникальнейшей составляющей стали велосипеды производства Московского велосипедного завода. В собрании Политехнического музея представлена самая полная гамма продукции этого предприятия.
Музей транспорта Развитие автомобильной экспозиции, отсутствие экспозиционных площадей долгое время не позволяло включать в неё велотехнику и препятствовало созданию велосипедного раздела. В октябре 2001 г. впервые в нашей стране в Политехническом музее открылся принципиально новый раздел постоянной экспозиции, который знакомит с историей велосипеда. Представленные антикварные велосипеды, фотографии, документы, рисунки дают возможность, не только познакомиться с историей развития конструкции велосипеда, но и поразмышлять о роли машины с «живым мотором» в жизни людей различных поколений. Тут http://teplobaza72.ru/good_cat/nastennye-gazovye-kotly/ оборудование для отопления.
Художественный проект экспозиции интересен и необычен. В его решении отказались от традиционного принципа экспонирования механизмов скучными рядами, что создает впечатление некой статичности, а нашли яркий и динамичный образ, который помогает зрителю составить представление не только об эволюции конструкции велосипеда, но и демонстрирует различные сферы «велосипедной жизни».
Музей транспорта Проблему небольшого экспозиционного пространства помогает решить размещенный в экспозиционном зале экран для демонстрации информации с различных носителей (СЭ-К0М, НЭЭ и видеокассет), который органично вписался в экспозиционное пространство. Расположение экрана даёт возможность, получаемую с него информацию сопоставить с представленным в экспозиции предметом. Материалы, демонстрируемые с экрана, способствуют более полному раскрытию содержания музейных предметов, позволяют познакомиться с конструкциями не имеющихся в фондах музея велосипедов, выгодно дополняют экспозиционный комплекс.
Музей транспорта Автомобильные двигатели 1890-1970-х гг. отечественного и зарубежного производства -около 60 ед., среди которых имеются весьма редкие образцы первых двухцилиндровых двигателей.
Принадлежности к автомобилям, мотоциклам и велосипедам, включая обширную - 180 ед. - коллекцию свечей зажигания XIX-XX вв.
Музей транспорта В собрании имеются уникальные шасси автомобилей, а также масштабные модели не сохранившихся марок автомобилей.
Помимо изучения истории авто-, мото-, велотехники в рамках данного проблемного направления ведутся исследования по истории путей сообщения и рельсового транспорта, которые пока ещё не нашли отражения в экспозиционном пространстве. Но время не стоит на месте и, возможно, в недалеком будущем и эти темы найдут достойное отображение в залах музея.