Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Пожарные спец-автомобили довоенного периода

Автомобиль освещения на шасси АМО-Ф-15 из ЛенинградаСегодня трудно представить себе работу пожарных без участия специальных пожарных автомобилей. Но было время, когда пожарные имели в своем распоряжении только автонасосы и автоцистерны. К началу 30-х годов прошлого столетия начинают зарождаться в Москве, Киеве и Ленинграде пожарные автомобили, предназначенные для выполнения узкого круга работ. Первыми появляются осветительные автомобили.
Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с тёмными предметами или кромешной тьмой ещё не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создаёт сильный контраст освещённости. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специальный источник света. С древности и до недавних пор они шли в тёмные закоулки горящих домов с факелами и фонарями. Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случалось, само способствовало распространению огня. Так что пожарным в ночное время приходилось действовать с большим риском, нежели днём. Чтобы повысить эффективность пожаротушения в тёмное время суток в XX в. применили новинку - электрические прожекторы.
Автомобиль связи и освещения, созданный в Харькове Первый отечественный прожекторный ход изготовили в 1929 г. сотрудники Ленинградской государственной пожарной охраны (ЛГПО). На шасси грузовика АМО-Ф-15 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127В и понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп напряжением 12В. Иногда прожекторы подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент.
Ещё один прожекторный автомобиль изготовили на базе автобуса ЗИС-8 (шасси АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон разделили на три отсека: передний, средний и задний. В последнем установили электрогенератор, а на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средней части поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250Вт (каждый с проводом длиной 40 м) и два - диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в восьми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к подножкам машины. В переднем отсеке установили пульт управления освещением, три скамьи, в коробах которых лежали защитные костюмы, сапоги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял трансформатор.
Автомобиль углекислотного тушения из Москвы Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимости носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора переносили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд пожарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлежности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.
Кроме осветительных машин стали появляться и другие. Для ликвидации пожаров на нефтепромыслах Московским заводом пожарных машин был изготовлен автонасос НАТИ на десятитонном шасси ЯГ-10. Два двигателя внутреннего сгорания «Геркулес» мощностью 114 л.с. каждый, были установлены спереди и сзади шасси. Два центробежных трёхступенчатых насоса смонтировали посередине автонасоса (скрыты в кузове). На машине установили бак ёмкостью 100л.
Автомобили газодымозащитной службы также становятся объектом пристального внимания пожарных того времени. В Москве и Ленинграде силами местных мастерских были созданы такие автомобили.
Автомобиль шазодымозащитной службы, изготовленный в Москве Для борьбы с огнём без применения воды, которая может нанести ущерб архивным документам, музейным экспонатам и т.п. требовалась специальная техника. Поэтому были разработаны особые методы борьбы с огнем и спроектированы автомобили углекислотного тушения. Автомобиль углекислотного тушения МКПО был создан в Москве на шасси ЗИС-5. Углекислотная установка состоит из двух обращённых вентилями в противоположные стороны батарей по восемь баллонов в каждой. Ёмкость каждого баллона 24 кг жидкой углекислоты. Кроме этого на автомобиле имелось 100 м бронированных рукавов высокого давления и два ствола.
К специализированной технике относятся так же и рукавные автомобили. Зачастую на крупных пожарах, когда воды катастрофически не хватает, а ближайший водоём находится в нескольких километрах от очага возгорания, рукавные автомобили выручают пожарных. Ведь в их кузовах находятся несколько тысяч метров рукавов различных сечений. Как правило, для рукавных машин использовали стандартные шасси грузовиков, таких как, ЗИС-5, ГАЗ-АА. Позднее, в конце 1930-х годов, эти автомобили получают оригинальные кузова, которые явились прообразами современных конструкций.
Рукавный автомобиль на шасси знаменитой полуторки созданный в Ленинграде Несмотря на большое разнообразие специализированной пожарной техники довоенного периода, следует отметить, что серийным производством этой техники не занималось ни одно из предприятий. Эти уникальные автомобили создавались только силами собственных мастерских.