Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Пожарные автомобили в годы великой отечественной войны

Пожарный автомобиль ПМГ-3С началом войны пожарные западных областей Украины, Белоруссии, Брянщины, Смоленщины эвакуировали вглубь страны более 200 пожарных автомобилей и другое ценное пожарно-техническое вооружение. Заводы противопожарной техники были переориентированы на выпуск военной продукции, но продолжали выпускать огнетушители и другие ручные средства для борьбы с огнём.
В тяжёлых военных условиях ощущался острый недостаток пожарной техники. На местах работники пожарной охраны изыскивали пути адаптации грузовых автомобилей под пожарные, переоборудовали имеющиеся пожарные автомобили, делая их более мощными. Московский завод пожарных машин начал выпускать так называемые упрощённые бортовые пожарные автомобили. В кузове автомобиля устанавливали сиденья для личного состава и укладывали необходимое противопожарное оборудование. На машине монтировали пожарный насос ПД-10 с приводом от двигателя автомобиля.
Во время войны некоторое распространение получили упрощённые автонасосы ПМЗ-6 и ПМГ-3. ПМЗ-6 строился на шасси ЗИС-11 и имел кузов такой же конструкции, как и ПМЗ-1. Отличительная особенность конструкции заключалась в передней постановке насоса. Автомобиль комплектовался пено-генератором, а на крыше кабины устанавливался спасательный круг. ПМГ-3 был создан на шасси ГАЗ-ММ. По сравнению с ПМГ-1 был сильно упрощён кузов и сокращено количество вывозимого на пожар инструмента и другого оборудования. Ещё одна модель пожарного автомобиля, которая, безусловно, была самой простейшей по конструкции - ПМЗ-5. Во время войны, когда завод-изготовитель был вынужден значительно увеличить выпуск пожарных автомашин, посчитали возможным отказаться от оборудования пожарных автонасосов верхними надстройками стандартного образца и заменить их более простыми. Это позволило довольно быстро приспособить под пожарные автонасосы обычные грузовые автомашины. Так появился новый тип бортового автонасоса. Для автонасоса ПМЗ-5 использовался стандартный автомобиль ЗИС-5 с бортовой платформой. Насос и трансмиссия к нему размещались так же, как и у автонасоса ПМЗ-1. Бак 5 первой помощи разместили над насосом, задний борт грузовой платформы для удобства обращения с насосом, крепления катушки и удобного входа на платформу сняли. Сиденья располагались вдоль платформы. Всасывающие рукава крепились на крыльях. Рукав с приёмной сеткой закреплялся вдоль правого борта, а его свисающая часть проходила через окно в переднем борту платформы и крепилась на подножке. Второй рукав крепился на левом крыле и подножке машины. Выкидные рукава размещались под сиденьем и на задней катушке. Лестницы (трёх-коленная и «палка») крепились к левому борту платформы с внутренней стороны. Стендер и рукавные катушки размещались так же, как и на автонасосе ПМЗ-1.
Автоцистерна на шасси ЗИС-42М из Москвы Разгромленные города, разбитые дороги создавали неблагоприятные условия для работы пожарных служб. Использование довоенных серийных автоцистерн и автонасосов не всегда давало желаемые результаты, и их применение становилось невыгодным. Многочисленные повреждения водопроводных сетей сводили на нет все усилия боевого расчета машины ПМЗ-1, имеющей в запасе всего 360 л воды. Назрела необходимость в использовании пожарных машин с большим запасом воды. При тушении пожаров в военное время хорошо зарекомендовал себя ПМГ-8 на шасси ГАЗ-ААА.
Встал вопрос о необходимости создания пожарных автомобилей на шасси повышенной проходимости. В некоторых мастерских пожарных частей оборудование автоцистерн ПМЗ-2 устанавливали на 3-осные шасси ЗИС-6 или на полу-
гусеничные ЗИС-42М. Автомобиль ЗИС-42М оснащался либо двигателем ЗИС-5 мощностью 73л.с., либо ЗИС-16 мощностью 85л.с. Машина комплектовалась защитной решёткой перед радиатором и фарами, а также щитками, предотвращавшими зарывание клыков рамы в грунт. ЗИС-42М комплектовался увеличенным до 300 л бензобаком. Последнее можно объяснить тем, что весьма тяжёлая автоцистерна (её полный вес составлял более 5000 кг) даже на шоссе расходовал порядка 60 л топлива на 100 км пути при максимальной скорости 45 км/ч. Это обстоятельство, не смотря на высокую проходимость, и явилось главным ограничителем производства подобной пожарной техники.
Конные хода также были популярны у пожарных во время войны Достаточно оснащённые пожарные мастерские создавали в небольших количествах автоцистерны, имеющие емкость на 4000 л воды. Эти автомобили комплектовались центробежным насосом ДН-20 московского производства.
Если парк основных пожарных машин (автонасосы, автоцистерны) хоть немного возобновлялся, то специализированная техника, в первую очередь авто-лестницы, никто не производил. Основной поставщик, Германия, оказался по ту сторону фронта, а по ленд-лизу из Америки было получено только несколько таких машин.
Ещё в более плачевном положении оказались пожарные отряды блокадного Ленинграда. Пожарный автомобиль ПМЗ-5 в НиколаевеОтрезанность от большой земли сказывалась на нехватке горючего. В это голодное время повреждённые автомобили некому было ремонтировать. В мастерских УПО, до войны считавшихся одними из самых крупных в стране, оставалось 15 чел. В этот период смекалка механиков помогла и в борьбе с огнём. В мастерских вспомнили об использовавшихся в начале века паровых насосах. Было изготовлено несколько автомобилей с закрытыми кузовами для боевого расчета и с паровым пожарным насосом, расположенным в задней части машины. Помимо основной задачи, пожарные организовывали подачу воды на хлебозаводы и в детские учреждения. Условия поставки дизельного топлива.
Пожарным часто приходилось работать непосредственно в зоне военных действий - тушить пожары, спасать людей и ценности под огнём противника. Сформированная в марте 1944 г. оперативная группа (около 60 чел.) пожарной охраны Литвы, двигаясь вместе с войсками на запад, потушила много пожаров. В качестве транспортных средств группа использовала, как самодельные конструкции на шасси ЗИС-6, ЗИС-42, так и стандартные заводские модели, некоторые из которых были усовершенствованы.
Недостаток техники у пожарных восполняли конные повозки. На них монтировались мотопомпы, ёмкости с водой и другое противопожарное оборудование. Старожилы вспоминали времена своей юности, когда автомобили можно было сосчитать по пальцам, а вся пожарная техника была исключительно на конном ходу. Их опыт пригодился в условиях военного времени. В небольших населенных пунктах, поселках и сёлах появлялись отряды пожарных на конной тяге.