Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Пожарная техника на шасси ГАЗ-53

АЦ-30(53)-106

Горьковский грузовик ГАЗ-53 послужил базовым шасси не одному десятку специальных автомобилей. Молоковозы, всевозможные фургоны, самосвалы и даже седельные тягачи - вот далеко не полный перечень техники, которая пришла на помощь народному хозяйству. Но у этого автомобиля были и куда более серьёзные профессии. Одна из них - спасатель.
Ещё в начале 1960-х гг. Министерством среднего дорожного и коммунального машиностроения была поставлена задача о проектировании пожарного автомобиля на его шасси. Новый автомобиль должен был сменить уже успевшие к этому времени устареть машины на шасси ГАЗ-51. Разработка автомобилей была возложена на Особое конструкторское бюро № 8 из г. Прилуки.
В результате проведенных ОКБ работ Грабовским заводом противопожарного оборудования уже в 1965 г. был собран первый опытный образец автоцистерны АЦ-30(53) -106. которая устанавливалась на шасси ГАЭ-53 грузоподъёмностью 4000 кг. Новая пожарная машина была рассчитана на 6 чел. боевого расчета. Автомобиль имел все атрибуты присущие пожарным автомобилям того времени. Новым в конструкции машины было наличие дверок задних отсеков с заднего горца автомобиля, через которые осуществлялась прокладка рукавных линий на ходу автомобиля. Расположение центробежного насоса ПН-30КФ, классическое, в заднем отсеке. Для повышения проходимости по грунтовым дорогам на автомобиль устанавливали шины со специальным рисунком протектора. Ёмкость баков для воды и пенообразователя составляла 1950 и 80 л соответственно. АЦ-30 развивал максимальную скорость 85 км/ч. Но Грабовский завод ППО был перепрофилирован на производство другой техники и опытную машину передали в пос. Варгаши, Курганской области. На расположенном в посёлке заводе сосредоточилось производство пожарной техники на шасси Горьковского автозавода. Для того, чтобы новая автоцистерна была запущена в серию, конструкторским бюро предприятия была доработана техническая документация на автомобиль. В неё были внесены изменения, коснувшиеся дефектов, выявленных в процессе испытаний опытного автомобиля. После модернизации машина стала именоваться АЦ-30(53) -106А. Но она также оказалась достаточно сырой и в серию не пошла.

АЦ-30(53)-106В
Параллельно с внедрением автоцистерны АЦ-30(53) -106 в 1969 г. Прилукским ОКБ-8 была разработана документация на пожарную автоцистерну упрощенной конструкции. Опытный образец этого автомобиля был построен Арзамасским заводом «Коммунмаш» в 1970 г. Пожарная машина, получившая индекс АЦУ-30(53А) -125, предназначалась для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и запаса огнегасящих средств. Автоцистерна имела ёмкости для воды (2600 л) и пенообразователя (150 л). Автомобиль был укомплектован центробежным насосом Г1Н-40У, при этом производительность насоса составляла всего 30 л/сек. Отсюда и число «30» в названии автомобиля. Автомобиль была направлен на испытания в Москву, где его следы в последствии и затерялись.
Автомобиль был выполнен по «классической» схеме: двухрядная кабина па пять человек и кузов и представлял дальнейшее развитие «106» модели. При скорости 80 км/ч машина могла доставлять к месту пожара 1900 л воды и 100 л пенообразователя. Серийное производство этого автомобиля на Варгашинском заводе ППО позволило сменить парк пожарной техники в небольших городах и районных центрах.
Продержавшись в производстве без малого 10 лет, АЦ-30 модели 106Б была усовершенствована. Начиная с 1980 г. новая модификации автоцистерны получившая марку АЦ-30(53А)-106В и стала поступать в массовом количестве в пожарные части СССР. За счет изменения формы ёмкость цистерны была увеличена на 140 л; а центр тяжести сместился вперёд. На 15 л был увеличен и объём пенобака. Также изменили конструкцию поручней и подножек. И опять этот автомобиль становится долгожителем. С началом производства ГАЗ-ЗЗ-12 цистерна стала выпускаться на этом шасси, при этом название модели не изменилось.
Только к концу 1980-х гг. пожарные части стали требовать замены морально устаревшей модели «106В» на более современную. К новой модели были предъявлены многочисленные требования, среди которых главным было увеличение объёма ёмкости для воды. Наращивать кузов и без того слабого грузовичка ГАЗ-53-12 было невозможно. Поэтому заводскими конструкторами была предпринята попытка увеличения запаса возимой воды за счёт снятия второй кабины боевого расчёта. Так в результате долгих поисков, конструкция машины была позаимствована ещё у разработанной в 1970 г. ОКБ-8 автоцистерны упрощенного типа. Автомобиль получил наименование АЦ-40(53-12)-106Г. Конструктивно за заводской кабиной был расположен коробчатый кузов, в центре которого разместилась цистерна на 2850 л воды. По бокам кузова разместили отсеки для пожарного вооружения, а в корме установили насосный отсек с помпой ПН-40УА. На кузове в лучших традициях предприятия, были уложены лестница-трёх-коленка, лестница-штурмовка, ручной инструмент и пеногенераторы ПВП-200.

АЦУ-10(53-12)
Конструкция машины оказалась удачной, а стоимость её была намного ниже предыдущей модели. Поэтому буквально за год с начала производства было собрано несколько сотен таких автоцистерн.
Рассказ будет не полным, если не вспомнить ещё про одного спасателя. Для сельских пожарных дружин Хмельницкий ремонтный завод (Винницкая область) в 1972 г. освоил выпуск автоцистерны упрощенной конструкции АДУ-10 на шасси ГАЭ-53. За заводской двухместной кабиной располагалась цистерна эллиптической формы ёмкостью 2200 л. По бокам цистерны были установлены металлические ящики для размещения в них льняных рукавов и другого пожарно-технического вооружения. На переднем бампере автомобиля в рабочем состоянии устанавливали шестерёнчатый насос НШН-600. который в походном состоянии снимался и хранился в одном из ящиков.
С появлением нового шасси ГАЗ-5Э-12 на предприятии пересмотрели конструкцию АЦУ. Ящик для пожарного оборудования, прикреплённый сбоку исчез, а на его место были смонтированы пеналы для нагнетающих рукавов. Автомобиль стал комплектоваться лестницей-палкой. Такая конструкция автоцистерны просуществовала несколько десятилетий. Нужно отметить, что эти пожарные автомобили имеют большую унификацию с бензовозами, выпускающимися на этом же предприятии.
На этом и заканчивается история долгожителя ГАЗ-53 в пожарной охране. Более 20 лет эта базовая модель продержалась в производстве пожарной техники.