Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Техническое освидетельствование и регистрация кранов

Первичное техническое освидетельствование кранов, поставляемых в собранном виде и перевозимых без разборки, производит отдел технического контроля завода-изготовителя перед отправкой их владельцу. Дата и результаты освидетельствования записывают в паспорт крана. По прибытии на место эксплуатации эти краны перед пуском в работу подвергает частичному техническому освидетельствованию (без испытания грузом) владелец и регистрирует в местном органе Госгортехнадзора.
Периодическому частичному техническому освидетельствованию краны подвергают не реже чем через каждые 12 мес. их работы.
Внеочередное техническое освидетельствование наряду с периодическим производят по окончании монтажа, вызванного разборкой и перевозкой крана по железной дороге на новое место; реконструкции крана; смены или капитального ремонта металлоконструкций, грузовой лебедки, смены крюка, а также после замены грузовых канатов; монтажа рабочего оборудования в исполнении, не предусмотренном при первичной регистрации.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводят, а только осматривают и проверяют механизмы и системы с номинальной паспортной нагрузкой на крюке на вылетах в соответствии с грузовой характеристикой крана.
Полному техническому освидетельствованию кран подвергают не реже одного раза в три года. При этом производят осмотр, статические и динамические испытания.
Техническое освидетельствование крана рекомендуется совмещать с очередным техническим или сезонным обслуживанием, выполняя его после проведения ТО или СО. Статические и динамические испытания проводят на горизонтальной площадке с твердым покрытием при уклоне не более 0,5°, дневном освещении и скорости ветра до 8,3 м/с.
При осмотре проверяют механизмы, гидрооборудование, металлоконструкции, канаты, приборы безопасности, электрооборудование, тормоза, системы управления, а также освещение и сигнализацию.
Прежде чем приступить к статическим, а затем динамическим испытаниям крана, проверяют работу всех его механизмов вхолостую, т. е. не подвешивая груз на крюк, путем поочередного включения механизмов. При этом контролируют работу ограничителей рабочих движений крана — высоту подъема и глубину опускания крюка, подъема и опускания стрелы, угла поворота
платформы. Ограничители считаются исправными, если автоматически выключают механизм подъема груза при подходе крюка к головке стрелы; механизм подъема и опускания стрелы во время ее подхода к крайнему нижнему и верхнему положениям, соответствующим наибольшему и наименьшему ее вылету, механизма поворота платформы крана в ее крайних положениях. Работу ограничителя грузоподъемности проверяют при динамических испытаниях.
Статические испытания проводят для проверки прочности металлических конструкций и устойчивости крана. При этом телескопическую стрелу устанавливают в такое положение и на такой вылет, которые отвечают наименьшей устойчивости крана, груз массой, превышающей на 25% паспортную грузоподъемность крана, поднимают на высоту 100... 200 мм и выдерживают в течение 10 мин. Кран считается выдержавшим статические испытания, если поднятый груз не опускается на грунт и не обнаружено трещин и деформаций в металлоконструкциях крана. Ограничитель грузоподъемности крана отключают, так как он отрегулирован на 10%-ную перегрузку и при достижении ее выключает механизм подъема груза. После статических испытаний кран осматривают. Если испытания прошли удовлетворительно, приступают к динамическим испытаниям, при которых грузоподъемность крана превышает паспортную на 10%. В процессе испытаний проверяют работу отдельных механизмов, их тормозов и крана в целом согласно указаниям, приведенным в паспорте. Ограничитель грузоподъемности проверяют с грузами номинальной массы и превышающей их на 10% при соответствующих вылетах. Ограничитель должен выключать механизм подъема груза при его массе, превышающей на 10% номинальную.
После динамических испытаний крана тщательно осматривают металлоконструкции, крюк, исполнительные механизмы, тормоза. Все обнаруженные дефекты устраняют до начала эксплуатации крана.
Периодическое и полное техническое освидетельствование проводит организация — владелец крана — силами инженерно-технических работников и машинистов.
Грузозахватные съемные приспособления (чалочные канаты, цепи, траверсы) и тара для транспортирования грузов (ковши, контейнеры, бадьи) перед пуском в работу и после ремонта также подлежат техническому освидетельствованию на предприятии, которое их изготовило или отремонтировало. Эти приспособления осматривают и испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
В процессе эксплуатации независимо от сроков технического освидетельствования крана канаты и грузозахватные съемные приспособления и тару подвергают периодическому освидетельствованию: траверсы — не реже чем через шесть месяцев, клещи, тару и другие захваты — через один месяц, стропы — через каждые 10дн.
Освидетельствование канатов заключается в проверке документальных данных, осмотре и проведении испытаний. Завод-изготовитель выдает на канаты акт-сертификат, а в случае его отсутствия канаты испытывают в лаборатории, где определяют соответствие конструкции и качества канатов условиям и режиму работы. Без акта-сертификата или данных лабораторных испытаний эксплуатировать канаты на кране запрещается.