Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Устойчивость кранов

Устойчивость от опрокидывания свободно стоящего на рабочей площадке крана обеспечивается его массой и размерами опорного контура.
При установке на строительной площадке крана без выносных опор, т. е. на колесах, опорный контур образуется прямой линией, проходящей через центры поверхностей контакта передних и задних колес шасси с поверхностью строительной площадки, а при работе на выносных опорах опорный контур образуется прямой линией, проходящей через центры опорных поверхностей выносных опор. Опорный контур представляет собой в плане прямоугольник, каждая из сторон которого, образованная прямой линией, является ребром опрокидывания крана.
При выполнении краном грузовых операций его устойчивость зависит от массы поднимаемого груза и вылета, на котором этот груз поднимается; инерционных сил, возникающих в периоды пуска и торможения механизмов; давления ветра на груз и кран; центробежной силы, возникающей при вращении поворотной части крана.
Эффект от воздействия на кран внешних нагрузок зависит от их величины и места приложения. Чем дальше приложена сила от ребра опрокидывания, тем больше эффект от ее воздействия, который характеризуется опрокидывающим моментом, равным произведению действующей силы на расстояние от ребра опрокидывания.
Опрокидывающий момент действующих сил зависит от угла наклона рабочей площадки, на которой стоит кран, положения стрелы и груза. Опрокидывание крана может произойти, если внешние нагрузки действуют совместно. Это учитывают при проектировании кранов и их устойчивость рассчитывают как на рабочее, так и на нерабочее 'положения. При определении устойчивости ветровую нагрузку и уклон рабочей площадки рассматривают как неблагоприятные факторы.
Запас устойчивости крана в рабочем положении характеризуется коэффициентом грузовой устойчивости, а в нерабочем положении — коэффициентом собственной устойчивости.
Коэффициент грузовой устойчивости — это отношение удерживающего момента, создаваемого массой всех частей крана с учетом ветровых и инерционных нагрузок и уклона рабочей площадки, к опрокидывающему моменту, создаваемому рабочим грузом, относительно ребра опрокидывания. Коэффициент должен быть не менее 1,15.
Если коэффициент грузовой устойчивости определяется без учета ветровых, инерционных нагрузок и уклона рабочей площадки, т. е. без учета дополнительных нагрузок, то он должен быть не менее 1,4.
Коэффициент собственной устойчивости — это отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей крана с учетом уклона рабочей площадки в сторону опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительно того же ребра опрокидывания. Коэффициент должен быть не менее 1ДЗ.
Устойчивость крана проверяют расчетным путем по формулам, изложенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Коэффициент грузовой устойчивости с учетом всех дополнительных нагрузок, действующих на кран в процессе работы, определяют для двух расчетных положений стрелы крана: перпендикулярно ребру опрокидывания и под углом 45° к нему.
Коэффициенты грузовой и собственной устойчивости крана определяют, как правило, при угле наклона строительной площадки, равном 3°. Однако при больших длинах стрел или башенно-стреловом оборудовании угол наклона площадки можно принимать меньшим.
Машинисту крана при выполнении рабочих операций на строительной площадке необходимо быть предельно внимательным, так как потеря устойчивости крана приводит к тяжелым последствиям. Для снижения опрокидывающих нагрузок все операции следует выполнять плавно. На рабочей площадке кран необходимо устанавливать только в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются краны на специальных шасси от других типов кранов, например гусеничных и пневмоколесных? 2. Для чего предназначены краны на специальных шасси? 3. Расскажите об индексации кранов на специальных шасси. Как ее расшифровывают? 4. Из каких сборочных единиц состоят краны на специальных шасси? 5. Какие основные параметры характеризуют краны на специальных шасси? 6. Что такое грузовая и собственная устойчивость кранов на специальных шасси? 7. Какие параметры определяют грузовую и собственную устойчивость кранов на специальных шасси? 8. Как определяют грузовую и собственную устойчивость кранов на специальных шасси?