Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании кранов

Работа на неисправном кране запрещается. В кабине машиниста крана на видных местах должны быть прикреплены таблицы с данными грузоподъемности, вылета и высоты подъема для всех видов оборудования крана, расположены медицинская аптечка и термос с питьевой водой. На кране должны быть сделаны ясные надписи, запрещающие посторонним находится под грузом и стрелой и в зоне поворота хвостовой части.
Работать на кране и проводить его техническое обслуживание необходимо в комбинезоне и рукавицах. Женщины должны носить береты или другие головные уборы, предохраняющие волосы от захвата движущимися частями. Около работающих механизмов нельзя одеваться и раздеваться, носить одежду на распашку.
Площадку, на которой будет работать кран, машинист должен осмотреть и в случае необходимости подготовить. При подготовке рабочей площадки следует руководствоваться данными о давлении под выносными опорами или колесами крана и допускаемых уклонах площадки, приведенными в паспорте для определенного вида рабочего оборудования крана.
Установка кранов на свежее насыпном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, более указанного в паспорте» не допускается.
В соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора устанавливать или перемещать кран на краю бровки котлована можно при соблюдении наименьшего! допускаемого расстояния от бровки до выносной опоры или колеса:
После установки крана на рабочей площадке машинист должен убедиться в надежном его положении, для чего необходимо приподнять максимальный груз и повернуть стрелу с грузом в обе стороны на 180... 200°. Если при этом наблюдается просадка выносных опор или колес, площадку укрепляют настилом из плит или изменяют место установки крана.
Машинисту крана до начала работы необходимо проверить давление в шинах колес и правильность установки выносных опор.
Рабочую площадку крана оборудуют щитами с предупредительными надписями. В ночное время эти щиты освещают. При работе крана не разрешается пребывание людей в опасной зоне. Границей опасной зоны крана считается круг, наибольший радиус которого равен расстоянию от оси вращения до точки соприкосновения опущенной стрелы с рабочей площадкой.
Расстояние между поворотной частью крана и выступающими частями возводимого объекта или монтируемыми строительными конструкциями должно быть не менее 1 м.
Во время работы машинист крана обязан до начала выполнения рабочей операции подать звуковой сигнал предупреждения; поднимать груз только по сигналу стропальщика, убедившись, что груз хорошо удерживается стропующим устройством и в опасной зоне нет людей; не допускать раскачивания груза (стропальщику разрешается удерживать груз только с помощью растяжек); во время перерыва в работе опустить груз на рабочую площадку, заглушить двигатель; при возникновении любых неисправностей в механизмах или приборах безопасности опустить груз на площадку, прекратить работу.
Машинист должен поднимать грузы, масса которых (с учетом массы стропующих устройств) не превышает грузоподъемности крана на данном вылете. Груз, масса которого близка к допускаемому для данного вылета, поднимают » два приема: вначале па высоту 100 мм от площадки» проверяя устойчивость крапа, действие тормозов, качество строповки и подвеса груза затем — на заданный уровень. Груз должен быть уравновешен, надежно зафиксирован стропами или подвешен в таре, исключающей его произвольное падение, высыпание, выливание.
Перемещая груз в пространстве по сложной траектории, следят за тем, чтобы он был поднят выше встречающихся предметов не менее чем на 1 м. При передвижении крана по рабочей площадке груз проносят над уложенными конструкциями на высоте не менее чем 0,5 м. Перемещение грузов и стрелы над рабочими (включая зону возможного ее опускания) не разрешается, за исключением случаев, когда это вызвано особыми производственными условиями. Машинист обязан выполнять все рабочие движения крана только по сигналу стропальщика.
Совмещение рабочих операций крана допускается в зоне видимости машиниста в точном соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. При ограниченной видимости или вне зоны видимости машинист должен иметь радиотелефонную связь с монтажниками. Если невозможно организовать радиосвязь, то работают с сигнальщиком. Обязанности сигнальщика может выполнять руководитель работ или специально выделенные лица.
Машинист не имеет права принимать сигналы, противоречащие правилам безопасности. При выполнении рабочей операции по неверному сигналу машинист несет ответственность за последствия так же, как лицо, подавшее этот сигнал. По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить работу крана независимо от того, кто подал сигнал.
Во время работы крана машинисту запрещается следующее: стремительно опускать груз на площадку; подтягивать груз по земле или по перекрытию при косом расположении каната, в том числе поворотом стрелы;
отрывать примерзший, заваленный или закрепленный груз; оттягивать груз от вертикали при его установке; поднимать грузы с помощью нестандартных или поврежденных стропующих и грузозахватных устройств;
поднимать грузы в контейнерах, бункерах, ящиках, заполненных больше нормы;
оставлять груз в подвешенном состоянии на крюке продолжительное время;
отключать ограничители и тормоза;
смазывать движущиеся детали механизмов, канаты и касаться их руками;
поднимать или перемещать людей на крюке или грузе. Работу на кране прекращают в следующих случаях: получении сигнала, противоречащего правилам техники безопасности;
требовании поднять груз, масса которого неизвестна; нахождении металлоконструкций под напряжением;
внезапной просадке рабочей площадки или сползании крана в котлован;
резком падении давления в гидросистеме крана; деформации металлоконструкций, поломке механизмов, обрыве прядей канатов, отказе в работе ограничителей, звукового сигнала, отсутствия освещения в ночное время;
внезапной отцепке, скольжении или сдвиге стропа по грузу; отрыве тары, нарушении равновесия поднимаемого груза; ненормальных шумах и стуке в механизмах; внезапном возникновении ветра силой более шести баллов, сильном снегопаде или тумане, а также при сообщении об этом метеостанции;
понижении температуры воздуха ниже той, при которой разрешается эксплуатировать кран (предельная температура указана в паспорте крана);
смещении канатов с блоков и барабанов, защемлении каната между ребордой блока и щеками обоймы (металлоконструкций); закручивании грузового каната.
Машинист не должен разрешать посторонним лицам находиться на кране. Машинисту запрещается передавать управление краном без разрешения администрации даже ученику-стажеру при кратковременном уходе с крана. В случае заболевания или внезапного ощущения недомогания машинист немедленно прекращает работу и сообщает об этом администрации.
При передвижении крана своим ходом в пределах строительной площадки запрещается перемещаться с грузом на крюке по дороге с выбоинами, ямами, канавами либо с крупногабаритным грузом. Груз при перевозке его на крюке не должен касаться элементов крана.
К работе у линии электропередач и контактных проводов допускаются машинисты с квалификационной группой по технике безопасности не ниже второй.
Категорически не разрешается устанавливать кран под линией электропередачи (вне зависимости от напряжения в сети). Кран может работать в опасной зоне не ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП. Если необходимо проводить работы краном на расстоянии, меньшем 30 м, то должны быть получены наряд-допуск, подписанный главным инженером или главным энергетиком организации, эксплуатирующей кран, и разрешение от организации, эксплуатирующей ЛЭП. Кран может работать в опасной зоне только под наблюдением ответственного инженерно-технического работника.
Расстояние по вертикали между верхней точкой крана и низшей точкой провисшего ближайшего провода ЛЭП в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013—78 должно быть не менее значений, указанных ниже.
Работа крана у контактных проводов троллейбусной и трамвайной сетей допускается при условии соблюдения расстояния между стрелой (гуськом) крана и проводом не менее 1 м. На кране предусматривают устройство, исключающее уменьшение этого расстояния при изменении вылета стрелы.
При оборудовании крана прибором типа УАС, сигнализирующим о приближении к линии электропередач, значительно снижается опасность поражения током.
Краны оборудуют переносным заземлением. Все электрооборудование крана соединяют с заземляющим устройством. В грозу даже при надежно действующем заземлении работу на кране прекращают. Заземляющие устройства проверяют в соответствии с нормами электробезопасности.
При заземлении крана или установке его на выносные опоры снижается опасность поражения током машиниста, находящегося в кабине, но появляется опасность поражения людей шаговым напряжением. В этом случае покидать кран или подходить к нему нельзя до тех пор, пока не будет снято напряжение с контактных проводов.
При техническом обслуживании кранов вывешивают предупреждающий плакат «Двигатель не запускать — работают люди!»
Краны ставят на ручной тормоз. При этом включают низшую передачу и выключают зажигание или подачу топлива в двигатель. Под колеса подкладывают упоры.
При осмотре крана в случае недостаточного освещения можно применять переносный фонарь напряжением не выше 24 В.
Проводить работы по техническому обслуживанию крана, вывешенного подъемными механизмами (домкратом, талью), запрещается.
Не допускается проводить техническое обслуживание кранов с гидравлическим приводом при работающем двигателе и не отключенной насосной группе. Разбирать гидросистему, находящуюся под давлением, запрещается. До разборки гидросистемы из нее сливают рабочую жидкость.
Запрещается регулировать тормоза грузовых лебедок, прижимные ролики, подтягивать крепления лебедок при поднятом грузе; проводить техническое обслуживание цилиндров механизма подъема телескопической стрелы в ее поднятом положении; подогревать элементы гидросистемы открытым пламенем (паяльной лампой, факелом); оставлять без наблюдения работающий отопитель в кабинах.
выдвигать телескопическую стрелу в горизонтальное положение для осмотра и смазывания или регулирования при техническом обслуживании можно только при установке крана на выносные опоры. При этом стрела должна быть направлена вдоль крана и уложена на подставку, крюковая обойма заранее опущена на площадку.
К обслуживанию электрооборудования и приборов безопасности допускают только электрика, обученного по специальной программе и проинструктированного.
Заправлять кран топливом необходимо с помощью насоса. Отсасывать топливо ртом запрещается.
При заправке системы охлаждения двигателя антифризом следует проявлять особую осторожность и пользоваться защитными резиновыми перчатками.
При обслуживании двигателя нельзя открывать крышку неохлажденного радиатора без рукавиц. При съеме крышки радиатора необходимо находиться от нее на расстоянии вытянутых рук, отвернув лицо в сторону.
При обслуживании аккумуляторной батареи следят за тем, чтобы электролит (серная кислота) не пролился на тело или одежду. При попадании этой жидкости на тело пораженный участок нужно немедленно обмыть теплой водой с добавлением пищевой соды, а одежду смочить нашатырным спиртом и выстирать в горячей воде с мылом. Во время приготовления электролита категорически запрещается вливать воду в серную кислоту, так как это может вызвать ее разбрызгивание и привести к ожогам. Серную кислоту вливают в воду.
В связи с особенностями производства монтажных работ в зимних условиях возникают дополнительные требования по технике безопасности: не допускается подъем конструкций, заваленных снегом и примерзших к земле или другим конструкциям; груз должен быть предварительно очищен от снега и льда.
При отрицательных температурах, когда металл становится хрупким, производят пробные подъемы металлических, а также железобетонных монтируемых конструкций на небольшую высоту. Особенно тщательно следят за тем, чтобы поднимаемые конструкции не ударялись о ранее смонтированные. Наиболее ответственные части зданий и сооружений монтируют в дневное время. При небольшом снегопаде и тумане даже в дневное время суток, когда видимость рабочих мест ухудшается, применяют искусственное освещение. При перемещении конструкций над участками, где могут оказаться люди, а также в момент приема конструкций монтажниками проявляют повышенную внимательность, так как слышимость звуковых сигналов ухудшается (мешают ветер, зимняя одежда). Готовить кран к работе в зимних условиях (смазывать, подогревать двигатель и кабины) надо особенно тщательно.
Техническое обслуживание, осмотр, регулирование и ремонт частей крана, расположенных на высоте более 4 м, разрешается выполнять только при использовании машинистом предохранительного пояса. Администрация предприятия обязана проводить необходимые мероприятия по предупреждению несчастных случаев и выполнению санитарно-гигиенических правил на рабочем месте.