Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Статьи

Производительность кранов

Производительность кранов на специальном шасси характеризует их технические возможности. Это важный показатель для выбора типа крана при выполнении технологического процесса.
Различают три вида производительности.
Конструктивная производительность показывает преимущества конструкции вновь разработанного крана по сравнению с заменяемым без учета эксплуатационных условий.
Техническая производительность определяется показателем максимальных технических возможностей крана при использовании передовых методов труда и технологии строительства.
Эксплуатационная производительность характеризует технические возможности крана при работе его в реальных условиях строительного объекта. Эксплуатационная производительность крана на специальном шасси зависит от использования его по грузоподъемности, времени работы на монтажных и погрузочно-разгрузочных операциях, продолжительности рабочего цикла, технологических и организационных простоев в течение смены. Этот вид производительности учитывают при разработке графиков строительных работ, расчетов с рабочими комплексных бригад. Поэтому машинист крана должен знать, какие показатели влияют на эксплуатационную производительность.
Эксплуатационная производительность кранов на специальном шасси бывает часовая, сменная, месячная и годовая и выражается в тоннах перерабатываемого груза.
Часовую производительность, т/ч, определяют по формуле, где 60 —число минут в часе; Гц—продолжительность рабочего цикла, мин; Q—максимальная грузоподъемность крана, т; Кг — коэффициент использования крана по грузоподъемности; Кв.— коэффициент использования крана по времени.
Сменную производительность крана, т/смен, определяют по формуле, где 8,2 —продолжительность рабочей смены, ч, при пятидневной неделе.
Продолжительность рабочего цикла крана, мин, складывается из машинного времени, времени на зацепку и отцепку груза, времени монтажных или погрузочно-разгрузочных операций и определяется по формуле, где Гмаш — машинное время крана; Гпр — продолжительность прицепки груза; ГуСт — продолжительность установки (монтажа) груза; Тот — продолжительность отцепки груза.
Машинное время зависит от скоростных параметров крана и квалификации машиниста. Применение машинистом прогрессивных приемов труда, знание технических возможностей крана и правильное их использование в работе позволяют снизить машинное время и продолжительность цикла. Они зависят также от квалификации машиниста, так как правильная подача груза позволяет сократить время установки его на место. Время на зацепку и отцепку груза зависит от совместной работы машиниста, стропальщика и монтажников, правильной установки крана на месте работы относительно места строповки груза и подбора строп или траверс.
Коэффициент использования крана по грузоподъемности Кг определяется отношением массы груза, поднимаемого краном, к его максимальной грузоподъемности и принимается как средняя масса груза при переработке краном грузов, различных по массе.
Коэффициент использования крана по времени в течение смены К* включает в себя организационные и технологические простои. Первые возникают при перемещении крана внутри строительного объекта с одного рабочего места на другое, техническом обслуживании крана, уточнении схемы монтажа строительных конструкций, вторые — при перестановке крана на одном рабочем месте с целью повышения удобства монтажа, замене стропующих или грузозахватных устройств.
Коэффициент использования крана по времени в течение смены Кв зависит от числа смен работы крана в сутки. В среднем коэффициент находится в пределах 0,77 0,82.
При разработке проекта монтажных работ на конкретном строительном объекте или ряде объектов определяют потребности в количестве кранов для выполнения запланированного объема работ.
В этом случае подсчитывают годовую эксплуатационную производительность крана, т/год, по формуле
л8.г=лэ.чг, где Т — время работы крана в течение года, ч.
Время работы крана в течение года, ч, подсчитывают по формуле, где п. — среднее число смен работы крана в сутки; m — продолжительность смены, ч; 7\ — затраты времени на все виды ремонтов, ч; Г2— количество нерабочих дней в году; 73 — общее время, затрачиваемое на перебазирование крана как внутри строительного объекта, так и между объектами, ч; Т4 — потери времени (простои) по метеорологическим причинам, ч.
Годовую производительность кранов можно повысить за счет увеличения количества смен работы на строительном объекте, а также путем сокращения количества и продолжительности ремонтов.