Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Процесс впуска в четырехтактном двигателе

Процесс впуска состоит в поступлении в цилиндр за первый такт свежего заряда. При этом может быть использована только часть всего полезного объема цилиндра. Объясняется это тем, что такту впуска предшествует такт выпуска. В пространстве сжатия остается часть отработавших газов — так называемые остаточные газы. Эти газы вследствие сопротивления в выпускном клапане и в выпускном трубопроводе имеют давление р. > р0, где р0 — давление атмосферного воздуха. При обратном движении поршня от в. м. т. давление остаточных газов понижается до атмосферного; затем падение давления продолжается до, при котором свежий заряд, преодолев сопротивление всасывающей системы, начинает поступать в цилиндр. Для оценки степени наполнения цилиндра свежим зарядом пользуются коэффициентом наполнения т).
Этот коэффициент может быть выражен в виде объемного, весового или мольного отношений при параметрах р0 и То заряда перед впускными органами двигателя: здесь Vg, Gg, Mg — действительное количество свежего заряда, поступившего в цилиндр, выраженное соответственно по объему, весу и в молях;
Vh, G0> М0 — теоретическое количество свежего заряда, выраженное соответственно по объему, весу и в молях.
Для выявления факторов, влияющих на величину г/н., рассмотрим процесс теплообмена, происходящий в цилиндре двигателя в период впуска.
Свежий заряд, поступая в цилиндр с параметрами р0 и Т0, прежде всего несколько повышает свою температуру от соприкосновения с внутренней поверхностью цилиндра (клапаны, днище поршня, стенки цилиндра). Поэтому температура заряда, поступающего в цилиндр, где AT — величина подогрева заряда о горячие стенки рабочего цилиндра.
Для двигателя без наддува параметры соответствуют параметрам окружающей среды.
При определении для двигателей с наддувом параметры следует заменить на давление и температуру наддувочного заряда.
Из выражения можно установить, что % возрастает с уменьшением температуры подогрева заряда о стенки AT, с увеличением давления и с уменьшением давления остаточных газов рг.
Значение AT зависит главным образом от числа оборотов двигателя (с увеличением п, AT уменьшается), от нагрузки (с увеличением нагрузки AT возрастает), от условия охлаждения двигателя (чем интенсивнее охлаждение, тем меньше AT) и от размеров цилиндра (у двигателей с большим рабочим объемом цилиндра AT оказывается меньше, чем у двигателей с малым объемом). Обычно AT = 10-5-20°.
Значение давления зависит главным образом от сопротивлений впускной системы и принимается равным 0,85—0,9 кг/см2. Для четырехтактных двигателей с наддувом ра = (0,92-7-0,96) рк, где рк — давление наддувочного воздуха в кг/см2.
Значение главным образом зависит от сопротивления выпускной системы двигателя. Величина рг в работающих двигателях без наддува равна 1,08—1,2am.
Значения практически достигнутого ч/н.для четырехтактных двигателей. При тепловом расчете двигателя, помимо коэффициента наполнения, пользуются также коэффициентом остаточных газов у.
Коэффициент остаточных газов есть отношение числа молей остаточных газов Мг к числу поступающего в цилиндр свежего заряда.
Коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра и оказывает значительное влияние на наполнение цилиндра.
Из формулы видно, что у тем меньше, чем больше степень сжатия е и температура остаточных газов и чем меньше давление остаточных газов. С увеличением е, т. е. с уменьшением пространства сжатия, коэффициент остаточных газов уменьшается.
С повышением увеличивается плотность остаточных газов, а следовательно, их количество, в связи с чем у возрастает. При повышении температуры Тг уменьшается плотность остаточных газов и их количество; поэтому у уменьшается.
По практическим данным у четырехтактных двигателей:
без наддува.............. Y И 0,03-4-0,06;
с наддувом.............. Y » 0,01-4-0,03;
Для определения температуры Та в конце наполнения или в начале сжатия воспользуемся уравнением.
Температурой задаются; ее можно принять равной 600—900° К; ошибка в оценке мало влияет на Та, так как должно быть умножено на малую величину у. Расчетное значение температуры Та для нормального режима работы двигателя:
четырехтактных ........... Та & 300-ь3409 К;
двухтактных............. Та « 310-*-380° К.
При наддуве Та зависит в основном от давления наддува и степени охлаждения воздуха.