Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Дизели Д 19/30

Дизели типа Д 19/30 двухтактные бес компрессорные со струйным распыливанием топлива. Эти дизели выпускаются в четырехцилиндровом (4Д 19/30-1) и шестицилиндровом (6Д 19-30) исполнении.
В стационарном исполнении двигатели предназначены главным образом для привода электрогенератора, а также могут использоваться для привода насосов, компрессоров и т. д.
Остов двигателей состоит из фундаментной рамы, блока цилиндров и крышек цилиндров.
Фундаментная рама чугунная литая, корытообразной формы с поперечными перегородками, в которых расположены коренные подшипники. Коренные подшипники состоят из двух стальных вкладышей, залитых баббитом БН, и чугунной крышки. В нижней части перегородок сделаны отверстия для свободного перетекания масла внутри рамы. Фундаментная рама служит также резервуаром для масла. В теле рамы проходит канал, являющийся центральной масляной магистралью, соединяющейся с вертикальным сверлением в раме.
Блок дизеля литой чугунный. В него вставляются чугунные цилиндровые втулки мокрого типа, имеющие три посадочных пояса и верхний уплотняющий буртик. В средней части гильзы расположены шесть продувочных и три выпускных окна.
К блоку крепятся индивидуальные крышки цилиндров. Они литые, чугунные с водяной полостью и камерой сгорания сферической формы. На крышке цилиндра крепятся форсунка, пусковой клапан, кран индикатора, а также газоотборный клапан (устанавливается два на двигатель) и водяной клапан, регулирующий количество воды, уходящей из дизеля.
Кривошипно-шатунный механизм. Коленчатый вал из углеродистой стали или литого чугуна. Дизели 4Д имеют четыре шатунные шейки, расположенные в двух взаимно перпендикулярных плоскостях друг к другу под углом 90°. Дизели 6Д имеют шесть шатунных шеек, расположенных под углом 60° друг к другу. По каналам в щеках и шейках вала подается смазка к коренным и шатунным подшипникам. К наружным щекам дизеля 4Д крепятся противовесы. К фланцу коленчатого вала крепится маховик; со стороны маховика на валу крепится шестерня привода продувочного насоса и кулачкового вала. На противоположном конце вала крепится шестерня привода масляного, водяного и топливоподкачивающего насосов.
Шатун дизеля из углеродистой стали с отъемной нижней головкой. Стержень шатуна круглого сечения. По оси стержня проходит канал для подвода смазки к поршневому пальцу и для охлаждения днища поршня. Нижняя головка шатуна имеет стальные вкладыши, залитые баббитом; верхняя головка неразрезная с втулкой игольчатого подшипника.
Поршень чугунный с плоским днищем, охлаждаемым маслом, которое разбрызгивается через сопло, ввернутое в верхнюю головку шатуна. Поршень имеет пять верхних компрессионных й два нижних маслосъемных кольца. Два верхних компрессионных кольца хромируются. Поршневой палец плавающего типа. Рабочая поверхность пальца подвергается цементации и закалке. С обеих сторон пальца поставлены заглушки, стянутые шпилькой с гайками.
К устройству газораспределения относятся выпускные и продувочные окна, а также продувочный нагнетатель. Продувочные и выпускные окна выполнены во втулке. Для лучшей продувки цилиндров продувочные окна направлены под углом к вертикальной оси цилиндра; в горизонтальной плоскости они направлены в точку, смещенную от центра.
У рассматриваемых дизелей имеется роторно-зубчатый нагнетатель, схема которого была дана на фиг. 152. Он приводится в действие от шестерни, закрепленной на коленчатом валу со стороны маховика, через шестеренчатую передачу. Давление, создаваемое им, 1,2 кг/см2.
Система топливоподачи состоит из топливоподкачивающего и топливного насосов, топливных фильтров, форсунок и топливопроводов.
Топливоподкачивающий насос коловратного типа, обеспечивает подачу топлива к топливному насосу под некоторым давлением независимо от расположения топливного бака.
Очистка топлива производится в сдвоенном топливном фильтре.
Топливный насос золотникового типа. На двигателе 4Д устанавливают два топливных насоса, а на двигателе 6Д — шести плунжерный блочный.
Приводятся насосы от кулачкового вала.
Форсунка дизеля закрытого типа со щелевым фильтром.
Регулятор дизеля центробежного типа всережимный. Поворотом маховичка, закрепленного на корпусе регулятора, устанавливают определенное число оборотов вала дизеля, которое в дальнейшем поддерживается регулятором.
Система смазки смешанная. Масляный насос засасывает масло со дна фундаментной рамы через приемный сетчатый фильтр и направляет в масляный фильтр и холодильник. Далее масло под давлением поступает в центральную масляную магистраль, представляющую собой трубу, расположенную в фундаментной раме и идущую параллельно ее оси. Отсюда масло направляется к коренным подшипникам и далее по сверлениям к шатунным шейкам, а затем по каналу в стержне шатуна идет на смазку поршневого пальца и к соплу шатуна, откуда оно впрыскивается в днище поршня, охлаждая его. Кроме того, под давлением смазываются подшипники кулачкового вала, толкатели топливного насоса, регулятор двигателя 4Д (регулятор двигателя 6Д находится под заливом масла). Подшипники продувочного насоса смазываются вручную масленками колпачкового типа. Внутренние стенки гильз смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос шестеренчатого типа односекционный. Привод насоса осуществляется от хвостовика шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней коленчатого вала.
Масляные фильтры и холодильник двигателя 4Д расположены в одном корпусе,, который устанавливается на крышке крепления агрегатов. В дизеле 6Д корпус фильтра масла отделен от холодильника. В корпусе масляного фильтра размещены четыре фильтрующих элемента сетчатого типа (два сдвоенных тонкой очистки и два грубой очистки). Холодильник представляет собой набор медных трубок, омываемых водой. Контроль температуры и давления масла осуществляется дистанционными приборами.
Система охлаждения может быть замкнутой и проточной. Дизель имеет водяной насос вихревого типа, приводящийся в движение шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней коленчатого вала.
Пуск производится сжатым воздухом из пусковых баллонов. Воздухораспределитель дискового типа. Двигатели снабжены двумя пусковыми баллонами общей емкостью 80—100 л. При зарядке баллонов пользуются газоотборным клапаном. При этом следует поворачивать маховичок до отказа. Регулировочный винт приподнимается и освобождает клапан. При повышении давления в цилиндре клапан будет подниматься и пропускать сжатый воздух, идущий по каналам 0, 6 и 1 и баллонам. При снижении давления клапан 7 садится в седло под действием противодавления в канале. После зарядки баллонов винт 3 завертывается до отказа маховичком и фиксируется контргайкой. Газоотборный клапан охлаждается водой, поступающей в кольцевую полость 9 на крышки рабочего цилиндра. Клапан 8 служит для предотвращения прорыва газов по резьбе регулировочного винта 3.