Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Дизели Ч 15/18

Дизели марки Д6 (по ГОСТ 64 15/18), а также В2 (по ГОСТ 124 15/18) выпускаются в нескольких модификациях, в зависимости от назначения.
Дизели Д6 и В2 имеют много одинаковых деталей.
Дизель В2 имеет охлаждение проточной водой; при наличии системы охлаждения с радиатором этот дизель имеет марку Д12.
Дизели Д6 и Д12 применяются для привода в стационарных условиях электрических генераторов переменного или постоянного тока, для привода компрессоров, воздуходувок, насосов и т. п. Двигатели типа В2 часто используются для привода буровых лебедок и грязевых насосов при бурении скважин, а также при групповом приводе буровых установок.
Дизели Д6 шестицилиндровые, с вертикальным однорядным расположением цилиндров, а дизели Д12 и В2 двенадцати цилиндровые с V-образным расположением цилиндров.
Рассматриваемые дизели имеют струйный распыл топлива. Нижняя часть камеры сгорания образована выемкой в поршне, более глубокой по краям и с выступом в центральной части. Такая форма камеры сгорания соответствует форме струй топлива, впрыскиваемых форсункой.
Остов двигателя Д6 состоит из картера и блока цилиндров. Двигатели Д12 и В2, кроме картера, имеют два блока цилиндров с углом развала 60°. Блоки цилиндров крепятся к картеру силовыми шпильками.
Картер служит основанием для монтажа всех деталей и узлов дизеля и состоит из двух частей: верхней и нижней, отлитых из чугуна. В гнездах верхнего картера установлены стальные вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, залитые свинцовистой бронзой. Каждый блок цилиндров состоит из стальных гильз и головки блока, отлитой из алюминиевого сплава. В головке блока для каждого цилиндра установлены два впускных и два выпускных клапана, форсунки и клапан системы воздушного пуска дизеля. Кроме того, на каждой головке блока размещено также по два распределительных вала для привода клапанов: один для впускных, другой для выпускных клапанов.
Кривошипно-шатунный механизм
Коленчатые валы у дизелей Д6 и Д12 одинаковы. Они цельнокованые, с пустотелыми шейками. Изготовляются из легированной высокопрочной стали 18ХНВА. На конце коленчатого вала со стороны привода
имеется фланец, к которому крепится маховик. К маховику крепится муфта, служащая для соединения дизеля с приводимым агрегатом. Коленчатый вал является главной масляной магистралью. Масло подводится к валу со свободного торца. Полости шеек с обеих сторон закрыты заглушками из алюминиевого сплава, которые стянуты шпильками. Шатунные шейки вала расположены в трех плоскостях под углом 120° друг к другу. Коренных шеек вал имеет семь.
У дизелей В2 коленчатый вал заканчивается не фланцем, а шлицами, и при помощи муфты дизель соединяется с приводным механизмом.
Шатуны дизелей изготовлены из легированной стали, штампованные, со стержнями двутаврового сечения. У дизелей Д12 и В2, кроме шести главных, имеется еще шесть прицепных шатунов, связанных с первыми шарнирно.
Вкладыши нижних головок шатунов дизеля Д6 стальные, залиты свинцовистой бронзой. Таковы же вкладыши нижней головки главных шатунов дизеля Д12. У дизеля В2 эти вкладыши из биметалла. Верхние головки главных шатунов (в том числе и у дизеля Д6) и обе головки прицепных шатунов снабжены бронзовыми втулками.
Поршни рассматриваемых дизелей выполнены штампованными из алюминиевого сплава АК-4. Поршневых колец, выполненных из чугуна, пять; два верхних — уплотнительных и три нижних — маслосъемных.
Поршневой палец пустотелый, плавающего типа, изготовлен из легированной стали.
Механизм газораспределения этих дизелей несколько своеобразен. Как уже указывалось, здесь каждый цилиндр снабжен двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Этим уменьшается скорость газов в клапанах и улучшается наполнение цилиндра. Работа клапанов осуществляется непосредственным воздействием кулачков верхних распределительных валов. Приводятся эти распределительные валы при помощи вертикальных и наклонных валиков, конических и цилиндрических шестерен.
Система топливоподачи включает в себя топливный насос, топливоподкачивающий насос, фильтры, форсунки. Схема питания представлена на рисунке. Топливоподкачивающий насос коловратного типа служит для подачи топлива из топливного бака через фильтр к топливному насосу. Вследствие значительного сопротивления движению топлива по трубопроводам и особенно через топливный фильтр, надобность в топливоподкачивающем насосе не отпадает даже в том случае, если бак с топливом расположен выше топливного насоса.
Устройство топливного фильтра (у двигателей Д12 и В2 их два) было показано на фиг. 120.
Топливный насос золотникового типа работает по такому же принципу, как и насос двигателей 44 14,5/20,5. У дизелей Д6 он блочный, шести плунжерный, а у дизелей Д12 и В2 — блочный двенадцати плунжерный. На корпусе топливного насоса смонтирован всережимный регулятор, схема действия которого дана на фиг. 107.
Форсунки у дизелей закрытого типа с щелевым фильтром. Устройство их дано на фиг. 118.
Система смазки двигателей смешанная, с сухим картером. На фиг. 164 дана схема рекомендуемых заводом-изготовителем систем смазки и охлаждения дизеля Д6. Смазка рассматриваемых дизелей под давлением обеспечивается трех секционным шестеренчатым насосом, две секции которого откачивают масло из картера. Устройство этого насоса дано на фиг. 144. Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, втулки верхних головок шатунов и поршневые пальцы. Очистка масла производится в комбинированном масляном фильтре двойной очистки, устройство которого дано на фиг. 149. Этот фильтр устанавливается на двигателе в горизонтальном положении.
В систему охлаждения входят: циркуляционный водяной насос, трубопроводы, баки или радиаторы.
Пуск рассматриваемых дизелей производится электростартером или сжатым воздухом. Основным является пуск электростартером.
Резервная система пуска сжатым воздухом включает в себя воздухораспределитель, трубопроводы, клапаны. Воздухораспределитель дизелей Д6, Д12 и В2 дан на фиг. 139 и 140.
Дизели Д6 и Д12 имеют замкнутую систему охлаждения. Вода охлаждается в трубчатом радиаторе, обдуваемом выносным вентилятором. В системе охлаждения отсутствуют устройства для автоматического регулирования температуры воды. Для контроля за температурой воды на двигателе установлен дистанционно.