Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Топливоподкачивающие насосы

Подкачивающие насосы (поршневые, ротационные или шестеренчатые) создают давление порядка 0,5—2,5am. На рисунке дана схема действия поршневого топливоподкачивающего насоса. При движении поршенька под действием пружины вниз топливо через клапан 6 проходит в полость 3. Одновременно из полости тем же поршеньком находящееся там топливо вытесняется к основному топливному насосу. При воздействии кулачка 1 на роликовый толкатель поршенек приподымается, и топливо из полости 3 переходит через клапан в полость.
Если давление в нагнетательной линии достаточно, то дальнейшей подачи топлива не будет, так как поршенек сжимает пружину о и остается в верхнем положении до тех пор, пока давление в нагнетательной линии не упадет. На фиг. 121, в показан момент, когда противодавление в полости 2 остановило поршенек в определенном положении. Обычно рассматриваемый тип насоса имеет рычаг ручной подкачки (на схеме не показан), соединенный с роликовым толкателем 9. Этим приспособлением можно перед пуском двигателя заполнить топливом топливопровод от подкачивающего до основного топливного насоса.
Один из типов ротационного (коловратного) топливоподкачивающего насоса представлен на фиг. 122. В корпус насоса 1 запрессована гильза 5, имеющая окна 10 и 11. Внутри гильзы эксцентрично расположен ротор 4 с лопатками 2, внутренние концы которых опираются на свободный ролик 3, а наружные скользят по стенкам гильзы. При вращении ротора лопатки через окно 11 в гильзе засасывают топливо, а через окно 10 нагнетают его к основному топливному насосу. При возникновении в магистрали избыточного давления топливо через перепускной клапан 6 возвращается в пространство всасывания. Давление перепуска регулируется пружиной 7. В насосе имеется вспомогательный клапан, прижимаемый к перепускному клапану слабой пружиной 9. При заполнении топливной системы топливо сверху давит на перепускной клапан, отжимает вспомогательный клапан и через отверстие в перепускном клапане поступает к фильтру и топливному насосу.
Схема топливоподкачивающего насоса шестеренчатого типа дана на фиг. 123. Насос состоит из корпуса, в котором вращаются две шестерни в противоположных направлениях: шестерня 2—ведущая, а 4 —ведомая. Зазор между зубьями шестерен и внутренней стенкой корпуса делается минимальным. В корпусе имеются два канала — всасывающий, куда топливо подводится из бака по трубе, и нагнетательный. Топливо, находящееся в пространстве между зубьями каждой шестерни, переносится из всасывающего пространства в нагнетательное. Здесь оно вытесняется зубьями шестерен при их зацеплении. Если давление в нагнетательном канале превысит допустимое, то открывается клапан 5, перепускающий часть топлива во всасывающий канал, к которому присоединена также трубка 8, отводящая топливо от форсунок.
Топливопроводы, соединяющие топливный насос с форсунками, выполняются из толстостенных (толщиной 2—3,5 мм) цельнотянутых стальных труб.