Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Плунжер

Основные узлы насосной секции— плунжерная и клапанная пара. На фиг. 112, а показано устройство одной секции топливного насоса золотникового типа, а на фиг. 112, б — внешний ее вид без корпуса нагнетательного клапана.
Здесь плунжер 6 перемещается в неподвижной гильзе 3. Через два окна 4 в верхней части гильзы происходит впуск топлива в рабочую полость. Одно из окон, расположенное против винтовой кромки плунжера, служит также для вытекания топлива из над плунжерной полости при окончании нагнетания.
Плунжеры топливного насоса приводятся в движение от кулачка. Между кулачком и плунжером установлен толкатель 2, положение которого можно регулировать винтом 3. Регулировочные винты устанавливаются так, чтобы все плунжеры осуществляли начало нагнетания с одинаковым опережением.
Поворот плунжера производится зубчатой рейкой и венцом, закрепленным на поворотной втулке 2. Зубчатая рейка связана с регулятором. Поворотная втулка свободно поворачивается на гильзе плунжера. В нижней части поворотной втулки имеются две вертикальные прорези, в которые входит выступ 1 плунжера 6. Таким образом, регулятор тянет рейку в зависимости от нагрузки вправо или влево, что влечет поворот втулки; она, в свою очередь, устанавливает плунжер в определенном положении.
В некоторых случаях в бес компрессорных дизелях применяются насосы, работающие на принципах, отличных от рассмотренных.
На рисунке представлен схематически насос, изменение дозировки топлива в котором достигается изменением хода плунжера. Здесь плунжер 1 отжимается пружиной 2, вследствие чего его ролик 3 прижимается к кулаку 4. Этот кулак имеет косой выступ, указанный в разрезе по фигуре. Когда ролик плунжера сбегает с выступа кулака, вращающегося вместе с валиком 6 регулятора 10, то пружина 2, разжимаясь, опускает плунжер вниз, и через шариковый всасывающий клапан 7 топливо заполняет над плунжерное пространство 9. Когда, при дальнейшем повороте, выступ кулака набежит на ролик, плунжер, преодолев сопротивление пружины, приподнимается. В над плунжерном пространстве создается давление, и топливо через нагнетательный шариковый клапан 8 пропускается к форсунке. Чем больше ход плунжера, тем большее количество топлива вытесняется за каждый ход плунжера в цилиндр двигателя. Изменение хода плунжера в зависимости от нагрузки достигается тем, что кулак, сидящий на шпонке валика, может под действием регулятора перемещаться вдоль оси этого валика. При уменьшении нагрузки, когда число оборотов несколько возрастает, грузы регулятора расходятся, что заставляет кулак переместиться вправо; под ролик подходит более низкая часть выступа кулака, ход плунжера уменьшается, сокращается порция топлива, подаваемая в цилиндр. При возрастании нагрузки происходит противоположное, т. е. под ролик подходит более высокая часть выступа, ход плунжера возрастает, количество впрыскиваемого в цилиндр топлива увеличивается. Крайнему левому положению кулака будет соответствовать максимальная подача, а крайнему правому — нулевая, так как ролик будет кататься по цилиндрической части кулачка и подача топлива совсем прекратится.
Работе такого насоса будет сопутствовать меняющийся при переменных нагрузках момент конца подачи топлива и, в зависимости от профиля кулака, может изменяться или сохраняться момент начала подачи топлива.
На рисунке дана схема насоса с дроссельным игольчатым клапаном. Здесь под действием кулачка имеет постоянный ход плунжер 2. Однако при нагнетательном ходе не все топливо, находящееся в полости 3, подается в цилиндр, так как часть ее перепускается через зазор, образованный между игольчатым клапаном и его седлом. Количество перепускаемого топлива определяется величиной зазора, который зависит от положения рычага 6, связанного с регулятором. При полном закрытии игольчатого клапана все топливо направляется через нагнетательный клапан 4 в цилиндр. Чем больше открыт игольчатый клапан, тем более свободно через него перетекает топливо и меньшая доля попадает в цилиндр. При значительном открытии игольчатого клапана топливо через него может полностью перетекать, и тогда на всем нагнетательном ходе плунжера подачи топлива к форсунке не будет.
По мере открытия дроссельного игольчатого клапана давление, при котором происходит подача топлива к форсунке, падает, вследствие чего качество распыливания топлива ухудшается.
Топливный насос, испытывающий в момент нагнетания очень большое давление, изготовляется из материала повышенного качества и требует тщательного выполнения и пригонки частей. Корпус насоса изготовляется из кованой стали. В топливных насосах бес компрессорных дизелей сопряжения деталей «плунжер—гильза» и «нагнетательный клапан — седло» должны обеспечивать особо высокую плотность при больших давлениях. Вследствие этого они обрабатываются со значительной точностью и называются прецизионными (особо точными).
Детали прецизионных пар изготавливают из сталей ШХ15 или ХВГ с цианированием поверхности (для клапанов). Изготовление, испытание и приемку насосов производят в соответствии с ГОСТ 7745-55.