Главная | Карта сайта | ДВС | Статьи

Фильтр масляной системы

Фильтры масляной системы включаются в масляную магистраль, как правило, до холодильника, так как нагретое масло имеет меньшую вязкость, а следовательно, получается меньшее сопротивление при фильтрации. Фильтры часто делаются сдвоенными, что дает возможность очищать один из них при работе другого. Конструкции фильтров весьма разнообразны и зависят от мощности, быстроходности двигателей и сорта применяемого смазочного масла. В тихоходных стационарных двигателях обычно ограничиваются грубой фильтрацией. Быстроходные дизели требуют более тщательной фильтрации масла. Здесь часто фильтры состоят из двух фильтрующих устройств. В первом производится грубая (предварительная) очистка масла от механических примесей, во втором —тонкая очистка. Фильтрующим элементом при грубой очистке служит металлическая сетка или щели. На напорных магистралях тихоходных двигателей фильтрующие сетки имеют 50—200 отверстий на 1 см2, а в быстроходных—до 10000. В щелевых фильтрах масло очищается при проходе его через щели шириной 0,03—0,1 мм. Фильтры грубой очистки включаются в систему последовательно, и через них пропускается все циркулирующее в системе масло. Фильтры тонкой очистки включаются в масляную систему параллельно, и через них пропускается только часть масла (до 20%), которая в маслосборнике смешивается с остальным маслом. Так, на схеме количество масла, пропускаемое через фильтр тонкой очистки, определяется калиброванным отверстием в стяжном болте.
Фильтрующим элементом в фильтрах тонкой очистки могут служить войлок, ткани и другие волокнистые вещества. Наибольшее распространение получили картонные фильтры. На рисунке представлен сменный фильтрующий элемент картонного фильтра АСФО. Он представляет собой щелевой фильтр, состоящий из набора картонных пластин 6, между которыми установлены прокладки 4. Между пластинами образуются пространства, отделенные друг от друга ребрами прокладок. На ребрах выдавлены лучевые канавки 5, выходящие открытым концом в центральное отверстие элемента. Стяжка элемента осуществляется с помощью стяжек 1 и 3 и двух колец.
Масло, поступающее в корпус фильтра, просачивается между пластинами 6 и прокладками 4, заполняет пространство между ними и затем просачивается в щели между пластинами и ребрами, попадая на лучевые канавки 5. По канавкам масло проходит в центральное отверстие элемента, откуда отводится по центральной трубке корпуса фильтра. Механические примеси, смола, кокс и пр. задерживаются между пластинами, и ребрами.
На рисунке представлен комбинированный масляный фильтр двойной очистки. Насосом масло подается внутрь корпуса фильтра.
В качестве фильтров грубой очистки здесь помещены двойные ленточные щелевые фильтры 4 и 3, где в щелях, образованных ленточной навивкой, остаются частицы механических примесей, размер которых превышает размер щели. Основная часть масла направляется в двигатель через щелевые фильтры по путям, указанным стрелками. Небольшая же часть масла, пройдя элемент тонкой очистки 5, проходит через сверление в стяжном стержне 2 и отводится в картер.
Количество масла, прокачиваемое в единицу времени через систему смазки, зависит от количества отводимого ею тепла и примерно соответствует 2—8 л. с. ч. Для обеспечения указанной интенсивности циркуляции давление в системе смазки составляет: для тихоходных двигателей с воспламенением от сжатия      0,8—1,8 кг/см2 для быстроходных карбюраторных двигателей и двигателей с воспламенением от сжатия........ 2—5 кг/см2 для двигателей повышенной мощности и быстроходности 6—9 кг/см3.
Удельный расход масла (как следствие испарения и выгорания) примерно составляет 2—10 г/л. с. ч.
Для различных типов двигателей внутреннего сгорания выпускается большой ассортимент смазочных масел. Для смазки цилиндро-поршневой группы и подшипников тихоходных дизелей, а также для газовых и калоризаторных двигателей применяются моторные масла марки Т (ГОСТ 1519-42). Для смазки быстроходных дизелей применяются в соответствии с ГОСТ 5304-54 дизельные масла марок Дп-8, Д-11, Дп-14. Для высокооборотных быстроходных дизелей и карбюраторных двигателей с подшипниками из свинцовистой бронзы используются авиационные масла марок МС-14, MC-1J и МС-24 (ГОСТ 1013-49).
Для компрессоров низкого давления и двухступенчатых компрессоров среднего давления применяется компрессорное масло марки 12 (М), а для многоступенчатых компрессоров повышенного давления — марки 19 (Т) (ГОСТ 1861-54).
В табл. 14 (стр. 245) приведены некоторые физико-химические свойства масел, указанных выше.
Для достижения минимального расхода масла при эксплуатации двигателя следует пользоваться смазочным маслом, рекомендуемым заводом-изготовителем.
При циркуляционной системе смазки в условиях нормальной эксплуатации двигателя замену масла обычно производят через следующее число часов:
у тихоходных двигателей............... от 250 до 750;
у быстроходных двигателей.............. » 100 » 300
Длительность работы масла может быть значительно увеличена при использовании масляных фильтров тонкой очистки и периодической сепарации масла. Показателем необходимости смены масла в тихоходных дизелях обычно считается увеличение содержания механических примесей —до 1,5%, кокса — до 3% и температура вспышки в открытом сосуде ниже 150° С.