Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | КП | Статьи

Расчет технико-экономических показателей проекта

Расчет доходов и прибыли АТП от эксплуатации автобусов
Способ расчета доходов от эксплуатации автобусов на маршруте зависит от характера перевозок. Для городских автобусных маршрутов доходы в рублях рассчитывают через годовой объем перевозок пассажиров и единый тариф за одну поездку
Д —QTn/100, где Тп — тариф за поездку 1 пассажира1, коп.
В отдельных случаях в городах устанавливают плату за поездку 1 пассажира —3, 4, 6, или 8 коп. (принять по данным АТП).
Для пригородных (без остановок в черте города) и междугородных автобусных маршрутов доходы могут быть рассчитаны двумя способами — через объем перевозок пассажиров и через пассажирооборот.
Первый способ. Доход от эксплуатации автобусов
Д-QTn,
где Q — годовой объем перевозок пассажиров, пасс.; Ти — поясной тариф2 за поездку 1 пассажира в зависимости от расстояния поездки, типа автобуса (жесткий или мягкий) и типа маршрута (внутриобластной или межобластной), руб.
1 Единый тариф на поездку 1 пассажира в черте города зависит от средней дальности поездки пассажиров и обычно составляет 5 коп., что соответствует средней дальности поездки в 3,33 км, т. е.
Тп = 1,5-3,33 = 5 коп.,
где 1,5 — тарифная ставка за поездку 1 пассажира на расстояние 1 км, коп./пасс-км.
2 Размер поясного тарифа см. в [12].
187
Второй способ. Доход от эксплуатации автобусов
Д-^Pd/W,
где Р — годовой пассажирооборот, пасс-км; d — доходная ставка за 1 пасс-км (для автобусов с жесткими сиденьями — 1,5 коп., для автобусов с мягкими сиденьями — 2,0 коп.).
Второй способ расчета доходов применим лишь при расстоянии поездки пассажиров до 300 км, так как при расстоянии поездки свыше 300 км тарифная плата за каждый пассажиро-километр снижается. Поэтому при средней дальности поездки пассажира более 300 км доходы на маршруте должны быть рассчитаны либо по первому способу (через поясной тариф), либо через размер доходной ставки за 1 пасс-км (принятый по данным АТП), где Д и Р — соответственно доходы на маршруте и пассажирооборот при существующей организации перевозок пассажиров.
Второй способ расчета доходов применим также для пригородных маршрутов, имеющих промежуточные остановки в черте города, когда поездки оплачиваются по единому тарифу, а за чертой города — по поясным тарифам. В этом случае доходная ставка будет отклоняться от 1,5—2,0 коп. в зависимости от объема городских перевозок, приходящихся на этот пригородный маршрут, и поэтому ее размер в проекте следует принять по данным АТП за последний отчетный год.
Доходная ставка на маршруте за 10 пасс-км, коп.,
d= Юз Д1Р'
где Д — доходы на маршруте, руб.; Р — годовой пассажирооборот, пасс-км.
Отчисления на строительство и содержание дорог республиканского значения (2% от суммы доходов) Од = 0,02 Д.
188
Финансовый результат — прибыль от эксплуатации автобусов на маршруте
П = Д Рэк .Q д, где Рэк — расходы на эксплуатацию автобусов, руб.
Далее в этой части расчетно-пояснительной записки к проекту должны быть рассчитаны: стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, приходящихся на маршрут, рассматриваемый в проекте. Методика выполнения этого расчета такая же, как и в дипломных проектах по грузовым автомобильным перевозкам.