Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Показатели производственной структуры

Основные показатели производственной структуры объединения Мосавтотехобслуживание в 1982 г. представлены в табл. 8, которая позволяет сделать вывод, что в формировании все более прогрессивной производственной структуры по мере роста масштабов объема услуг возрастают трудности, требуются более развитые методы и средства решения этих проблем.
На формирование производственной структуры объединения влияют:
состав и структура парка легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, конструктивные особенности автомобилей, соотношение между их количеством и возрастом;
специализация, профиль, количество рабочих постов на всех СТОА города, их общая производственная площадь, количество работающих и другие показатели;
технологический процесс, материально-техническая база СТОА — профиль их оборудования, применяемые механизмы, приборы и другие технические устройства;
объем услуг, трудоемкость видов ремонтных работ и услуг по техническому обслуживанию автомобилей.
В свою очередь, производственная структура объединения влияет на все экономические показатели деятельности объединения и в том числе на объем реализации услуг, машино-заездов, прибыль, рентабельность. За истекшие годы накоплен опыт формирования производственной структуры объединения, ее совершенствования и выравнивания диспропорций между потребностями в услугах автосервиса и составом, и специализацией СТОА.
Обновление производственной структуры объединения — это процесс непрерывный, и его, как показывает опыт, необходимо постоянно осуществлять. Иначе накапливающиеся из года в год противоречия между спросом и возможностями из-за изменения состава и структуры парка транспортных средств, ввода новых и выбытия старых производственных мощностей будут снижать экономическую эффективность всей системы автосервиса.
Автосервис Мосавтотехобслуживание — это не механическое объединение СДОА, СТОА, СТП и ГО, отдельных цехов, а единая система ремонтного производства собственных автомобилей граждан. В нем отлажены производственные, технические, материально-технические связи, потоки автомобилей, наличие запасных частей; организованы информационный обмен и управленческие процессы. Строго в соответствии с профилем, специализацией ремонта и технического обслуживания каждого предприятия готовятся кадры, осуществляются учебные мероприятия для ИТР и служащих.
В объединении уже имеются свыше 63 тыс. м2 производственных площадей, основная часть которых обновлена, модернизирована, соответствует техническим требованиям и условиям организации современного автосервиса.
В общей характеристике производственных возможностей московских СТОА интересен относительный показатель — количество (м2) производственной площади, приходящейся на один рабочий пост. В среднем по объединению этот качественный показатель составляет примерно 130 м. Важным является и другой относительный показатель — количество машино-заездов, приходящихся за год на один рабочий пост. С его помощью также характеризуются качественный уровень производственных мощностей и обусловленные ими возможности организации ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Опыт объединения Мосавтотехобслуживание показывает, что, если не иметь долгосрочной программы развития с дифференциацией этапов совершенствования производственной структуры, то уже достигнутые результаты могут вызвать желание сохранить на более или менее продолжительный период промежуточную производственную структуру. И это вполне понятно. Ведь преодоление диспропорций потребностей в автосервисе и возможностей удовлетворить их достигается ценой больших усилий, затрат. Однако опыт объединения Мосавтотехобслуживание также убеждает в том, что пока не достигнут оптимум в экономических показателях удовлетворения постоянно меняющейся потребности в услугах, совершенствование производственной структуры объединения и его предприятий необходимо поэтапно продолжать. И для этого, не считаясь с организационными трудностями, необходимо идти по пути расширения номенклатуры услуг автосервиса, повышения их комплексности, перераспределения между отдельными СТОА, СДОА видов услуг, развития специализации, перемещения оборудования, переквалифицирования людей в соответствии с задачами новой работы в условиях измененного профиля СТОА, изменения потоков информации, системы управления и т. д.
Подобная перестройка — дело не одного года, так как в движение приводятся все элементы производства, решаются задачи их лучшей пространственной организации в черте города, где более чем 30 районов. С перестройкой производственной структуры объединения Мосавтотехобслуживание все годы его существования постоянно связана задача оптимизации разделения труда внутри каждой его СТОА, СДОА, СТП и ГО.
Большое значение достигнутого в объединении опыта по совершенствованию производственной структуры, развитию внутрифирменного разделения труда, уточнению профиля СТОА, СДОА, их отдельных цехов, участков подтверждается ежегодным ростом экономических показателей в среднем на 3—6%, что наглядно иллюстрируется выполнением плана по объему реализации продукции и услуг в 1981—1982 гг.
Характерно, что и относительно небольшие СТОА с объемом реализации продукции и услуг 300—400 тыс. руб. в год, например, такие, как СТОА-7, СТОА-15, СДОА, и сравнительно крупные СТОА с общим объемом годовых услуг 1 млн. руб. и более, которые находятся в более благоприятных условиях благодаря значительным организационным усилиям и мероприятиям по совершенствованию своей производственной структуры, имеют ежегодный прирост этого главного показателя на уровне 5—6% и более.
Из табл. 9 также видны размеры СТОА объединения, соотношение между ними, а также общий объем оказываемых ими услуг в некоторых районах Москвы. Другими словами, по данным табл. 9 можно судить о потенциальных возможностях и производственной мощности основных СТОА объединения. Эти количественные показатели объема реализации услуг и продукции являются результатом многолетних наблюдений организационных усилий коллективов по совершенствованию производственной структуры СТОА, выравниванию внутренних диспропорций между отдельными видами услуг и возможностями цехов и участков. В дополнение рассмотрим еще и некоторые качественные показатели, характеризующие производственную структуру объединения.
Во всех производственных единицах объединения увеличился объем продукции с одного поста и составил в целом по объединению в 1982 г. 18,9 тыс. руб. вместо 18,2 тыс. руб. в 1981 г.
Общее количество машино-заездов в 1982 г. возросло по сравнению с 1981 г. на 3,7% и составило 612,7 тыс. ед., в том числе 606,1 тыс. машино-заездов индивидуальных владельцев, или 98,9% от общего количества.
Помимо общих для всех СТОА страны проблем по совершенствованию производственной структуры московским станциям технического обслуживания приходится сталкиваться со своими специфическими задачами как-то: освоение ремонта автомобилей в гаражно-строительных кооперативах; выравнивание диспропорций между локальными, косвенными, комплексными и интегральными услугами; особенности функционирования крупного производственного объединения; перегрузка одних рабочих постов (жестяницкие работы, ремонт кузовов и окраска) и недогрузка других; особые возможности маневра внутри объединения за счет передачи части работ другим СТОА, т. е. усиления кооперации и т. д.
Другими словами, в объединении Мосавтотехобслуживание наряду с типичной для всех СТОА страны сложностью организации рабочих мест из-за многообразия моделей автомобилей, большого количества наименований ремонтируемых деталей, узлов, изобилия видов инструментов, приборов, оборудования, установленного у каждого рабочего поста, приходится учитывать специальные социальные, правовые, психологические, энергомеханические, технические, наконец, экономические местные требования.
Современные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей насыщены и продолжают насыщаться дорогостоящим технологическим оборудованием.
Эти тенденции находят отражение в таких показателях, как стоимость одного рабочего поста автотехобслуживания и фондоемкость. Первый из них характеризует отношение общей или среднегодовой стоимости основных производственных фондов к общему количеству рабочих постов. В 1982 г. он по отдельным СТОА объединения Мосавтотехобслуживание изменялся от 50 до 80 тыс. руб. Второй показатель определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к стоимости реализованных за этот год услуг и продукции.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70