Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Организация заработной платы в автосервисе

В объединении систематически проводится работа по поиску лучших, более рациональных форм построения системы заработной платы, чтобы с учетом современных задач достигнуть в большей мере сочетания интересов всего коллектива в целом и личных интересов отдельных работников. При этом взят курс на развитие заинтересованности работников СТОА в повышении своей квалификации, в более совершенном овладении техникой ремонта, организацией обслуживания автомобилей, что в конечном счете обеспечивает овладение технологией новых, более сложных комплексных услуг автосервиса, более экономное расходование ресурсов и рост производительности труда.
Уровень заработной платы в объединении находится в прямой зависимости от количества, качества, выполнения норм труда. Чем выше результаты, тем выше реальная заработная плата работающих.
Программа социального развития, повышения народного благосостояния предусматривает в одиннадцатой пятилетке «увеличить среднемесячную заработную плату рабочих и служащих на 13—16% и довести ее уровень к концу пятилетки до 190—195 руб. в месяц».
В объединении уровень заработной платы планируется системой показателей пятилетнего и годового планов. Регулирование заработной платы осуществляется так, чтобы рост производительности труда опережал темпы роста заработной платы. Осуществляется это путем планирования фонда заработной платы и установления норм оплаты для работников разных категорий с учетом различий производственных условий в больших, средних и малых СТОА.
Для оценки сложившейся системы организации заработной платы в объединении рассмотрим фактические данные.
Фонд заработной платы является одним из важнейших показателей плана. Поэтому в объединении исходят из того, что всякое необоснованное увеличение установленных планом фондов заработной платы неизбежно ведет к повышению себестоимости услуг и продукции. Все это определяет необходимость осуществления строжайшего контроля за правильным расходованием установленных фондов заработной платы на каждом предприятии.
Плановый фонд заработной платы промышленно-производственного персонала объединения в 1980 г. в пересчете на фактическое выполнение объема реализации услуг и продукции был использован таким образом, что по итогам года была получена относительная экономия в размере 21,8 тыс. руб.
Показатель «Фонд заработной платы» тесно связан с показателями «Производительность труда» и «Среднемесячная заработная плата». Поэтому необходимо их последовательное, совместное изучение для установления объективного вклада в хозяйственную деятельность объединения.
При анализе выполнения плана по труду большое значение придается изучению данных о среднемесячной заработной плате и ее изменении.
Среднемесячная заработная плата одного работающего из числа промышленно-производственного персонала в целом по объединению составила в 1980 г. 156,9 руб., или 100,6% к плану и 99,4% к отчету 1979 г.
Увеличение среднемесячной заработной платы в 1980г. по сравнению с 1979 г. на СТОА техцентра на Варшавском шоссе, включая цехи 1 и 2 на СТОА-1, на станции техпомощи (в цехах 2 и 14) экономически себя не оправдало, так как привело к нарушению соотношения между ростом производительности труда и средней заработной платой. На остальных СТОА объединения увеличение среднемесячной заработной платы не вызвало нарушения указанного соотношения, явилось экономически целесообразным и способствовало повышению эффективности производства.
В табл. 35 представлена среднемесячная заработная плата (руб.) одного работающего из числа промышленно-производственного персонала объединения. Из табл. 35 следует, что в десятой пятилетке среднемесячная заработная плата одного работающего увеличилась в целом по объединению со 157,9 руб. в 1979 г. до 166,8 руб. в 1981 г. В 1983 г. ее величина по объединению приблизилась к 168,0 руб. (также с учетом выплат из фонда материального поощрения). Такую динамику подтверждает и табл. 36.
Из табл. 36 следует, что в 1979 г. близкую к средней по объединению заработную плату (157,9 руб.) имели лишь 6 подразделений. У 9 из них заработная плата была выше средней и у 9 подразделений ниже средней. В 1980 г. произошло общее смещение среднемесячной заработной платы в сторону больших значений.
Для сравнения заметим, что в 1980 г. так же, как в объединении Мосавтотехобслуживание, показатели среднемесячной зарплаты (157 руб.) или близкие к ним имели: организации Минавтопрома СССР (154 руб.), в том числе автосервис Таджикской ССР (156 руб.), объединение «Москвич» (158 руб.).
При этом в системе Автотехобслуживание СССР среднемесячная заработная плата одного работающего СТОА в 1980 г. равнялась 156 руб. Но были и такие организации, где она была выше (184 руб. в РСО Латвийской ССР; 200 руб. — в РСО Эстонской ССР) и ниже (124 руб. в РСО Грузинской ССР; 134 руб. в РСО Азербайджанской ССР). Такие колебания в размере среднемесячной зарплаты (от 124 до 200 руб.) в 1980 г. в системе естественно, не свидетельствуют о качестве организации работной платы: ведь номенклатура услуг в среднем в стране идентична. Резервы экономного хозяйствовали, как видно из этих данных, еще очень велики.
В организации заработной платы всевозрастающая роль отводится экономическому стимулированию количества и качества труда. О масштабах расходов средств экономического стимулирования в объединении Мосавтотехобслуживание можно судить по данным в тыс. руб.) табл. 37.
Сметой 1981—1982 гг. предусматривались выплаты премий ИТР и служащим с учетом социально-культурных мероприятий и выполнения встречного плана по прибыли, так как встречный план в 1982 г. объединением не занимался, образовалась экономия в использовании средств фонда материального поощрения по статье «Текущее премирование».
Эффективным средством стимулирования труда и совершенствования форм, методов его организации служит фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, который в объединении в 1982 г. составил 214 тыс. руб. Использование этих средств в тыс. руб. характеризуется данными табл. 38.
Система организации труда, заработной платы, сумма средств фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в объединении оказали положительное влияние на организацию ремонта и обслуживания автомобилей.
Опережение роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы является одним из важнейших условий эффективности СТОА. Несоблюдение этого соотношения неизбежно приводит к перерасходу фонда заработной платы и повышению себестоимости услуг и продукции.
В целом по объединению отмечается опережающий рост производительности труда промышленно-производственного персонала по сравнению с ростом средней заработной платы (например, коэффициент опережения в 1982 г. равнялся 1,04). Однако указанное соотношение не выдержано на СТОА техцентра (0,93), включая цехи 1 и 2, на СТОА-1 (0,99), на станции техпомощи (0,71) в цехе 2 (0,95) и в цехе 14 (0,87).
В объединении имеет место также опережающий рост производительности труда одного работающего промышленно-производственного персонала по сравнению с ростом заработной платы. Их соотношение см. в табл. 39.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70