Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | Статьи

Повышение эффективности и качества услуг и продукции

В современных условиях, когда так остро выдвигается требование повысить эффективность и качество услуг и продукции, для осуществления этих целей необходима постоянно возрастающая материально-техническая база. Другими словами, необходимо иметь все больше основных фондов, а в их структуре все большей должна быть доля активной части — оборудования, приборов, стендов, систем приспособлений и механизмов, средств контроля, диагностики и регулирования. На рис. 3, 4, 5 представлены в качестве примеров три типа из многих возможных вариантов научной организации рабочих мест: 1 — с подъемником; 2 — с осмотровой канавой; 3 — с комплексом диагностических приборов и систем оборудования. Все они имеют современное оборудование и устройства, необходимые для высокопроизводительного и экономического труда. Организация таких рабочих постов в автотехобслуживании требует больших затрат и на основные фонды, и на повышение квалификации рабочих, и на поддержание высокого ритма их загрузки.
Применение специализированного, высокопроизводительного, механизированного и автоматизированного оборудования не исключает необходимости широкого использования на многих операциях и ручного инструмента. В современных автомобилях из-за довольно тесной компоновки агрегатов не все места доступны для стандартного инструмента. Практически каждый новый автомобиль требует специализированного только ему присущего инструмента. Вопрос полного обеспечения работников нужным инструментом приобретает особое значение при современных методах организации поточного обслуживания и сдельной оплате труда. Важное значение имеют также специальные щиты, шкафы, ящики, тележки и другое оборудование для хранения инструмента у места работ, обеспечивающие быстроту нахождения и правильность укладки его после использования.
Уровень фондовооруженности на одного работающего из числа промышленно-производственного персонала СТОА в 1982 г. в целом по всей системе Автотехобслуживание СССР составил 8696 руб. и вырос только за один год на 3%. По ВПО Союз автотехобслуживание этот показатель в том же году был равен 8614 руб., в объединении Мосавтотехобслуживание он достиг наивысшего уровня по стране и составил 11 970 руб., что превышает среднее значение фондовооруженности и является примером полного и эффективного использования производственного потенциала автосервиса.
Связь между количеством рабочих постов и числом рабочих зависит от системы и принципов организации работы на предприятии в целом. В большинстве случаев рабочие закреплены за определенными постами и специализируются на конкретных видах работ. Это дисциплинирует их и помогает содержать в чистоте рабочие места.
В объединении уделяется исключительно большое внимание бригадным формам организации труда, осуществляется постоянный поиск оптимального сочетания интересов производства с интересами бригад, отдельных их членов. Это связано с необходимостью обеспечения роста производительности труда, усиления материальной и моральной заинтересованности, с необходимостью улучшения использования производственного потенциала, укрепления дисциплины и правопорядка. Большую помощь здесь оказывает концентрация услуг, которая является одной из основных форм организации прогрессивного производства. Она проявляется в создании и развитии крупных СТОА, мощных технических центров и объединений в системе автотехобслуживания. Концентрация услуг автосервиса обеспечивает более значительные возможности использования современного оборудования и создает условия для достижения высокой производительности труда.
В объединении Мосавтотехобслуживание за истекшие 10—12 лет проведена большая организационная работа по концентрации услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, принадлежащих населению.
Большого эффекта достигали там, где параллельно осуществлялись работы по специализации, профилированию СТОА на определенной марке автомобилей, а также проводились мероприятия по внутризаводской специализации цехов, участков и бригад.
Большой вклад в концентрацию услуг внесли реконструкция СТОА, их техническое перевооружение и новое строительство. Причем имеется в виду строительство крупных СТОА при технических центрах в Кунцеве и на Варшавском шоссе и строительство крупных станций за счет развития производственных площадей старых СТОА. Так было со СТОА-12, СТОА-Ю и др. Экономические итоги работы таких крупных СТОА подтвердили их высокую эффективность. Это и понятно, ведь отдельной станции даже и не в таком крупном городе, каким является Москва, трудно выявлять потребность населения в услугах, их структуре, организовывать эффективное снабжение запасными частями, налаживать оснащенное необходимой техникой складское хозяйство, учитывать запасные части и их движение.
Прогрессивные методы организации труда и производства доступны только в крупных СТОА, объединениях, где все вспомогательные и обслуживающие службы обособлены. Такое выделение их из основной деятельности по оказанию услуг населению не просто организационный шаг по совершенствованию производственной структуры, выравниванию диспропорций между потребностью в услугах и возможностью их удовлетворения, но и средство улучшения всей обслуживающей базы. В результате концентрации услуг возрастают не только производственные мощности, но и увеличивается возможность маневра более крупными, объединенными в одном месте материальными и финансовыми ресурсами.
Эффект концентрации связан с увеличением масштабов однородных услуг, углублением разделения труда как внутри объединения, так и внутри каждой отдельной СТОА и даже отдельного цеха и участка. При этом в каждом из таких подразделений резко возрастает масштаб однородных услуг, операций и видов технологических процессов ремонта и технического обслуживания.
Уровень фактически сложившейся к 1983 г. концентрации услуг в объединении Мосавтотехобслуживание, а также размеры отдельных СТОА определяются с помощью системы таких показателей, как:
среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
объем реализации продукции и услуг за год. Кроме этих основных показателей, уровень концентрации услуг автотехобслуживания определяется наличием в объединении малых (до 10), средних (11—34), больших (35 и более) рабочих постов и удельным весом наиболее крупных СТОА в общем объеме реализации продукции и услуг автосервиса.
По среднегодовой численности работающих объединение относится к числу крупнейших в отечественной системе автотехобслуживания. В 1982 г. здесь работало свыше 3200 чел., что уступало по размерам лишь таким республиканским специализированным объединениям (РСО) автотехобслуживания, как РСО Украинской ССР, где численность работающих составила 14 500 чел. и РСО Грузинской ССР, где было 4500 чел.
По среднегодовой стоимости основных производственных фондов объединение Мосавтотехобслуживание также находится в числе трех крупнейших систем автосервиса страны. В 1982 г. этот показатель составил 26 млн. руб. и был ниже показателей лишь РСО Казахской ССР (29 млн. руб.) и РСО Украинской ССР (106,5 млн. руб.).
Рост стоимости основных производственных фондов системы автосервиса Москвы был особенно интенсивным. Так, если в 1975 г. их общая стоимость была 17,46 млн. руб., то в 1980 г. она уже составляла 22,0 млн. руб., а в 1984 г. — 42 млн. руб.
Показатель концентрации услуг автотехобслуживания в объединении, оцениваемый объемом реализованной продукции и услуг, был (см. табл. 9) также одним из наибольших среди других станций технического обслуживания страны. В 1982 г. он составил 9,3 млн. руб.
, Особенно большое влияние на развитие концентрации автотехобслуживания оказало строительство новых СТОА в разных районах Москвы. Наряду со средними по размерам СТОА (с числом постов 11—34) в столице функционирует большая доля (17%) крупных СТОА, что отличает московский автосервис от других, как более крупный, высококонцентрированный. Тенденция роста таких СТОА (свыше 35 рабочих постов) продолжается.
Уровень и рост концентрации предприятий автосервиса (по данным НИИНАвтопрома) в 1982—1984 гг. представлены в табл. 10.
В годы становления объединения Мосавтотехобслуживание основой повышения эффективности и качества работы служили многие и весьма значительные резервы, для вовлечения которых в хозяйственный оборот требовались лишь организационные усилия. Теперь же, в 80-х годах, когда эффективность, экономия и качество стали велением времени, для дальнейшего повышения эффективности функционирования и развития объединения нужны крупные преобразования не только в организации, но и в планировании и управлении с тем, чтобы использовать глубинные резервы, затрагивающие уже все звенья объединения, а не отдельные СТОА.
Планы дальнейшего социального и экономического развития вплоть до 1990 г. объединения Мосавтотехобслуживание предусматривают широкое развитие следующих проблем:
формирование оптимальной по стоимости, наивысшей по производительности и эффективности производственно-технической базы;
поиск более прогрессивных форм организации с учетом как территориальных признаков (город, его районы), так и временных факторов (сезонное, месячное, суточное техническое обслуживание автомобилей);
внедрение специализации кооперирования, концентрации;
повышение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности СТОА;
организация рациональной торговли легковыми автомобилями, запасными частями и автопринадлежностями;
организация прогрессивной системы труда, соревнования н заработной платы;
обеспечение постоянно растущей прибыли, рентабельности, снижения себестоимости услуг и ремонта автомобилей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70