Главная | Карта сайта | ДВС | Краны | Автосервис | ТО | Статьи

Формирование критерия эффективности

При формировании критерия эффективности основные понятия любой задачи выбора «лучше» или «хуже» интерпретируются в форме «больше» или «меньше», и оптимальной считается альтернатива, обеспечивающая минимум затрат по принятому решению. Однако обычно альтернативу оценивают несколькими показателями, каждый из которых характеризует ее частично. Так, например, можно определить рациональную периодичность ТО, выбрав определяющим показателем минимум затрат на эксплуатацию Зд (рис. 75) или предельный уровень концентрации парка обслуживаемых автомобилей, исходя из максимальной эффективности производства т) э. и, или оценить эксплуатационные затраты Зл при различных дорожных условиях.
Свести все эти показатели в один практически не удается, и оценить эффективность функционирования технической службы предприятия автомобильного транспорта, оптимизируя только один показатель, невозможно. Поэтому целесообразен обобщенный показатель, который не исключает частных показателей и может использоваться в единстве с ними. Ценность обобщенного критериального показателя эффективности технической службы заключается в том, что в нем синтезируются, отражаются и взаимно сопоставляются все стороны деятельности предприятия (или их подавляющая часть). Такой подход гарантирует и большую гибкость в выборе путей повышения эффективности, чем при установлении ограничения по нескольким показателям. При этом критерий оптимальности (целевая функция) служит для выбора наилучших вариантов развития технической службы, а также является средством согласования деятельности всех служб предприятий автомобильного транспорта.
Целесообразность использования обобщенного показателя эффективности объясняется и тем, что при выявлении оптимального варианта решения задачи повышения эффективности функционирования технической службы прогнозирование с полной определенностью наступления тех или иных событий возможно только при использовании количественных методов.
При применении этих методов в управлении часто приходится рассматривать систему из нескольких показателей, характеризующих различные свойства конечной продукции. Необходимость учета нескольких показателей создает трудность в постановке математических задач оптимизации для обоснования наилучшего варианта управления. Для преодоления трудности «многокритериальное™» при решении практических задач могут использоваться различные подходы, которые заключаются в следующем: 1) ввод показателя, который отражает цели управления и принимается за критерий оптимизации; 2) принятие одного из показателей системы за критерий оптимизации, а значения остальных ограничиваются условиями типа «не менее, чем» или «не более, чем». Это позволяет поставить задачу оптимизации с ограничениями, решение которой может быть использовано для обоснования наилучшего варианта управления. Этот широко распространенный в исследовании операций подход может применяться только в тех случаях, когда удается определить и обоснованно задать ограничения для всех показателей, кроме одного, принимаемого за критерий оптимизации; 3) предварительная ранжировка показателей по уровню значимости и выбор оптимального решения из совокупности возможных путем последовательного сравнения ранжированных показателей для рассматриваемых решений, начиная с самого важного показателя. При этом решение возможно лишь в случае строгой ранжировки показателей по уровню значимости, что не всегда удается сделать на практике, так как иногда не ясно, какому из показателей следует отдать предпочтение; 4) использование различных средневзвешенных обобщенных показателей для их комплексной оценки и выбора оптимального варианта управления из условий максимума или минимума значений этих показателей. Эти подходы предполагают применение метода многокритериальных оценок, который состоит в том, что вначале исследуемые критерии тем или иным способом преобразуют в однородные критерии kt, которые затем с помощью эвристически выбранной функции f (alr х,, ..., а,„, хт) «сворачивают» в одну сложную функцию F = / (а,, к,, ..., ат, km)t называемую обобщенным критерием, и определяют (чаще всего экспертным путем) коэффициенты важности (а) того или иного частного критерия, входящего в состав обобщенного.
Выбранный на основании одного из указанных подходов обобщенный критерий можно использовать для сравнения вариантов управления по предпочтительности: если F {и) > F (и) (где «инварианты решений), то вариант и считается лучше, чем вариант v, а если F (и) = F (и), то оба варианта одинаковы по предпочтительности. Поэтому оптимальным считают всякое решение и*, максимизирующее F (и), т. е. удовлетворяющее равенству F (и*) = шах F (и). При этом не требуется задавать ограничивающие условия для показателей или ранжировать их по уровню значимости. Нужно выбрать наиболее приемлемую форму свертки единичных показателей в один обобщенный.
При решении многокритериальных задач оптимизации в области технической эксплуатации наиболее приемлемым из указанных подходов является первый, о чем свидетельствует опыт их использования для практических расчетов.
Обобщенный показатель, выбираемый в качестве критерия для определения эффективности деятельности технической службы предприятия, должен отражать ее влияние на транспортный процесс в течение длительного периода. Наиболее точным измерителем уровня эффективности для предприятий автомобильного транспорта может быть натуральный показатель, который дает правильное представление о действительном уровне и темпе роста эффективности функционирования технической службы на данном предприятии, а также позволяет сравнивать сложившийся уровень эффективности ее функционирования с уровнем в предшествующий период или с плановыми данными.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117