Качество технологической планировки
Качество технологической планировки в значительной степени влияет на производственную деятельность СТОА. В результате рациональной планировки могут быть на 15—20 % снижены непроизводительные затраты времени. Для этого необходимо предусмотреть возможность дальнейшего развития предприятий и обеспечить быстроту и качество приемки, ТО и ремонта автомобилей, повышение производительности труда и пропускной способности предприятия.
Выбор и деление участка считается важным этапом проектирования. Как правило, выбирают ровный прямоугольный участок с соотношением сторон 2 : 3. При выборе участка для СТОА учитывают возможность ее расширения. В размещении зданий на территории СТОА наметилось два основных направления. Одно из них характеризуется размещением всех служб СТОА в одном здании при функциональном разграничении и взаимосвязи производственных зон внутри станции (рис. 36). Другое направление — деблокированный способ проектирования (рис. 37), при котором облегчается поэтапный ввод СТОА в эксплуатацию и ее дальнейшее расширение в нужном направлении.
Открытая или закрытая стоянка автомобилей является связующим звеном между отдельными производственными помещениями и участками. Ее рассчитывают как минимум на число автомобилей в 2 раза большее по сравнению с количеством рабочих постов, учитывая время ожидания постановки автомобиля на рабочие посты и время, затрачиваемое на выдачу его владельцам.
К административным и коммерческим относятся следующие помещения: продажи 34, демонстрационный зал, склад автомобилей и посты предпродажной подготовки, конторские помещения, касса, комната для клиентов, бюро контроля загрузки постов и нормирования, бухгалтерия, кабинеты начальника и мастеров, а также посты приемки автомобилей на ремонт. На небольших станциях все административные работы осуществляются в одном помещении и часто одним работником.
При проектировании административных помещений часто соблюдается функциональный принцип «треугольник»: бюро приема заказов — помещение продажи 34 — касса. Такое расположение помещений удобно для клиентов и обслуживающего персонала. Контора, демонстрационный зал, магазин по продаже 34 и принадлежностей занимают в среднем 10—15 % общей площади застройки. Размер склада автомобилей зависит от ежедневного объема их продажи, и обычно на нем хранится двухнедельный запас. Административную и коммерческую зоны стараются организовать таким образом, чтобы из них не имелось свободного доступа в производственную зону, кроме постов приемки и выдачи автомобилей.
Производственная зона СТОА начинается с зоны приемки-выдачи автомобилей, которая относится как к административной и коммерческой, так и к производственной части станции. К ней примыкает зона диагностирования. Считается целесообразным контрольно-измерительное и диагностическое оборудование располагать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться при приемке-выдаче автомобиля и при выполнении ТО и ремонта, т. е. диагностическое оборудование широко внедряется непосредственно в технологический процесс обслуживания и ремонт. Целесообразно комплексное использование этого оборудования при профилактическом диагностировании и контрольных работах при ТО и ремонте, выявлении неисправностей, подлежащих ремонту, проверке качества выполненного ремонта, диагностировании автомобиля по рекламации потребителя.