Структурная схема системы снабжения
В соответствии со структурной схемой системы снабжения можно выделить следующие составляющие затрат, которые необходимо учитывать при оптимизации размещения баз и складов, определения их мощности и номенклатуры запасов [31, 32):
1) стоимость 34;
2) транспортные расходы; их можно подразделить в соответствии со схемой снабжения на расходы, связанные с транспортированием изделий с главного склада фирмы на консигнационный склад (Ут1; на доставку 34 с консигнационного на региональный склад UT2; по доставке 34 с регионального склада на склады III уровня Ur3;
3) расходы складской системы, связанные с заказами партий 34, за исключением транспортных расходов;
4) расходы хранения 34 на складах всех уровней в системе ПО «Совинтеравтосервис»;
5) расходы, связанные с транзитной формой снабжения;
6) расходы, вызванные временным недостатком 34 и простоями автомобилей на линии.
Рассмотрим способы определения составляющих перечисленных выше расходов. Наиболее полно транспортные расходы можно определить по формуле, где UT — полная величина приведенных затрат по транспортированию 34. отнесенная к 1 т груза; С„ и /Сп— полная себестоимость 1 т-км и удельные капиталовложения при подвозе груза к магистрали вспомогательным транспортом; Си и К\j — тоже, при вывозе груза с магистрального транспорта; Сгр и У, АГр— суммарные расходы и капитальные вложения на погрузку и выгрузку 1 т груза на есем пути следования; С1Ж и Km эксплуатационные расходы и удельные капиталовложения по начальной и конечной операциям при перевозке груза на магистральном транспорте, отнесенные к 1 т груза; Сдв и /Сдв — эксплуатационные расходы н удельные капитальные вложения по погрузочно-рлзгрузочным и другим операциям на магистральном транспорте, отнесенные к 1 т-км; Еи — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; /мт — расстояние перевозки груза магистральным транспортом, км; /п — расстояние подвоза груза к магистральному транспорту, км; /в — расстояние вывоза груза с магистрального транспорта, км.
В данном случае формула (14) приведена в общем виде для определения транспортных расходов на всех видах транспорта. Следует иметь в виду, что в рассматриваемой системе часть издержек обусловлена договорными обязательствами (с валютными расчетами) с фирмами-изготовителями автомобилей иностранных марок, что необходимо учитывать специально. Приближенно транспортные расходы могут быть рассчитаны исходя из значений транспортных расходов, которые отражены в отчетных формах об издержках обращения 34. В частности, удельные транспортные расходы по i-й позиции номенклатуры 34 могут быть определены по формуле, где Uj — годовые транспортные расходы по доставке 34 на склады, руб.; — годовой суммарный складской оборот, руб.; Ui — оптовая цена единицы 34 1-ro наименования, руб.
В издержки складской системы по заказам партий £/са входят расходы на погрузку, разгрузку, перетаривание, сортировку и подборку 34 на базе (складе); на тару (стоимость тары) за вычетом доходов по операциям с тарой; связанные с отпуском 34 и не возмещаемые потребителями; прочие и непроизводительные расходы.
Обычно эти затраты определяются в процентах к общему складскому обороту. Данные о затратах могут быть получены из отчета об издержках обращения организации снабжения (форма 5-СН). Как правило, они не превышают 5 % складского оборота, поэтому можно принять, где (У — затраты складской системы по заказам партий 34, руб.; — суммарный складской оборот, руб.
Затраты UT и (Усэ являются переменными, так как они зависят ст количества груза, прошедшего за конкретный период через базу (склад). Для целей оптимального планирования поставок или распределений 34 эти затраты удобно объединять в транспортно-загото-вительные расходы (7ТЗ, удельная величина которых приближенно может быть определена выражением, где р — величина заготовительных расходов.